Наталия Розова
Мастер-класс для воспитателей «Использование развивающего игрового пособия «Геоконт» В. Воскобовича
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для воспитателей
«Использование развивающего игрового пособия «Геоконт» (В. Воскобовича) для развития интеллектуальной сферы дошкольников.»
Цель:
повышение профессионального умения педагогов по развитию интеллектуальной сферы дошкольников в процессе игровой деятельности.
Задачи:
- познакомить педагогов с использованием логической игры «Геоконт» с детьми дошкольного возраста;
Темочки:
- Воскобович, В.В. Игры, пособия, занятия
- Игры для детей. ВСЕ дидактические игры
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Математика и логика. Игры, дидактические пособия
- Математический планшет. Геометрик, геоконт, геоборд
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- обучить участников мастер-класса методам и приёмам использования развивающей игры в педагогическом процессе;
- развивать интерес к оригинальным образовательным технологиям, инициативу, желание применять на практике данные технологии;
- вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.
Раздаточный материал:
Дидактические игры: «Геоконт», образцы для выполнения узоров.
План проведения мастер-класса.
1. Вступительное слово, актуальность темы.
2. Ознакомление участников мастер-класса с игровой технологией развития интеллектуальных способностей детей В. Воскобовича.
3. Практическое занятие с участниками мастер-класса по использованию игры «Геоконт» для развития интеллектуальной сферы дошкольников.
4. Рефлексия:
• выводы, подведение итогов,
• вопросы участников мастер-класса.
Мастер-класс :
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Представляем вашему вниманию мастер-класс по использованию развивающей игры «Геоконт» В. Воскобовича в процессе педагогической деятельности.
Большая часть моей работы, как педагога-психолога, направлена на развитие познавательной и интеллектуальной сфер дошкольников. Игр и заданий, направленных на развитие интеллекта дошкольников, существует огромное множество. Во время индивидуальной работы с дошкольниками я использую известные многим технологии и игровые пособия А. Никитина и В. Воскобовича. И сегодня, вместе с воспитателем Ольгой Анатольевной, мы хотим продемонстрировать вам возможности использования в процессе работы с детьми одной из игр В. Воскобовича, которая называется «Геоконт».
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. В основу технологии В. Воскобовича положена идея направленности интеллектуально-игровой деятельности дошкольников на результат, который получается при решении проблемных и творческих задач. Система постоянно усложняющихся развивающих вопросов и познавательных заданий к каждой игре. Это дает возможность использовать одну игру для решения разных задач образовательной деятельности в течение длительного времени
Цель технологии – развитие интеллектуальных способностей детей.
«Геоконт» является прекрасным средством для развития произвольного внимания, памяти, мыслительных процессов (конструирование по словесной модели, построение симметричных и несимметричных фигур, поиск и установление закономерностей) формирования способности анализировать, сравнивать, объединять признаки и свойства. В игре развивается творческое воображение и пространственное мышление.
В народе Геоконт называют «дощечкой с гвоздиками». Действительно, на фанерном игровом поле закреплены пластмассовые гвоздики, которые называются «серебряными». На «серебряные» гвоздики натягиваются «паутинки» (разноцветная резинка, и получаются контуры геометрических фигур, предметных силуэтов. Динамичная «резинка» выступает средством конструирования.
Одна и та же игра привлекает детей и трёх и шести-семи лет, так как можно решать упражнения в одно-два действия для малышей и сложные многоступенчатые задачи для старших детей,
С помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя ребенок осваивает цифры и буквы, узнает и запоминает цвет, форму, тренирует мелкую моторику рук, совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение.
С какой игрой ребенок играет дольше всего? Конечно, с той, которая дает ему возможность воплощать задумки в действительность, Сколько интересного можно придумать и сделать из разноцветных «паутинок» «Геоконта».
Говорят, хороший бриллиант требует огранки. Почему бы огранку не придать игре, например, сказочную? Интерес детей к сказкам – это и дополнительная мотивация, и модель опосредованного обучения. Дети с удовольствием играют не с квадратами, треугольниками и трапециями, а рассматривают и создают на «Геоконте» не модели конструирования, а разноцветные паутинки
На «Геоконте» дети создают силуэты по показу взрослого и собственному замыслу, по схеме-образцу и словесной модели (на игровое поле «Геоконта» в отличие от подобных игр, нанесена координатная сетка).
Весь комплекс игр и пособий под общим названием «ГЕОКОНТ» интенсивно развивает интеллектуальную сферу дошкольников.
