Инна Сипатова
Опыт работы по формированию временных представлений
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Создать необходимые условия и систему эффективной работы с детьми дошкольного возраста по формированию временных представлений.
Задачи:
1. Учить различать времена года.
2. Познакомить детей с названиями месяцев, их последовательностью.
3. Познакомить с днями недели, их последовательностью.
4. Познакомить детей с временными понятиями «вчера», «сегодня», «завтра».
Публикация «Опыт работы по формированию временных представлений» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2021
Дошкольники испытывают трудности в восприятии времени. Это обусловлено такими специфическими особенностями времени, как его текучесть, необратимость, непрерывность. Время не имеет наглядных форм, не подлежит чувственному созерцанию, поэтому воспринимается оно
опосредованно, через движение или какую-то деятельность, связанную с определенным временем, через чередование каких-то постоянных явлений. Знакомство детей с категорией времени, формирование у них временных представлений должно происходить с опорой на конкретный наглядный материал, отражающий временные и сезонные изменения в природе, включать предметно – практическую деятельность, собственный опыт ребёнка.
Времена года
Каждому времени года соответствует свой цвет: зима – голубой, весна – зеленый, лето – красный, осень – желтый. На карточки определенного цвета наклеиваются названия месяцев, а также подбираются иллюстрации с сезонными изменениями времени года. Подключая зрение, ребенок различает и может объяснить цвета времен года, впитывает последовательность наступления месяцев.
Дни недели
Дошкольники не умеют читать, но быстро учатся считать и запоминают цифры и их последовательность. В связи с этим, рядом с названиями дней недели находятся соответствующие числа.
Дети видят, что в неделе семь дней, и они идут друг за другом.
Вчера, сегодня, завтра
Сложно для детей и понимание смысла слов, обозначающих временные отношения в силу их относительного характера. Например, слова “теперь – сейчас” или “сегодня – завтра – вчера”. При тождественности значений этих временных обозначений конкретный момент реальности, на который они указывают, непрерывно передвигается. Это обстоятельство составляет те трудности, с которыми дети не сразу могут справиться. Поэтому они часто спрашивают взрослых: “Сейчас уже завтра или еще вчера?” и т. п.
Самый важный день в жизни маленького человечка является его День рождения. Наклеив на прищепку картинку ребенка, прикрепляем на соответствующее число. Также отмечаем на календаре разные праздники. Таким образом видно, сколько дней осталось до праздника, состоялся он сегодня, или он уже прошел.
Таким образом, представления о времени у детей формируется на основе в разнообразной совместной и самостоятельной деятельности, за счет насыщения образовательного пространства возможностями обсуждать понятия, связанные со временем.
Работа с календарем проводится каждый день на утреннем круге, начиная с младшей группы.
Сначала ребенок ставит карточки вместе с педагогом, а затем – самостоятельно.