Елена Устименко
Мастер-класс «Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Повышение профессионального мастерства и обмен опытом по развитию речи дошкольников.
В ходе работы предполагается решить следующие задачи:
1. Представить свой педагогический опыт по введению наиболее эффективных приёмов и методов, помогающих комплексно развивать речь и личность ребёнка.
2. Обучить воспитателей основным подходам использования нетрадиционных игровых упражнений в процессе обучения детей с проблемами в речевом развитии.
Публикация «Мастер-класс „Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
3. Осуществить индивидуальный подход по отношению к каждому участнику мастер-класса с отслеживанием позитивных результатов деятельности каждого педагога.
Оборудование:картотеки игр, массажные шарики, наглядный материал:
1. Мнемотаблицы, мнемодорожки, пиктограммы.
2. Сказки: «Рукавичка», «Три медведя».
3. Разрезные картинки из сказок: «Рукавичка», «Три медведя».
4. Цветные карандаши, фломастеры, простые карандаши, альбомные листы на каждого участника мастер- класса
5. Презентация по теме.
Ход мастер-класса :
СЛАЙД № 1 - ТЕМА. Эмоциональное начало:
- Уважаемые коллеги, позвольте представить вам тему моего мастер-класса «Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения речевой деятельности».
- Я надеюсь, что процесс будет двусторонним, и вы будете активными участниками сегодняшнего мастер-класса.
СЛАЙД№ 2: «Актуальность темы мастер-класса».
Очевидно, что для современного общества проблема формирования коммуникативной компетентности является одной из наиболее актуальных, в том числе и на ступени дошкольного образования. Поэтому обязательное решение задач коммуникативного развития личности ребёнка, определено на государственном уровне и отражено в ФГОС ДО.
Именно речевое развитие рассматривается сегодня и исследователями, и авторами различных программ как доминанта становления коммуникативной культуры на ступени дошкольного образования.
Целью моей работы по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка.
СЛАЙД № 3: Использование практических методов в развитии речи ребенка.
Развитие речи традиционно осуществляется в разных видах деятельности детей посредством использования практических методов, направленных на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. К практическим методам относятся различные дидактические игры, игровые упражнения, игровые технологии. Они используются для решения всех речевых задач.
В соответствии с ФГОС образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. А что является основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности? (ответы слушателей).
- Конечно же - это игра Т. к у нас с вами профессиональная деятельность связана с детьми в детском саду, а ведущей деятельностью этого возраста является ИГРА, значит, мы с вами сейчас тоже поиграем.
СЛАЙД № 4:
- И начнем мы с метода совместных рассказываний, где я использовала такие игровые приемы как: «Я начну, а ты продолжи», «Закончи предложение». Попробуем?
Практическая часть:
- Пошел первый…. (воспитатель предлагает придумать несколько вариантов ответов)
- Утром дети …
- Девочка Маша играет… .
- Этот прием направлен на совместное построение коротких высказываний, когда взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает.
Игровые упражнения «Рифмы».
К названным словам, подобрать рифмы:
ребята - котята;
картина - корзина;
вскачь - мяч,
птицы - спицы.
«Доскажи словечко».
- Посмотрите-ка, ребята, Ведь играют тут. (котята).
- Вот пустилось что-то вскачь. Рассмотрели -это. (мяч).
- Очень чисто вымыт пол, На него поставим. (стол).
Но, так как мы с вами взрослые люди, я хочу немного усложнить задание.
Задание: вспомните героев любимых сказок и отгадайте про них загадки.
• Коли есть печка, не нужен диван, щукой командует в сказке… (не Иван, а Емеля)
• Дернуть за веревочку –такой для входа код. Съел бабушку и внучку голодный серый… (не Кот, а Волк)
• В Людоедах знает толк, съест, как мышь, любого… (не Волк, а Кот в сапогах)
• Озорник, хвастун, крепыш, подлетел к окну… (не Малыш, а Карлсон)
• Волка не пускают, Волка братья злят, крепкий дом построен у троих… (не козлят, а поросят)
• Плетью бьет всех, кто шалит, мучит кукол… (не Айболит, а Карабас)
• Стрела у Ивана упала в болото и в лапы попала она… (не бегемота, а Лягушки)
• Лягушка со стрелою – печальная картина. Женой квакушка станет теперь для… (не Буратино, а для Ивана-царевича)
• Из полена Карло вырезал фигурку, существо ожившее он назвал… (не Снегуркой, а Буратино)
• У попа работник родом из крестьян, за щелчки работать нанялся… (не Иван, а Балда)
- Молодцы, у вас все получилось.
СЛАЙД № 5.
