Юлия Тришина
Мастер-класс «Формирование предпринимательских навыков у детей дошкольного возраста в игре с применением кейс-технологии»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс «Формирование предпринимательских навыков в разных профессиях у детей дошкольного возраста, через раннюю профориентацию в игре с применением кейс-технологии»
Цель:
Создать условия для формирования знаний у педагогов о последовательности действий, методов, приемов и форм использования кейс- технологии при формировании предпринимательских навыков в разных профессиях у детей дошкольного возраста, через раннюю профориентацию в игре. Повышение профессионального уровня и статуса педагога. Повышение качества педагогического процесса в сфере дошкольного образования. Обобщение и обмен педагогическим опытом путем прямого и комментированного показа.
Публикация «Мастер-класс „Формирование предпринимательских навыков у детей дошкольного возраста в игре с применением кейс-технологии“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
Задачи:
1. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на использование в практике кейс- технологии при формировании предпринимательских навыков в разных профессиях у детей дошкольного возраста, через раннюю профориентацию в игре
2. Передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм использования кейс- технологии при формировании предпринимательских навыков в разных профессиях у детей дошкольного возраста, через раннюю профориентацию в игре.
3. Совместная отработка методических педагогических, психологических методов и приемов в воспитательно-образовательном процессе с детьми.
4. Способствовать развитию профессионально – творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы
5. Рефлексия собственного опыта участниками мастер-класса.
Форма проведения:
мастер-класс
Участники:
воспитатели ДОУ
Результат:
Ознакомление с последовательность действий, методов, приемов и форм использования кейс- технологии при формировании предпринимательских навыков в разных профессиях у детей дошкольного возраста, через раннюю профориентацию в игре
Материал и оборудование:
мультимедийное оборудование (компьютер, экран, кейс «Изучаем профессии»)
1. Часть (теоретическая)
- Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего мастер-класса «Формирование предпринимательских навыков в разных профессиях у детей дошкольного возраста, через раннюю профориентацию в игре с применением кейс-технологии». ФГОС ДО реализует современные прогрессивные идеи развивающего обучения, которые направлены и познавательную активность дошкольника в целом и предъявляют высокие требования к выбору методов обучения. В современных условиях ребёнок выступает в роли не “объекта”, а в роли “субъекта” образования, ребёнок – Личность. Инновационный процесс развития общества касается и системы дошкольного образования, которая считается начальной ступенью в раскрытии потенциальных возможностей ребенка. Этот подход ставит высокие требования к системе дошкольного обучения и воспитания. Одной из важнейших задач образовательно-воспитательной работы в ДОУ является социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, а одним из направлений данной области развития является ранняя профориентация детей. Поэтому назрела необходимость целенаправленной работы с детьми по данному вопросу и поиск более эффективных современных методов, приемов и форм работы с дошкольниками в данном направлении. В своей практике по ранней профориентации и формированию предпринимательских навыков у дошкольников я применяю кейс-технологию и поэтому я выбрала данную тему мастер-класса.
- Коллеги! Для начала нам нужно вспомним, что же такое профессия. Как вы можете дать объяснение данному слову? (Ответы педагогов)
- Все верно. Термин «профессия» от лат. professio — официально указанное занятие, специальность, от profiteer — объявляю своим делом, род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретённых в результате специальной подготовки, опыта работы. А результат профессиональной деятельности обычно является основным источником дохода.
- Давайте теперь разберемся, что такое ранняя профессиональная ориентация. (Ответы педагогов)
- Хорошо! Профессиональная ориентация – это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике; сложная и многогранная проблема по масштабам- государственная, экономическая по результатам, социальная по содержанию, педагогическая по методам. Так как профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Именно ДОУ является первой ступенью в формировании базовых знаний о профессиях и начинает формировать предпринимательские навыки в разных профессиях. Поэтому ранняя дошкольная профориентация - это система мероприятий направленных на прогнозирование личностного роста ребенка, выявление его способности, наклонности, определенной потребности в той или иной деятельности. Она преимущественно носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий, а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при выполнении посильной работы).
