Юлия Маляшок
Формирование творческого мышления и изобретательности старших дошкольников с помощью приёмов и методов ТРИЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Маляшок Ю. А., МАДОУ детский сад комбинированного вида № 123,
г. Мурманск, Россия
«Если мы хотим научиться думать, то прежде должны
научиться придумывать». Джанни Родари
Трудно поверить, что многие изобретения в мире, которыми мы сегодня свободно пользуемся, были сделаны детьми. Не случайно Всемирный день детей-изобретателей отмечается 17 января. В этот день в 1706 году родился Бенджамин Франклин – политический деятель и изобретатель. В 12 лет он придумал ласты для плавания, позже получил патент на изобретение кресла-качалки, а ещё предложил обозначения «+» и «-» для заряженных состояний. Самому юному изобретателю было 6 лет : Роберт Пэтч попросил отца сделать для него игрушечный самосвал с откидывающимся кузовом. В 1936 году таких игрушек ещё не было. Отец запатентовал идею сына. И таких историй много. Если в дошкольном детстве помочь ребёнку «научиться думать», то и способность к изобретательству перестанет быть невозможной.
Публикация «Формирование творческого мышления и изобретательности старших дошкольников с помощью приёмов и методов ТРИЗ» размещена в разделах
Человеку всю жизнь приходиться решать задачи: простые и сложные, семейные и личные, профессиональные, экономические, творческие – и всё время при этом думать. Как этому научить малыша? Не только усвоение системы знаний, но и овладение способами мышления позволяет дошкольнику эффективно интеллектуально развиваться. У детей дошкольного возраста пройденные этапы и достижения в мыслительных действиях и операциях полностью не исчезают, а преобразуются, заменяются новыми, более совершенными. Можно сказать, что детский интеллект уже в дошкольном возрасте функционирует на основе принципа системности. В нём представлены и при необходимости включаются в работу все виды и уровни мышления : наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. Рассудочное эмпирическое мышление даёт человеку упорядоченный мир. Именно благодаря этому мышлению мы знаем, что как называется, что чему подчиняется, кто кем управляется и как себя вести в соответствующей ситуации. Однако зачастую оказывается, что у детей отсутствует самое главное – умение самостоятельно мыслить, придумывать новое, видеть несколько вариантов разрешения противоречивых ситуаций, жажда поиска и открытия. Этому и учит ТРИЗ (Теория Решения Изобретательских Задач). Кроме того, многие педагоги и психологи считают, что готовить детей к школе в обычном смысле слова не надо! Эффект может быть противоположным. Достаточно просто заботиться о развитии главного психологического завоевания дошкольного возраста - продуктивного, или творческого, воображения, которое должно осуществляться через всё многообразие детских деятельностей. Развитие воображения влияет не только на успешность собственно «творческих занятий» дошкольников (например, рисования, лепки, конструирования, музыки и др., но и на формирование школьной готовности, предпосылок умений чтения и письма.
Можно возразить: технологии ТРИЗ уже больше 20 лет – сегодня это не актуально, но развитие дошкольников не останавливается, и каждый день приходят новые дети, которые хотят больше знать и уметь. Адаптированная к дошкольному детству, ТРИЗ позволяет вовлечь ребёнка в творчество, основываясь на его интересах, расширяя круг его притязаний, развивая в нём творческие потребности и обучая решению творческих задач. ТРИЗ формирует творческое мышление, обусловленное высоким уровнем воображения ребёнка, что включает: критичность мышления, способность выявлять противоречия, прогнозирование возможного хода развития, выстраивание алгоритма действия, способность многоэкранно видеть любую систему, генерировать новые идеи, осуществлять анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей. Актуальность этой технологии трудно переоценить.
Занимаясь углублённым изучением технологии ТРИЗ по методикам А. М. Страунинг, Т. А. Сидорчук, А. В. Лимаренко и других мастеров педагогики, я разработала циклы занятий по темам: «Чудо-будо детский сад», «Мой Мурманск», «Волшебница Осень» и т. д. и в каждой теме всегда есть место изобретениям. Даже более того – результат каждой темы должен материализоваться: воплотиться в конкретное изобретение.
Процесс изобретательства, по сути, многоплановый. Если сказать ребё нку: изобрети что-нибудь! Наверняка, он не сможет этого сделать. К изобретению надо подводить последовательно и постепенно. Прежде всего, необходимо проанализировать тот или иной объект или явление с помощью «Системного оператора», морфоанализа или метода фокальных объектов. И только когда выбранный объект проанализирован, можно добавить к нему что-то новое. Ребята сами делают открытия, находят закономерности, причины и следствия процессов и явлений, изобретают.
Используя «Системный оператор», размышляем : каким будет дом в будущем? Чтобы добиться конкретного высокого результата, надо подвести ребёнка к «придумыванию» чётким логическим путём. Попробуем изменить надсистему «дом на земле», пусть дом окажется под водой. Что с ним произойдёт? Каким должен стать дом, чтобы внутри было сухо? Какой будет крыша? И т. д. Изменяя подсистему (части дома, мы получаем Новый дом - «подвододом», «аквадом» и т. д. Но мало этого, мы обсуждаем, кому нужен такой дом, какая от этого изобретения польза.
