Елена Ефимченко
Формирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА
Я не боюсь ещё и ещё раз повторить:
забота о здоровье ребёнка –
это важнейший труд воспитания».
В. А. Сухомлинский.
В настоящее время, как никогда, возрастает актуальность здорового образа жизни, что вызвано увеличением и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического и политического характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.
Публикация «Формирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Здоровый человек редко задумывается над тем, что такое здоровье. Кажется, что ты здоров, всегда будешь таким, и не стоит об этом беспокоиться. Между тем здоровье – одна из главных ценностей человеческой жизни, источник радости.
Главным для нас, педагогов должно быть формирование культуры здоровья, как части общей культуры человека – осознание здоровья, как жизненно важной ценности, воспитания ответственного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих людей и окружающей среды.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Для сохранения, укрепления и формирования здоровья дошкольников необходимо вести определенную системную работу по обеспечению факторов ЗОЖ, по сообщению детям знаний о ЗОЖ и формированию у них навыков ЗОЖ.
Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:
-Занятия физкультурой, прогулки.
-Рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены.
-Правильное питание обеспечивает нормальное течение процессов роста и развития организма, а также сохранение здоровья. Правильная организация питания имеет большое значение для развития детского организма, в предупреждении и лечении многих заболеваний.
-Следующий фактор здорового образа жизни - закаливание. Практически всем известно изречение: "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья". И действительно, использование этих естественных сил природы, использование разумное, рациональное, приводит к тому, что человек делается закаленным, успешно противостоит неблагоприятным факторам внешней среды. Закаливание - эффективное средство укрепления здоровья человека.
Физкультурно-оздоровительная работа включает в себя:
-утренняя гимнастика;
-физкультурные занятия;
-музыкально - ритмические занятия;
-прогулки с включением подвижных игр;
-оздоровительный бег;
-пальчиковая гимнастика;
-зрительная, дыхательная гимнастика на соответствующих занятиях;
-оздоровительная гимнастика после дневного сна;
-физкультминутки;
-эмоциональные разрядки, релаксация;
-ходьба по массажным коврикам;
-спортивные досуги, развлечения, праздники.
Задачи по формированию навыков ЗОЖ в старшей группе:
*Расширять представления об особенностях функционирования и целостности человеческого организма. Акцентировать внимание детей на особенностях их организма и здоровья («Мне нельзя есть апельсины — у меня аллергия», «Мне нужно носить очки»)
*Расширять представления о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни (правильное питание, движение, сон и солнце, воздух и вода) и факторах, разрушающих здоровье.
*Формировать умения определять качество продуктов, основываясь на сенсорных ощущениях.
*Расширять представления о роли гигиены и режима дня для здоровья человека.
*Формировать представления о правилах ухода за больным. Воспитывать сочувствие к болеющему. Формировать умение характеризовать своё самочувствие.
*Знакомить детей с возможностями здорового человека.
*Прививать интерес к физической культуре и спорту.
*Знакомить с доступными сведениями из истории олимпийского движения.
*Знакомить с основами техники безопасности и правилами поведения в спортивном зале и на спортивной площадке.