О необходимости профориентации детей дошкольного возраста отмечали в своих исследованиях Н. Н. Захаров, С. Н. Чистякова, Е. А. Климов, В. И. Логинова, Л. А. Мишарина и др. отмечают, что детям доступна система элементарных представлений, базирующаяся на ключевом, стержневом понятии, вокруг которого и выстраивается информация. Как вы думаете, для чего нужно формировать у дошкольников предпринимательские навыки в разных профессиях? (Ответы педагогов)
- Мир, в котором мы сейчас живем, существенно изменился и продолжает интенсивно меняться по сравнению с предыдущими годами. Сегодня на первом месте для многих людей стоит ценность получения благ и удовольствий от жизни. Молодое поколение рассматривают профессиональный труд в большем случае как средство и источник получения возможностей (денег) для реализации потребительских ценностей и желаний. Формирование системных знаний о труде взрослых начинает уже в дошкольном возрасте и предполагает знакомство дошкольников с конкретными трудовыми процессами, раскрытие центральной, системообразующей связи понятия о том, что сущности труд в каждом конкретном процессе достигается продуктом деятельности, который имеет ценностную значимость - удовлетворять ту или иную потребность. Другими словами, происходит связь преобразования человеком предмета труда (исходного материала) в продукт (результат труда, удовлетворяющий потребности человека. Освоение знаний о результатах труда, представленных вещественным продуктом является важным для формирования интереса к труду, бережного отношения к его результатам.
ФГОС ДОО выделяет основные направления развития ребёнка, где приоритетными названы игровая и трудовая деятельность дошкольника.
Игра- свободная, естественная форма погружения в реальную (или воображаемую) действительность с целью ее изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности самореализации. Игра — отражение жизни, ведущий вид деятельности ребенка. В играх дошкольники воспроизводят все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых, отображают труд людей разных профессий, поэтому наиболее целесообразно проводить работу по ранней профориентации дошкольников через организацию игровой деятельности.
«Большое значение в формировании образа мира ребенка имеет игра. Именно в игре закладываются первые основы профессиональной деятельности… Образно говоря, детская игра — это первый профориентатор ребенка…» (А. Г. Асмолов)
- Поэтому формирование представлений дошкольников о профессиях и формирование предпринимательских навыков необходимо строить с учетом современных образовательных технологий: одной их которых является кейс- технология, в основе которой у меня стоит игровую деятельность.
- И что же такое кейс- технология? В чем она заключается? Что она дает? (Ответы педагогов)
- Правильно! Название кейс- технологии произошло от латинского «casus» - запутанный, необычный случай; а также от английского «case» - портфель, чемоданчик. Кейс-технология направлена не столько на освоение знаний, сколько на формирование у воспитанников новых качеств и умений самостоятельно осваивать информацию и применять полученные знания в реальной жизни, технология развивает умственные, сенсорные и речевые способности, аналитические умения, формирует навыки социально- коммуникативного взаимодействия в общении в системах «ребенок-ребенок», «ребенок-взрослый», обеспечивается взаимосвязь с жизнью и игрой ребенка. - Коллеги, как вы думаете, можно использовать данную технологию, работая в направлении ранней профориентации и формирования предпринимательских навыков у дошкольников? (Ответы педагогов)
- Совершенно верно! Кейс помогает ребенку по своему желанию организовывать информацию по изучаемой профессии и лучше понять и запомнить материал (особенно если ребенок визуал). Также это способ закрепления полученных знаний, так как в любое удобное время ребенок может самостоятельно или в игре со сверстниками взять кейс и поиграть. Работая с кейсом, ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию – что пригодится ему для обучения в школе Кейс –технология хорошо подходит для занятий в группах и подгруппах детей, так как позволяет выбрать задания под силу каждому, даже в разновозрастных группах. Например, ребенок мл возраста, собирает пазлы, а старшего составляет описательный рассказ. Работа по профориентации дошкольников и формирования предпринимательских навыков в ходе использования данной технологии строится с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, а также интеграции всех образовательных областей, систематичности и повторности наблюдений, а также последовательности в усложнении содержания работы, других ее форм Интегративный подход позволяет наиболее эффективно развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности каждого ребенка.
