Елена Щукина
Мастер-класс для воспитателей по формированию навыков творческой деятельности детей посредством элементов ТРИЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для воспитателей по формированию навыков творческой деятельности детей посредством элементов ТРИЗ
Программное содержание: Познакомить присутствующих педагогов с некоторыми методами ТРИЗ-технологии, используемых в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и умения, побуждать взять на вооружение предложенный опыт.
Публикация «Мастер-класс для воспитателей по формированию навыков творческой деятельности детей посредством элементов ТРИЗ» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Задачи: 1. Активизировать и поддерживать творческий потенциал педагогов, развивать профессиональную компетентность. 2. Укреплять субъективную позицию педагогов. 3. Активизировать использование полученных знаний и практических умений в профессиональной деятельности.
План мастер – класса :
1. Рассказ о методе ТРИЗ-технологии (Моделирование Маленькими Человечками), используемому в практике.
2. Моделирование на взрослых использования данного метода.
Модель взаимодействия в процессе проведения мастер-класс : «педагог - педагоги»
Оборудование: игрушки «Волшебник Оживлялка», «Капелька»; 3карточки-схемы опытов, сюжетные карточки с изображением воды в разных состояниях (жидком, твёрдом, газообразном, карточки с изображением «маленьких человечков», материал для проведения опытов.
Предварительная работа: Проведение опытов по ознакомлению со свойствами воды, заучивание детьми стихов о воде, рисование детьми портретов воды, подбор и изготовление наглядно-демонстрационного материала.
Ход мастер-класса :
- Уважаемые коллеги, я хочу в рамках данного мастер - класса представить Вашему вниманию метод, который помогает мне реализовать задачи для раскрытия творческого потенциала дошкольников. На первый взгляд, может показаться сложным, но если разобраться, уверяю – это очень увлекательно, интересно, результативно. Как для детей, так и для педагога. В работе со старшими дошкольниками я активно применяю метод, позволяющий наглядно увидеть и почувствовать природные явления, характер взаимодействия предметов и их элементов. Это метод - Моделирование Маленькими Человечками (ММЧ, который помогает формированию диалектических представлений о различных объектах и процессах живой и неживой природы, развивает мышление ребенка, стимулирует его любознательность. В играх и упражнениях с МЧ развиваются воображение и фантазия, следовательно, создается почва для формирования инициативной, пытливой творческой личности.
Рассмотрим пример перехода вещества из одного состояния в другое.
Педагог обращается к гостям семинара:
Только сегодня и только сейчас,
Только у нас и только Вам
Я предлагаю с удовольствием и конечно волнением окунуться в мир детства. Почувствуйте себя вдали от житейской суеты и трудностей. Итак,
Здравствуйте!
Музыкальная игра – приветствие.
В этот чудесный день, добрый день,
Дружно здороваться нам не лень!
Руку протягивай не зевай,
Улыбку весёлую посылай. (2 раза).
Сегодня мы с вами отправимся в центр науки, где вы должны показать свои знания. А кто нас там ждёт, отгадайте:
Загадка: «Есть волшебник такой,
Лишь коснётся рукой,
Стол иль стул, да что хочешь,
Оживит когда захочешь!»
(Волшебник Оживлялка)
Волшебник Оживлялка принес свой научный труд и попросил, чтобы я вас с ним познакомила. Интересно, что там (открывает, читает).
„Сказка про маленьких человечков"
(чтение сказки сопровождается показом схем)
Жили-были маленькие человечки. Они были такие маленькие, что их никто не замечал. Им так стало обидно, что они стали топать ногами и кричать, но их все равно никто не видел. Тогда один из них предложил: „ Давайте возьмемся крепко за руки и пойдем из этой страны, где нас никто не замечает. " Так они и сделали. Но тут вот что случилось. Только они взялись крепко за руки, как все их увидели. „Посмотрите какая большая гора, какой твердый камень, какое прочное стекло, железо и дерево",- говорили все вокруг. „Что это с нами случилось,- удивились человечки, мы стали деревом, металлом, стеклом и камнем". Им стало так хорошо и весело, что они захлопали в ладоши. Но как только они перестали держаться за руки, с гор побежала вода. „Значит, если мы будем крепко держаться за руки, то будем твердыми веществами, а если будем просто стоять рядом, то будем жидкостями",- сказали человечки. А самые непослушные человечки не хотели держаться за руки и рядом стоять не хотели. Они стали бегать, прыгать, кувыркаться и превратились они в воздух, дым над костром и в запах маминых духов. Так теперь и живут маленькие человечки. В твердых веществах они крепко держатся за руки. В жидкостях они стоят рядом друг с другом. В газообразных веществах они бегают и прыгают.
В. : Ребята, а вы хотите поучаствовать в научных экспериментах?
Д. : Да.
В. : Волшебник вас приглашает в лабораторию. Проходите пожалуйста (дети подходят к столу).
Рассмотрим, что же здесь находятся за предметы ( дети поочередно называют три предмета: ваза, кубик, тарелка).
Давайте попробуем отделить часть от целого (дети проводят эксперимент - не выходит) .
В. : Почему у вас не получилось?
Д. : Потому, что предметы твердые.
В. : Какие человечки живут в твердых предметах?
Д. : Те, которые крепко держатся за руки.
В. :. покажи схему твердого вещества (ребенок показывает)
Давайте пойдем дальше. Что мы видим здесь?
