Галина Елисеева
Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование графомоторных навыков
у детей старшего дошкольного возраста.
Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно в 6-7 летнем возрасте в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту ребенок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков (письма, а не был вынужден исправлять неправильно сформированные старые.
Публикация «Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Рука ребенка дошкольника физиологически несовершенна: слабо развиты мелкие мышцы рук, не закончено окостенение запястья и фаланг пальцев. Часто заметен несоответствующий работе мышечный тонус. Поэтому посчитали необходимым провести диагностику ручной умелости на начало года, для понимания проблемы и учета планирования работы. В диагностику были включены наблюдение за ребенком во время рисования, приема пищи, уровень ручной умелости; давались задания с бумагой «Елочка», «Грибок» «Ежик». Эти упражнения давались на умение ребенком складывать квадрат пополам, по диагонали.
Начали работу в группе с формирования правильного захвата карандаша. На первом этапе использовали пальчиковые игры упражнения с карандашом.
Большую работу отвели нетрадиционным техникам рисования, развивающим ручную умелость.
Работа со штампом
Работа со штампами вырабатывает навык правильного захвата орудия письма и тренирует быструю смену тонуса мускулатуры рук: напряжение, расслабление, силовое напряжение.
Работа с ножницами.
Это упражнение для быстрого чередования напряжения мелкой мускулатуры руки и ее расслабления. Использовали специальные тренажеры вырезания (по кругу, диагонали и т. д.).
Техника «Обрывания бумаги»
Ниткография
Это выкладывание нитки по контуру изображений, вырезанных из бархатной бумаги. Также использовали войлочную проволоку (синельную) для поделок.
Рисование тычком.
Рисунки получаются объемными и живыми за счет многократных движений кисти сначала по линии контура предмета, а потом внутри него. Но и рука учится быть тверже, позволяет освоить необходимые умения, подготавливающие руку к письму.
Хочется отметить, что рисование имеет многое с письмом. Усвоение навыка письма является сложным процессом. В процессе рисования и письма формируется учебная поза будущего школьника, он овладевает графическими умениями, учится точно соизмерять движения руки, подчинять их зрительному контролю регулировать движения руки в соответствии со словом воспитателя. В ходе освоения рисования и письма происходит правильное взаимодействие между восприятием предмета (при рисование). Знака (при письме) и его графическим изображением, начертанием регулируются усилия руки при нажиме. При обучении рисованию и письму специфичны положения руки, листа бумаг или тетради.
Мускульная память в период до семи лет очень цепка. В своей работе использовали разные упражнения и предметы, для выполнения которых дополнили предметную среду в группе.
- запускание пальцами мелких волчков
- разминание пластилина, пластилинография
-«сухие бассейны» для рук
- нанизывание бус, шнуровки
- завязывание узлов на шнуре
- игры с мозаикой, конструктором
- игры с песком
- су-джок терапия
Работа по развитию графо-моторных навыков должна быть систематической и комплексной, и осуществляться в следующих направлениях работы с детьми: развитие мелкой моторики руки, тренировка зрительно-моторных и слухо-моторных координаций; обучение ориентировки на листке бумаги; выполнение графических упражнений.
Литература:
1. Е. Максимова Готовим пальчики к письму. М. : Обруч, 2011.
2. М. М. Безруких, Т. А. Филиппова Ступеньки к школе Тренируем пальчики (5-7лет). - М: Дрофа 2014
3. Формирование графомотрных навыков у дошкольнпкво / Анищенко Ю. В.
4. http//doshvozrast.ru/metodich/pedoput06/htm