- В заключение теоретической части хочется отметить, что формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий., формирование предпринимательских навыков представляет собой необходимый процесс, которым управляет педагог, используя в своей деятельности все возможности процесса обучения, в том числе и интересное, творческое, перспективное направление педагогики - интерактивную педагогическую кейс- технологию, которая является интересным, творческим, перспективным направлением педагогики. Использование ее в моей практике позволяет мне успешно решать многие воспитательно- образовательные задачи, что я попробую показать вам сейчас на практике
2 часть (практическая)
- Уважаемые коллеги! Сегодня я представляю вам свою разработку в дидактическую игру «Изучаем профессии» для детей от +4, она имеет 10 вариантов игр. Как я уже говорила, игра разработана мною по принципу интерактивной педагогической технологии «Кейс- технология», за основу я взяла дидактическую игру – пазлы «Профессии». И я предлагаю испробовать на себе принцип использования кейс- технологии и поработать в интерактиве. Сначала давайте поприветствуем друг друга и пожелаем что-нибудь хорошее. Например: Я начинаю «Татьяна Петровна я вам желаю хорошего настроения (Участники выполняют действия)
- В ходе подобранных в кейсе игр выполняются все задачи, обозначенные в «кейс- технологии» и направленные на раннюю профориентацию и формирование предпринимательских навыков. Данная игра может быть рекомендована для использования как для работы в ДОУ, так и в начальной школе, а также в домашних условиях по теме «Профессии». Игру можно использовать как во время ОД, подгруппового занятия, так и во время индивидуальной работы. Проводить игру можно с одним ребенком, с двумя или несколькими детьми. Также дети могут использовать кейс в свободной деятельности.
Участники игры: воспитанники детского сада, педагог/родители
Материал: 18 карточек с изображением людей разных профессий + 72 с изображением оборудования, инструментов и материалов, необходимых для работы профессий; загадки» картинки на тему «Профессии» для беседы, мнемосхемы, азбука профессий, стихи о профессиях, настольный театр на палочке «Профессии», 6 перфокарты, 18 разрезных картинок
- Игру мы начинаем с
Беседы по картинкам на тему «Профессии»
Цель- определить представление детей о профессиях и предметах труда детей, о том к какие предпринимательские навыки нужно человеку в той или иной профессии. Например…. : (Выступающий показывает картинку, педагог (по желанию) составляет описательный рассказ)
- А затем я создаю проблемную ситуацию, которую дети решают в играх.
Вариант №1 –Д/ игра «Узнай профессию (по предметам, по загадкам)
- в ходе игры формируются умение отгадывать и загадывать загадки, умение классифицировать и обобщать.
Вариант №2- Д/игра «Расскажи-ка о профессии» (по мнемосхемам)
- формируется умение составлять рассказ- описание и выстраивать свои высказывания по определенной модели- схеме (алгоритм - мнемотаблицы). Делаем акцент на то, что в каждом конкретном процессе трудовой деятельности достигается результат, продукт деятельности, который имеет точное значение – удовлетворять ту или иную потребность человека.
Вариант №3 Д/ игра «Чего не хватает?» -
перед детьми раскладываю картинку с изображением той или иной профессии, а на одной их картинок нарисован знак вопроса. Нужно назвать профессию и какой результат деятельности данной профессии, а также рассказать о том, как этот результат можно выгодно применить или получить за свой труд материальную оценку.
Вариант №4 Д/ игра «Подходит или нет?»
-принцип тот же, только на двух картинках нарисованы предметы не относящие к данной профессии. Нужно назвать предметы, которые не относятся к данной профессии и заменить подходящими к этой профессии
Вариант №5 Д/игра «Четвертый лишний!»
- принцип игры тоже, только на одной их картинок нарисован предмет, который не подходит к данной профессии, в следствии чего работник не сможет выполнить полученный заказ и получить от этого материальную прибыль.
Вариант №6 Д/игра «Кому что нужно? (Орудия труда)»
в данной игре игроки самостоятельно подбирают из картинок, расположенных в центре стола, те - которые можно отнести к данной профессии, объясняя для чего они нужны и какой будет фактический результат входе применения того или иного вида орудия труда, какую выгоду можно из этого получить
Следующие игры направлены на усложнение и закрепление представлений детей о профессиях
Вариант №7 Д/игра Лото «Профессии»
Ведущий поднимает наугад карточку, игрок у которого карточка с подходящей профессией называет предмет и профессию, какой результат достигается в ходе выполнения профессиональных действий, как выгодно можно реализовать этот полученный результат, затем забирает карточку накладывает её на пустой место на поле
Вариант №8 Д/ игра «Играем сами»
- Игроки по очереди берут карточку из центра стола и если она им подходит, то оставляют ее себе, если нет, то кладут в стопочку около других карточек в центре стола.
Вариант №9. Д/игра – перфокарты на тему «Профессии»
Игра позволяет укрепить мелкую моторику; улучшить графомоторные навыки. Дети проводят линии по трафарету (или без него) от картинки изображающей профессию, до предметов, относящихся к данной профессии.
