Джамиля Алибекова
Мастер-класс для воспитателей «Игры и упражнения на развитие связной речи у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня я продемонстрирую вам некоторые приемы и средства, с помощью которых развивается речь детей. Я хочу сегодня провести мастер класс на тему;«Игры и упражнения как средство развития речи детей дошкольного возраста».
1. Вступление :
Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Игры и упражнения на развитие связной речи у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
С каждым годом увеличивается число детей, имеющих те или иные нарушения речи. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о её чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка
2. Практическая часть.
I) Проведем игру – приветствие: «Цветок» Я предлагаю вам вспомнить названия цветов, а затем выбрать себе любое. Я сегодня исполняю роль садовника, а вы – цветов. Садовник «сажает» каждый цветок (дотрагивается до ребенка, а тот садится на корточки, «поливает» его (слегка касается пальцами, изображая капли). Затем садовник подходит к каждому ребенку и говорит:
- Здравствуй, цветок! Как тебя зовут?
- Меня зовут (имя) – ромашка, - отвечает ребенок и встает.
- Здравствуй, (имя) – – хором говорят дети. И так, пока все не встанут.
(Все перешли за столы)
- А теперь я хочу показать и провести с вами некоторые речевые игры и упражнения, которые можно использовать в разных видах деятельности, в том числе и на познавательных занятиях:
2. Для выработки навыка деления слов на слоги я провожу с детьми следующие игры «Добавь слог». Взрослый произносит первый слог, а дети – второй: ши-на, ми-на, пе-на, сум-ка, ро-за, Ва-ня, со-ва,
3. Игра «Договори слово» : Взрослый произносит первое слово, а ребенок добавляет второе слово : Большая – машина, низкий -…., соленый …., кислый- …. мягкая - …., длинный -….;
4. Сейчас проведем игровое упражнение «Если бы….»
предлагает пофантазировать на такие темы, как:
«Если бы я был волшебником, то….» то сделала бы так, чтобы все люди были счастливы
«Если бы я стал невидимым….» Я бы таскал из кухни конфеты
«Если весна не наступит …»Мы её позвали бы, «Мы пойдём её искать
Вывод: такие игры развивают фантазии, мышление и речь ребенка.
II. На занятиях по развитию речи и обучению грамоте я провожу дыхательную и Артикуляционную гимнастика.
Артикуляционная гимнастика — упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти, необходимые для правильного звукопроизношения.
Можно использовать разнообразные мимические упражнения, игровую зарядку языка и лица: я использую разнообразные имитационные упражнения : подуем на пушинку, остудим горячий чай, кончиком языка сделать «часики», «пробуем вкусное варенье у бабушки»….
А теперь кусочек игрового упражнения :
ТОЛСТЫЕ ВНУКИ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ (надуваем щёки,
С НИМИ ХУДЫЕ – ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ (втягиваем щёки).
БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы,
ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ (губы тянутся вперёд).
Сейчас проведу Игру «Эмоции» (вы возьмете себе один из смайликов с изображения «лиц» с разными эмоциями. Каждый по очереди изображает выражение лица, все остальные должны догадаться и назвать эмоцию (радость, грусть, злость, испуг, удивление)
Вывод : эти упражнения способствуют формированию правильной речи;
III Можно использовать Кинезиологические упражнения :
Кинезиология — это наука о развитии головного мозга через движения или по-другому «Гимнастика мозга».
А сейчас мы проведем с вами кинезиологические физминутки :
3.1 Упражнение «Колечко».
(Поочерёдно и как можно быстрее перебирайте пальцами рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом и обратном порядке каждой рукой отдельно, затем двумя руками сразу, произнося слоги: рэ-ры…
3.2 простейшее упражнение «Фонарик» (соединять в щепоть и раскрывать все пальцы правой и левой рук поочерёдно).
Фонарик погас! – Фонарик зажёгся!
Сочетать с произнесением слогов: ша-шо…
3.3 Упражнение с усложнением задания - «Зайчик, Колечко, Цепочка»
Вывод: эти упражнения улучшают память, внимание, развивают моторику, речь.
/
Участники выходят в круг
4 Очень нравится детям пальчиковые игры с мелкими предметами: с карандашами, крышками, орехами, массажными мячами, узелками:
Я покажу вам упражнение «Орех»(движения соответствуют тексту)
«Я катаю свой орех
По ладоням снизу вверх.
А потом обратно,
Чтоб стало мне приятно.
Я катаю свой орех,
Чтобы стал круглее всех.
Покажу вам пальчиковые игры с массажным мячом :
«Веселый счет»
«Ежик» в руки нужно взять,
(берем массажный мячик)
Чтоб иголки посчитать.
(катаем между ладошек)
Раз, два, три, четыре, пять!
(пальчиками одной руки нажимаем на шипики)
Начинаем счет опять.
(перекладываем мячик в другую руку)
Раз, два, три, четыре, пять!
(пальчиками другой руки нажимаем на шипики)
Вывод: Благодаря пальчиковым играм развиваются творческие способности, скорость реакции, малыши лучше усваивают такие понятия, как «выше», «ниже», «лево», «право», разучивают счет, да и просто улучшается настроение.
Общий вывод: Таким образом, включение игровых приёмов на всех занятиях помогает детям овладеть звукобуквенным анализом, создаёт предпосылки для развития фонематического восприятия, умственного развития. Играть в игры весело и занимательно. Использование игр и игровых приёмов в моей работе позволяет снизить утомляемость и повысить эмоциональную заинтересованность детей.