Прежде всего, «Геоконт» открывает путь в мир Геометрии, Об этом говорит название игры, образованное из двух слов «геометрический» «контур»,
С помощью игры дети осваивают сенсорные эталоны цвета, формы, величины, тренируют тактильно-осязательные анализаторы, Это имеет огромное значение для их дальнейшего умственного развития.
Конструирование фигур на «Геоконте» способствует максимальному развитию мелкой моторики детских пальчиков, что немаловажно для совершенствования речи и интеллекта.
В игре «Геоконт» нет возрастной градации игровых заданий, поэтому важно ориентироваться на уровень развития ребёнка, подбирая игровые задания по силам.
Неоценима возможность этих игр в использовании их как в домашней, семейной игротеке, так и в группах детского, сада, в индивидуальной и коррекционной практике. Структура игры имеет строго алгоритмированный характер и позволяет использовать ее в различных моделях образования. Это повод побыть немного в детстве своего ребенка, оторвав его от цепких пут «мамопапозаменителя» с квадратной головой – телевизора или компьютера. Это возможность индивидуальной работы и коррекции воспитателя, это материал для организации занятия в группе. Причем игры могут быть использованы как индивидуальный материал, так и в качестве общегруппового наглядного пособия.
Для побуждения ребенка к занятиям с «Геоконтом» достаточно организовать один раз объяснение правил и задач, а доступность и технологичность материала позволят ребенку каждый раз, общаясь с игрой, открывать для себя ее новые и новые грани. Неструктурированный образный материал стимулирует спонтанное творчество, и тут задача педагога, на волне интереса ребенка, использовать гибкость игровой системы. Принцип «играем-чувствуем-познаем», шаг за шагом, последовательно обеспечивает не только нескучное времяпровождение, но и технологическую модель обучения, основанную не на осознанной необходимости в получении знаний, а на постоянном интересе, творчестве как ребенка, так и взрослого.
Убедиться во всем этом нам поможет практические задания, которые мы с вами выполним с помощью планшета «Геоконт».
1. Задания: «Дорожки» и «Квадрат, треугольник, домик» для детей 2-3 лет и при первом знакомстве с «Геоконтом» старших дошкольников.
(Ведущие мастер-класса показывают, как на планшете с помощью резиночек можно выполнить эти задания, педагоги выполняют по образцу.)
Можно предложить детям прогуляться пальчиками по красным, синим и т. д. дорожкам. Затем пробуем построить длинные и короткие дорожки, широкие и узкие, натягивать большой и маленький квадраты, строить дома. Важно предлагать детям самим придумать узор. Обязательным условием при игре является назвать форму и величину создаваемых предметов.
2. Задания, выполненные по готовым схемам, для дошкольников постарше (4-7 лет).
Ведущие мастер-класса выполняют построение узора по одной из схем, педагоги повторяют, а затем воспитатели пробуют выполнить любой другой понравившийся узор.
3. Играть с «Геоконтом» детям будет интереснее, если мы попробуем включить их в какую-нибудь сказочную историю.
Ведущие мастер-класса включают педагогов в сказочную игру.
Мы сейчас отправимся с вами на поиски пропавшего Буратино.
«Взволнованный Пьеро (из известной сказки про Буратино) рассказал мне, что встретил в лесу напуганного Буратино с Золотым ключиком. «Думаю, он прятался от разбойников. Я хотел его догнать, чтобы помочь ему, но не смог. Очень волнуюсь, что с ним случится беда!» - прошептал Пьеро.
Воспитатель : Буратино может заблудиться и потеряться в лесу. Ребята, давайте поможем Пьеро найти и защитить Буратино от разбойников! У нас есть чудесная поляна с гвоздиками и волшебными паутинками. С помощью них мы и найдем Буратино. (Дети (в нашем случае, педагоги) из резинок – паутинок на «Геоконте» составляют силуэт Буратино по образцу, который показывает воспитатель.) Ребята, вы молодцы! У вас все получилось! Буратино радуется, что ему теперь ничего не угрожает и очень благодарит вас.»
4. Очень интересные задания и игры можно придумать для детей логопедической группы для более легкого запоминания ими букв алфавита.
Ведущие мастер-класса выкладывают резинками на «Геоконте» буквы, педагоги повторяют по образцу.
Таким образом, используя логическую игру «Геоконт», подключая вашу фантазию, вы можете в непринужденной игровой, а самое главное, интересной для дошкольника форме, достичь очень хороших результатов в развитии интеллектуальной сферы детей. В. А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра зажигающая огонёк пытливости любознательности».
А теперь мы готовы ответить на все интересующие вас вопросы.
(Вопросы и обсуждения участников мастер-класса.)
Спасибо за внимание! Благодарим всех за работу!