На занятиях мы всегда стараемся прийти к конкретному изобретению, созданию нового предмета, объекта, приспособленного к реальной жизни. Собираем информацию об уже созданных изобретениях, чтобы поддержать интерес детей к созданию нового, на первый взгляд необычного, чтобы доказать им, что это кому-то нужно. Ведь когда-то не было привычных для нас предметов - стола, ложки, зонта и телевизора, а завтра бывшие дошкольники сами создадут что-то своё удивительное и необходимое для всех. Как сделать дом Универсальным, чтобы он мог находиться и под водой, и на земле, и летать по воздуху? Добиваемся «Идеального конечного результата» (ИКР) – получаем систему, которая сама себя обслуживает, экологична и удобна для человека – дом будущего.
Используя "морфотаблицу", где наглядно представлены объекты и их компоненты (например, машина, самолёт, сад, карусель и части, из которых они состоят, рассматриваем и обсуждаем, что есть, а потом выбираем что-то самое необходимое и объединяем, чтобы получить другой дом: «автодом», «домолёт», «домосад», «каруселедом». И теперь снова проговариваем, кому нужен такой дом, что хорошего в нём, где он находится. С помощью морфотаблицы можно проанализировать и животных, и растения, после чего придумать новое животное и растение. Ответить на вопросы: где живёт (растёт? Что любит? Кому рядом с ним хорошо? Плохо? Придуманное изобретение, животное, растение, мы обязательно зарисовываем, даём название. Лучшие работы оформляем на стенде «Шляпа Волшебника».
Метод Фокальных Объектов позволяет добавить новое качество, которое не свойственно данному объекту в обычной реальной жизни, но может возникнуть при определённых обстоятельствах. Сначала мы находим реальные варианты, а затем переходим к волшебным, сказочным. Важно показать детям особенный, нетрадиционный взгляд на обычные предметы, объекты. Например, при переносе качеств с яблока на дом, мы получим: «вкусный дом», «сладкий дом», «круглый дом».
А теперь подумайте и скажите: когда дом можно назвать сладким? Сначала реальные варианты: в День Рождения, магазин сладостей, шоколадную фабрику; торт, в котором живут муравьи, арбуз - дом для семечек. А теперь сказочные: дом для сладкоежек, где всё сделано из сладостей, можно в нём жить и есть дом по кусочку; фруктовый дом в виде яблока, где каждое утро появляются свежие фрукты и т. д.
Работу с самыми заинтересованными ребятами продолжаю в кружке «Фантазёры». У нас есть возможность создавать изобретения из бросового материала, отдельной темой включены «Фантофантазии» - изобретения, созданные из фантиков. По результатам творческой работы всех изобретателей проводим выставки (Например, «Транспорт будущего», конкурсы («Самое необычное изобретение», соревнования Изобретателей. Широко привлекаем и заинтересовываем родителей. Устраиваем праздничный День маленьких изобретателей, посвящённый Дню изобретателя.
Не стоит ждать, когда ребёнок вырастет и сможет что-то изобрести. Важно начать уже сегодня в детском саду, и тогда завтра он не станет ломать голову над вопросами: что делать? И как? А сможет разрешить проблемную ситуацию и просто начнет изобретать на более высоком уровне в новых жизненных условиях. Ведь недаром замечательный писатель Ричард Бах написал: «Даже самая прекрасная и мощная идея совершенно бесполезна, пока мы не решим ею воспользоваться».
В результате проводимой работы дети к 6-7 годам умеют не только
системно представлять разнообразные предметы и явления окружающего мира, объекты живой и неживой природы, видеть и разрешать противоречия с помощью приёмов разрешения противоречий («наоборот», «матрёшка», «изменение окраски» и др., но и придумывать новое, защищать выработанное решение, анализируя, и аргументировано доказывая, его лучшие стороны. Дети умеют не только изменять, но и преобразовывать, комбинировать прежние знания в новые сочетания и создавать на этой основе новые образы, доводят любое дело до конечного результата, планируя этапы своей деятельности, намечая конечную цель и добиваясь её положительными методами. В целом у детей развито чувство уверенности в своих знаниях и умениях, сформированы навыки самостоятельной творческой работы и исследовательской деятельности.
Литература:
1. Железнова С. В., Богомолова Н. Р. и др. «Солнышко». Программа развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста на основе ТРИЗ и РТВ. Обнинск: ООО «Росток», 1998. 64 с.
2. Страунинг А. М. Методы активизации мышления дошкольников. т. 1 Обнинск: ООО «Росток», 1998. 112 с.
3. Тамберг Ю. Г. Как научить ребёнка думать. Феникс, 2007. 448с.
4. Сидорчук Т. А. Истории про … Пособие для воспитателей и учителей начальных классов. Ульяновск, 1993.
5. «Дети – изобретатели», https://goosha.ru/news_1403258596.html