Д. : Стакан с молоком; водой; соком.
В. : Как вы думаете, можно ли отделить часть человечков? (Экспериментальная работа. Отделяем часть жидкости. Потом снова ее соединяем. Переливаем ее из одной емкости в другую.)
В. : На этом столе собраны разные жидкости. В них живут человечки, которые не держатся за руки, а стоят рядом друг с другом. Повтори, как ведут себя человечки в жидкости.
Д. : Стоят рядом, опустив руки.
В. : Покажи схему жидкости (ребенок показывает)
В. : А хотите я вам покажу, где живут человечки, которые не стоят на месте.
Д. : Да, хотим.
В. : Поставьте перед собой ладоши и помашите ими на себя. Чувствуете как кто-то стучит вам по щекам? (дети машут)
Это маленькие человечки собрались в кучку и стучат вам по щечкам. А вот в этих коробочках, которые вам приготовил волшебник Оживлялка, тоже живут человечки. Откроем коробочки и вы их почувствуете (дети открывают, нюхают).Что вы можете сказать о веществах, которые находятся в середине коробочек?
Д. : Мы ничего не видим, не можем потрогать, но чувствуем запах.
В. : Как называется это вещество?
Д. : Газообразное.
В. : Покажите схему газообразного вещества, (ребенок показывает, воспитатель хвалит)
Физ. минутка
В. : Ребята, а вы хотите стать на время маленькими человечками?
Д. : Да, хотим.
В. : Тогда проходите, пожалуйста, становитесь в круг и выполняйте движения, соответствующие моим командам. Итак, я вас превращаю
- в воздух
- в жидкость
- в твердый предмет (дети выполняют движения)
Теперь усложним задание:
- вы – стол,
- вы – сок,
- вы - дым костра.
В. : Молодцы, вы все правильно выполняли.
В. : Что Вы говорите, волшебник? (нагнулась к волшебнику, послушала) Обязательно. Волшебник оживит сегодня то, что я загадала, попробуйте узнать с помощью игры «Да-нет-ка». Отгадайте, что я загадала?
Д. : Это природный мир или рукотворный?
В. : Природный.
Д. : Это живая природа?
В. : Нет.
Д. : Это земля?
В. : Нет.
Д. : Это солнце?
В. : Нет.
Д. : Это камни?
В. : Нет.
Д. : Это река?
В. : И, да и нет.
Д. : Это Вода?
В. : Да. Я загадала воду.
Давайте попросим волшебника, чтобы он оживил нам воду:
Ну, волшебник не зевай,
Нам водичку оживляй (повторяют все вместе)
Появляется живая капелька (вязаная игрушка)
Что она может рассказать о себе? Давайте от её имени попробуем это сделать.
Я – жидкая;
Я – прозрачная;
Я - без вкуса и запаха.
Если дети затрудняются в перечислении свойств воды, показать карточки схемы опытов.
А что вы знаете о форме воды? (Вода не имеет форму, п. ч. она принимает форму той посуды, в которую её налили).
Кто нам попробует повторить всё о воде? (1-2 ребёнка). (1,5-2 мин.)
Давайте вспомним, где вода может быть и для чего она нужна?
Задание, будем выполнять 2 командами. (Дети подходят к столам, где находятся сюжетные картинки).
1 команда – выбирает картинки, где изображено кому и для чего нужна вода.
(Вода нужна маме для стирки белья, мытья посуды, для купания, чтобы рыбу ловить, цветы чтоб росли, рыбам и т. д.)
Вывод: Вода необходима всем живым существам: растениям, животным, человеку.
2 команда – где может жить капелька воды?
(В море, лужице, ручейке, реке, облаках, снеговике, сосульке, снежинке и т. д.)
Вывод: Вода – волшебница. Она бывает разной. Вода бывает жидкая, тогда её очень тяжело удержать, так как маленькие человечки не держат друг друга за руки, и она принимает форму сосуда, в который ее наливают. Вода бывает твердая, когда замерзает и превращается в лёд, так как человечки держат крепко друг друга за руки. Вода бывает газообразная, когда закипает и превращается в пар, так как человечки очень быстро бегают.
В. : А теперь попробуем составить загадки о воде.
Д. : Прозрачная, но не стекло. Жидкая, но не молоко; прозрачная, но не воздух; льется, но не песня.
Физминутка.
В. : Ребята, я предлагаю временно превратиться в маленькие капельки и поиграть в игру «Ходят капельки по кругу». Капельки из тучки упали на землю. Попрыгали, попрыгали, скучно им стало играть по одной. (Дети прыгают). Собрались они вместе и потекли маленькими ручейками. (Дети берутся за руки и начинают движение). Встретились ручейки и стали большой речкой. (Дети бегут змейкой, взявшись за руки). Текла-текла река и попала в большой океан. (Дети берутся за руки и идут по кругу.) Плавали, плавали капельки в океане, а тут и солнышко выглянуло, тепло стало. (дети присели). Вспомнили капельки, что их ждет мама Тучка. Стали капельки легкими и полетели к тучке (Дети подняли руки вверх).
В. : Время работы в научном центре подошло к концу. Дети, вы сегодня столько узнали интересного, вы были такими активными, находчивыми. Волшебник доволен вашими знаниями и хочет подарить каждому капельку воды. Оживлялка надеется, что вы будете соблюдать правила бережного отношения к воде.