- Следующее игровое упражнений «Почемучки».
- Я вам сейчас буду задавать вопросы, а вы должны ответить на него полным ответом, употребляя слова «потому что».
- Итак, начнем.
Игра «Почемучки».
Почему улетают птицы?
• Почему зимой нельзя купаться?
• Почему засыхают цветы?
• Почему весной тает снег?
• Почему летом не носят шубы?
• Почему люди берут зонты?
• Почему пришел врач?
• Почему деревья мокрые?
Данное упражнение направлено на формирование навыков связных речевых высказываний, развитие умения отвечать полным предложением на поставленный вопрос, учитывая установку воспитателя
СЛАЙД № 6.
- А сейчас я предлагаю вам немного поиграть с пальчиками: - Но прежде, чем начать игру, я предлагаю вам ответить на вопрос: Для чего нужны пальчиковые игры и что они развивают? (ответы слушателей). - Да, вы абсолютно правы. Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию.
- Сегодня я попытаюсь показать вам как это работает и надеюсь, что вам понравится выполнять незатейливые упражнения, а затем и привнести их в свою работу.
- Сначала мы проведем упражнение на «разогрев» «Фортепьяно»
- Давайте представим, что каждый из нас это клавиша музыкального инструмента, я начинаю игру, задавая ритм, а вы по часовой стрелке продолжаете, как только человек справа от вас выполнит заданное количество хлопков, вы продолжаете и передаете эстафету другому. (повторяется 2-3 раза с ускорением)
- А теперь я предлагаю вам вместе со мной выполнить массаж пальцев рук он будет представлен в стихотворной форме. Данный массаж выполняется специальным массажным шариком «Су-Джок». Если у вас под рукой не окажется шарика, можно сделать его самим из бумаги.
Я буду проговаривать текст, и показывать движения, а вы повторяйте за мной.
Катится колючий ёжик, нет ни головы ни ножек По ладошке бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит. (Катаем шарик слегка сжимая ладонями прямыми движениями между ладонями) Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит. Бегает туда-сюда, мне щекотно, да, да, да. (движения по пальцам) Уходи колючий ёж в тёмный лес, где ты живёшь (кладём в ладонь шарик и берём подушечками пальцев)
СЛАЙД № 7.
- Сейчас мы с вами выполним пальчиковую гимнастику с привлечением эмоциональной настроенности в сочетании со словами.
«Если пальчики грустят» - Если пальчики грустят – Доброты они хотят. (пальцы плотно прижимаем к ладони) Если пальчики заплачут – Их обидел кто-то значит. (трясем кистями) Наши пальцы пожалеем – Добротой своей согреем. («моем» руки, дышим на них)
К себе ладошки мы прижмем, (поочередно, 1 вверху, 1 внизу.) Гладить ласково начнем. (гладим ладонь другой ладонью)
Пусть обнимутся ладошки, Поиграют пусть немножко. (скрестить пальцы, ладони прижать пальцы двух рук быстро легко стучат) Каждый пальчик нужно взять И покрепче обнимать. (каждый палец зажимаем в кулачке)
- Справились всем, спасибо, отлично. Это упражнение способствует синхронизации работы полушарий головного мозга, что позволяет более эффективно корректировать отклонения в развитии речи детей.
СЛАЙД № 8.
Немаловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет художественная литература. Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка, обогащают словарный запас новыми словами, поэтической лексикой, образными выражениями.
Так, с целью развития связной речи, я использую такой игровой прием, как рассказывание сказки от начала и до конца от лица героя сказки или предмета.
Всем вам известна сказка колобок. Я сейчас дам образец сказки от лица тропинки, проходящей рядом с домом: «Я – тропинка извилистая. Недалеко от меня дом стоит красивый. Слышу я, что как-то раз Дед Бабке говорит: «Бабка, испеки колобок». Долго не было Бабки, смотрю, она к окну подошла и положила колобок, чтобы он остыл немножко. Колобок лежал, лежал, а потом упал на меня и покатился. Он был тепленький, мягкий, кругленький. Катится, катится, а навстречу ему зайчик …и т. д. таким образом, рассказываем сказку до конца.
- Я предлагаю вам разделиться на группы, собрав картинку из сказки. - Из какой сказки у вас картинка? -Надеюсь данные сказки вы знаете. Даю вам 2 минуты на выполнение задания. *Задание для группы №1.•«Рукавичка» от лица рукавички * Задание для группы №2.•«Три медведя» Расскажите сказку от лица Михайло Потапыча. - Молодцы, у вас все получилось. Идем дальше.
СЛАЙД № 9.
Иллюстрации из сказок.
СЛАЙД № 10.
