Мухьянова Альфия Равильевна
Мастер-класс для воспитателей по формированию временных представлений у детей «Путешествие во времени»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
Практика работы показывает, что формирование временных представлений у детей – одно из трудных задач раздела ФЭМП. Этот вопрос очень важен при подготовке детей в школу. Формирование временных представлений является частью математической подготовки, а также ознакомления с окружающим. Заучивание названий и последовательности времен года и частей суток носит чисто формальный характер, не связано с формированием основных понятий о длительности, емкости мер времени, необратимости, о его смене и переодичности. Знакомство с календарем важно для развития логического мышления и познавательной активности, расширения кругозора детей, воспитание самостоятельности.
Публикация «Мастер-класс для воспитателей по формированию временных представлений у детей „Путешествие во времени“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
Цель. Формировать представление о времени года и частей суток у детей 4-5 лет.
Задачи.
1. Способствовать развитию познавательных способностей детей : логического и абстрактного мышления, памяти, восприятия, внимания.
2. Развивать познавательный интерес к окружающей действительности
В течении дня в средней группе у меня есть возможность неоднократно определять различные временные отрезки и характер занятий детей в данный период. Например: «Утром мы делаем зарядку. Днем мы обедаем. Днем мамы и папы работают, а мы занимаемся, рисуем, лепим. Вечером родители забирают нас и мы идем домой. Ночью мы ложимся спать». Связывая со временем переход од одного вида деятельности к другому, можно постепенно сформировать и само понятие «Время». Огромную роль в ознакомлении детей со временем играют дидактические игры
1. Составь рассказ.
Цель: развивать память при запоминании названий частей суток.
Педагог предлагает ребенку составить небольшой рассказ о том, что он делает в разное время суток. Записывает его и просит проиллюстрировать на модели.
2. Когда это бывает.
Цель: учить детей различать и называть части суток и определять их последовательность.
Описывая типичные задания задаем ребенку вопрос «Когда это бывает?». Ребенок отвечает указывая на соответствующую карточку.
3. Игра «Что ты сейчас делаешь?»
Цель: активизация словаря детей за счёт слов-названий частей суток.
Педагог называет отрезок времени и перечисляет соответствующие ему виды деятельности детей : «Сейчас утро. Мы сделали гимнастику, умылись и теперь будем завтракать». Или: «Мы уже позавтракали, позанимались. Сейчас уже день. Скоро будем обедать». Ребенка спрашивают, н-р: «Сейчас утро. Что ты делаешь утром? Когда ты встаешь?» И т. п.
Постепенно слова утро, день, вечер, ночь наполняются конкретным содержанием, приобретают эмоциональную окраску. Дети начинают ими пользоваться в своей речи.
4. Игра «Что за чем?»
Цель игры: Закрепить представление детей о последовательности частей суток.
Воспитатель задаёт вопрос :
- Утро. А за ним?
Ребенок отвечая на вопрос и указывает стрелкой.
.
5. Игра «Путешествие в утро, день, вечер, ночь».
Цель: Закреплять название частей суток – утро, день, вечер, ночь.
Дети отправляются в путешествие по частям суток. Попадая в одну из частей суток, дети рассказывают, что люди (звери, птицы) делают в данное время суток. Можно создать игровую ситуацию. Н-р, Незнайка заблудился в частях суток. Дети помогают ему выбраться.
6. Игра «Что мы делаем?»
Цель: Закреплять название частей суток – утро, день, вечер, ночь.
Дети образуют круг. Воспитатель предлагает детям показать, что они делают утром. Играющие изображают разные действия, но не называют их. Задача ведущего – угадать, что изображают играющие. Затем игра продолжается, но вопрос задаётся о других частях суток.
Усложнение – Отгадывает не взрослый, а один из детей.
Вчера, сегодня, завтра.
Игра «Продолжай!».
Цель: Закреплять понятия - вчера, сегодня, завтра. (с мячом)
Ход игры: Дети встают в круг. Воспитатель произносит короткую фразу и бросает мяч. Тот, кому попал мяч, называет соответствующее время. Н-р: воспитатель бросает мяч и говорит: «На почту мы ходили.» «. вчера», — заканчивает фразу ребенок, поймавший мяч. «Занятие по математике у нас было.» «. сегодня». «Рисовать мы будем.» «. завтра» и т. п.
Игра «Вчера, сегодня, завтра» (с мячом)
Цель: Закреплять понятия - вчера, сегодня, завтра.
Ход игры: Дети становятся в круг. Воспитатель бросает мяч кому-то из детей и говорит : «Мы играли в мяч ….» Ребёнок заканчивает фразу, отвечая на вопрос «когда?». Н-р: «Мы пойдём гулять в лес (завтра); новогодний праздник был…. (вчера); и т. д.
Целью дидактической игры «Времена года» является:
- формирование у детей представлений об окружающем мире – о делении года на четыре времени, каждая из которых, в свою очередь, делиться на три месяца;
- выработка умений различать месяца по природным явлениям, приметам, характерным особенностям видов деятельности людей, одежде;
- активизация детского внимания, развитие всех компонентов устной речи, памяти, мышления, эмоций;
- воспитание осознанного и правильного отношения к природе.
Работа с часами «Времена года»
Цель – уточнение представлений о временах года, закрепление названий времён года, их последовательности.
Ход игры: Педагог показывает на сектор, где изображена осень, спрашивает ребенка:
- Что здесь нарисовано? Когда это бывает? Что бывает осенью? (Назови признаки осени.)
Точно так же определяем остальные времена года, уточняем их признаки.
Обращаем внимание на цвета секторов.
Затем педагог спрашивает у детей
- Что вы сейчас называли? (Времена года) Сколько всего времен года? («4 времени года»).
Задания для детей :
1. Педагог называет время года и просит ребёнка назвать время года, которое идёт следом (или предыдущее время года).
2. Педагог задаёт вопросы, а дети отвечают и показывают на часах нужное время года : (Когда идет снег?; Когда снег тает? и т. д.)
Игра с мячом «Что зачем?»
Цель – закрепление последовательности времён года.
Ход игры: Играющие встают в круг. Педагог стоит в центре круга, он бросает по очереди мяч детям. Бросая, задает вопрос, ребенок, отвечая, бросает мяч обратно.
Варианты вопросов: Зима, а за нею? Весна, а за нею? Лето, а за ним? Осень, а за ней? Сколько времён года? Назови первый месяц осени и т. д.