Вариант №10. Д/игра «Узнаем профессии» в форме разрезных картинок
– в игре закрепляем умение в счете до 5 и знания геометрических фигур
В конце своей игры педагог проводит рефлексию и дидактическую игру «Кем я хочу стать? Как буду работать?».
12. «Рефлексия по схеме (мнемотаблице)»
- обобщаются свои знания о профессиях, о результате в ходе выполнения профессиональных действий и о том как выгодно реализовать продукт деятельности данной профессии, а также высказываются свое личное мнение по работе (игре) с данной дидактической игрой. Вопросы: Что вам понравилось? / Что не понравилось? Что нового вы услышали, увидели, узнали, узнали, чем занимались? Что бы вы еще хотели узнать нового по данной теме?
А на закрепление для формирования эмоционального фона - дидактические игры
Д/и «Кем я хочу стать? Как буду работать» и настольный театр на палочке «Профессии»
, направленные на раннюю профориентацию детей, которые формирует умение делать выбор в соответствии с собственными интересами и способностями; осознавать значимость любой профессии, результатов профессиональной деятельности и знания о том как максимально с выгодой можно реализовать продукты деятельности в той или иной профессии.
В заключении игры и делаем вывод, к которому детей подводит применение данной педагогической технологии в ходе всей игры: Главное – любить и хорошо знать свое дело! Все профессии нужны! Все профессии важны! И еще хочу уточнить что в процессе работы, вы можете пополнять кейс новыми видами профессий, которые заинтересуют детей, а также новыми дидактическими играми. Кейс находится в доступности для детей и они в любой момент могут организовать самостоятельную игру.
А сейчас я предлагаю вам принять участие в игре на развитие самосознания и самооценки «Я могу». Каждый из вас может высказать свое предложение в рамках данной темы, начиная со слов «Я могу…». (Педагоги высказываются)
-Уважаемые коллеги! Я благодарю вас за высказывания и предложения и обязательно возьму их все на заметку.
- И так, небольшой опыт нашей с вами деятельности показал, что умелое использование интерактивной педагогической кейс -технологии придает большую эффективность, действенность и результативность в ранней профориентации и формировании предпринимательских навыков у детей, дает возможность обогатить знания и представления детей о некоторых видах профессий и о результатах профессиональной деятельности посредством дидактических игр, формировать умение классифицировать предметы по функциональному назначению (удовлетворению потребностей в труде, обогащать и пополнять словарный запас детей по теме «Профессии», формировать представление о разделении профессий на мужские и женские; способствовать выработке положительного отношения и уважения к труду и начальной профориентации, способствовать воспитанию умения работать в коллективе; развивать эмоциональную сферу детей и психологический комфорт
- Уважаемые коллеги! Современный педагог- это педагог профессионально владеющий всеми современными инновационными педагогическими технологиями, уверенный в эффективности применениях их в практике своей работы, умеющий импровизировать, творить, обучать и воспитывать. Желаю вам успехов в работе, креативности, творчества творите, повышайте свою квалификацию, делитесь опытом. Спасибо за внимание и благодарю за сотрудничество.
Литература:
1. Борисова Е. М., Логинова Г. П. Индивидуальность и профессия. - М. : Знание, 1991.
2. Буре Р. С. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. – М. : «Просвещение», 1987 г.
3. Газман О. С. Педагогическая поддержка детей в образовании. - М. : Инноватор, 1997.
4. Игумнова, Е. Банкир, фермер иль портной… кто же я буду такой? [Текст]: учеб. пособие для преподавателей / Е. Игумнова. - Новосибирск, 1994
5. Климов Е. А. Путь в профессионализм. - М. : Флинта, 2003.
6. Нефёдова К. П. Инструменты. Какие они? – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2005г
7. Пасечникова Т. В., методист ЦПО Самарской области «Профориентационная работа в условиях дошкольной образовательной организации: Методическое пособие» – Самара: Изд-во ЦПО, 2013.
8. Потапова Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях. – М. : ТЦ Сфера, 2005 г. Степанова В. А. Профессии. Когда я вырасту. – М. : «Омега», 1998
9. Энциклопедия «Мир профессий». – М. : Изд. «Знание», 2005. Энциклопедия «Я познаю мир». – М. : Изд. Дрофа, 2007.
10. Шалаева Г. П. Большая книга профессий для самых маленьких. – М. : Издательство Эксмо, 2005 г.
11. Шорыгина Т. А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. М. : Гном, 2013.