Один из эффективных игровых методик речевого развития является методика «Расскажи стихи руками» Алябьевой Е. А.
Рассказывание стихов с помощью рук неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, развитию слоговой структуры слова, развитию крупной и мелкой моторики, воображения, образности. И сейчас я вам предлагаю обыграть и разучить одно из стихотворений вместе со мной.
(воспитатель предлагает сесть поудобнее и повторять за ней движения)
-Едем, едем на машине, (имитация движения рулём)
-Нажимаем на педаль. (ногу согнуть, выпрямить)
-Скорость включаем, выключаем (воображаемый рычаг повернуть к себе, от себя)
-Смотрим пристально мы вдаль (ладонь ко лбу)
-Дворники считают капли: вправо-влево, чистота (руки согнуть в локтях перед собой, ладони раскрыть, направив их от себя, одновременно влево-вправо)
-Волосы ерошит ветер, (поводить над головой раскрытыми ладонями и растопыренными пальцами)
-Мы - шофёры хоть куда! (большой палец правой руки поднять вверх, остальные сложить в кулак) (Воспитатель предлагает участникам мастер – класса повторить стихотворение ещё раз уже с проговоркой слов.) - Вот видите, у вас все получилось. Надеюсь, вы убедились в эффективности данной методики.
СЛАЙД № 11.
Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и облегчить этот процесс, мною в работе с детьми используется приём мнемотехники. Это не игровой прием, но мне хочется поделиться с вами опытом работы в его использовании. Мнемоника, или мнемотехника - это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций, которая выражается в мнемотаблицах. Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей и направлены на обогащение словарного запаса, совершенствование лексико-грамматических средств языка.
Слайд № 12.
Мнемотаблицы можно составлять самим. Изображения на мнемотаблице можно располагать:
на одной полосе бумаги, на отдельных листах или карточках, на одном листе, поделив его на несколько частей (таблица)
Слайд № 13, 14
Воспитатель зачитывает стихотворение, и показывает мнемотаблицу, составленную из картинок к данному стихотворению Белые носочки на лапках у щенка Видно перешел он речку молока.
СЛАЙД № 15.
А сейчас я вам прочту стихотворение, а вы попробуете сами составить к нему мнемотаблицу.
Итак:
Божья коровка
Точка, точка,
Два крючочка-
Это лапки у жука.
Два блестящих лепесточка
Раздвигаются слегка.
Справа – точка, слева – точка,
В черных крапинках бока.
Я подую на жука –
Улетай за облака!
Словно красный вертолет,
Прямо в небо он уйдет. (Ф. Грубин)
СЛАЙД № 16.
(воспитатель показывает схему, нарисованную им самим, сравнивает, что получилось у участников мастер- класса, зачитывает еще раз стихотворение.
- Молодцы, у вас все получилось.
СЛАЙД № 17. РЕФЛЕКСИЯ
Цель: оценка результативности проведенного мастер-класса, осознание собственной и коллективной только что произведенной деятельности.
Воспитатель:
- В работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста я использую метод «синквейн», это – один из эффективных методов развития речи дошкольника
Синквейн – это нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строк, в которых человек высказывает своё отношение к проблеме. Многие из вас с ним знакомы.
И я сейчас хочу вам предложить выразить свое отношение к проведенному мастер- классу через синквейн. Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко!
Порядок написания синквейна:
• Первая строка - одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.
• Вторая строка - два прилагательных, характеризующих данное предложение.
• Третья срока - три глагола, показывающие действие понятия.
• Четвёртая строка - короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение.
• Пятая строка - одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации связанные с данным понятием.
Например
Скворец
Поющий, черный
Прыгает, летает, вьет гнезда
Без него не наступит весна
Птица
В нашем случае ключевым словом будет словосочетание – «мастер-класс»
(воспитатель благодарит участников мастер- класса за выраженное отношение к мастер -классу)
СЛАЙД №18. Итог
Уважаемые коллеги, я поделилась с вами тем, как можно использовать в своей работе совмещение разнообразных методов и приёмов для развития речи детей. Продемонстрированные приемы я активно применяю в своей работе, что позволило мне не раз убедиться в их результативном воздействии на речевое развитие детей.
Особенно примечательно и удобно в использовании вышепоказанных игр является то, что бесчисленное их множество можно найти не только в литературе, но и бесконечно импровизировать, придумывая разнообразные движения под хорошо знакомые вам стихи, потешки, песенки.
Мы с вами хорошо поработали и в завершение я предлагаю представить на одной ладони улыбку, а на другой радость. Чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-накрепко соединить в аплодисменты!
- Дерзайте, творите! Спасибо за работу!