Золоева Алена Анатольевна
Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Ознакомление дошкольников со свойствами воды в форме экспериментирования»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для воспитателей ДОУ
"Ознакомление дошкольников со свойствами воды в форме экспериментирования"
Цель:
Представить коллегам особенности методики формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о свойствах воды (вода бывает прозрачной и непрозрачной, у воды нет вкуса, у воды нет запаха, в воде некоторые вещества растворяются, а некоторые – нет, вода не имеет формы, а приобретает форму сосуда);
Публикация «Мастер-класс для воспитателей ДОУ „Ознакомление дошкольников со свойствами воды в форме экспериментирования“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Задачи:
Формировать профессиональный интерес к экологическому воспитанию детей через организацию экспериментальной деятельности с водой;
Показать достоинства групповых форм взаимодействия дошкольников.
Аудитория: воспитатели детских садов.
Оборудование:
- прозрачные пластиковые стаканы;
- емкости с соком, молоком, фруктовой эссенцией, с песком, сахаром, краской;
- два сосуда разной формы;
План мастер-класса.
1. Значение экологического воспитания для детей.
2. Методы и формы работы
3. Практическая деятельность
4. Обсуждение
Ребята, сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие. Попробуйте отгадать, в страну какого вещества мы отправимся. Что бывает жидким, твердым и газообразным? Где можно встретить воду? Почему ее можно назвать волшебной? Да потому, что вода бывает очень разной. Она может быстро-быстро бежать в ручейке, плескаться в море, превращаться в холодные льдинки или горячий пар. Вот какая она разная! А самое главное, вода помогает человеку стать здоровым - смывает грязь, борется с микробами, закаляет.
С помощью опытов мы сегодня с вами выясним, какой бывает вода.
А свойства воды можно узнать из опытов.
Опыт № 1 «Вода - жидкая, может течь».
Два стаканчика, один с водой, другой пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой. Льется вода? Почему? Потому что она жидкая. Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
Вывод: Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью.
Опыт №2 «Вода не имеет формы»
Предлагается налить воду в кувшин, тарелку, стакан, на поверхность стола.
Что происходит? Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей.
Вывод: Вода не имеет формы, принимает форму того сосуда, в который налита, то есть может легко менять форму.
Опыт №3 «У воды нет вкуса»
Воспитатель в прозрачные стаканы наливает сок, молоко и воду. Вызывает одного ребенка, завязывает ему глаза и предлагает попробовать жидкость на вкус. Ребенок должен определить, что он пил.
Вывод: Вода не имеет вкуса.
Опыт 3. «У воды нет запаха»
Перед детьми два стакана с водой. В один из них воспитатель капает несколько капель фруктовой эссенции. Вызывает одного ребенка и с завязанными глазами предлагает понюхать воду в стаканах. Дети определяют, в каком стакане обыкновенная вода.
Вывод: Вода не имеет запаха.
Опыт №4. «Имеет ли вода цвет?» Берем банку с водой и банку с молоко. Какого цвета молоко? Можно ли про воду сказать, что она белого цвета? (нет).
Вывод: Вода бесцветная.
Вода играет главную роль в жизни человека. Наш организм в основном состоит их воды. Человек может несколько дней прожить без еды, но без воды он не обойдется. Поэтому, воду надо беречь и охранять.
- что бы вернуться из волшебства, давайте вспомним, какие свойства воды мы с вами знаем?
1. Вода – это жидкость.
2. Вода не имеет собственной формы.
3. У воды нет вкуса и запаха.
4. Прозрачная.
5. Педагоги обсуждают предложенные формы, методы и приемы экологического воспитания. Отмечают положительные стороны и дают рекомендации. Обмениваются опытом.
1 опыт.
_ Дети, перед вами 2 стаканчика с чистой водой и 2 мисочки. Одна с сахарным песком, другая с речным песком.
- Давайте посмотрим, что станет с сахарным и речным песком, если мы их положим в воду.
- В один стаканчик положите ложечку сахарного песка и размешайте его. Что получается? Растворился сахарный песок в воде или нет? (сахарный песок в воде растворился) .
- Затем в другой стаканчик положите ложечку речного песка. Растворился речной песок в воде или нет? (Речной песок в воде не растворился.)
- Проведя сейчас опыты с сахарным и речным песком, с каким же новым свойством воды мы познакомились (Вода одни вещества растворяет, другие не растворяет)
- Правильно, дети! В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем.
2 опыт.
- Дети, закройте глаза (по руке каждого ребенка проводится кусочком льда)
- Что вы почувствовали? (Холод)
- Как вы думаете, чем я прикоснулась к вашей руке?
(чем-то мокрым, холодным, льдом) .
- Возьмите по кусочку льда в ладошку и посмотрите, что с ним будет происходить.
Лед начинает таять.
Лед превращается в воду)
- Так что же такое лед (Лед – это вода в твердом состоянии)
_ В каком состоянии может быть вода? (Вода может быть в жидком и твердом состоянии)
- Возьмите салфеточки и протрите руки.
- А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Хорошо- плохо»
- Встаем в круг. Я вам буду кидать мячик и задавать вопрос:
Вода – это хорошо. Почему? Или
Вода – это плохо. Почему?
3 опыт.
- А теперь давайте продолжим наши опыты с водой.
- Подвиньте к себе поближе 2 стаканчика: один с водой, другой с молоком.
- Положите в оба стаканчика по камешку.
- В каком из стаканчиков камешки видны, а в каком нет?
(В стаканчике с молоком камешка не видно, а в стаканчике с водой камешек виден) .
- Как вы думаете, почему? (В стаканчике с водой камешек виден, потому что вода прозрачная, бесцветная) .
- Какой вывод мы можем сделать из этого опыта (Вода прозрачная, бесцветная)
- Ребята, как вы думаете, вода может поменять свой цвет. Давайте попробуем.
- Возьмите кисточки, опустите ее в краску и перемешайте в воде.
- Изменила вода свой цвет или нет? (да)
- Какого цвета стала вода у ….?
- Какой вывод мы можем сделать из этого опыта? (Вода может менять свой цвет) .
- Ребята, а как вы думаете, изменит вода свой цвет, если положить в нее варенье. Попробуйте это сделать дома.
- Капелька, что это у тебя?
Капелька: Надо же! Я испачкалась, когда проплывала мимо завода. Я и вам захватила с собой воды напиться, вот она.
- Ребята, а нам можно пить такую воду пить (НЕЛЬЗЯ)
Да, нельзя. В такой воде даже рыбы не живут.
Капелька: Что же мне делать? Может вы мне посоветуете?
- Ребята, поможем Капельке очиститься?
_ А вы знаете, это можно сделать с помощью фильтра.
Самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать сами из обычной салфетки. Если нет салфетки, можно взять марлю или вату.
- Возьмем фильтр, поместим в воронку. Давайте посмотрим, как работает наш фильтр.
- Я очень осторожно буду лить грязную воду в баночку с фильтром.
- Что мы видим? (вода очищается)
- Аккуратно возьмем фильтр. Посмотрите на воду. Какая она стала? (Вода стала чистая, прозрачная)
- Куда делась грязь? (вся грязь осталась на фильтре)
- Я вам показала самый простой способ очистки воды, но всю воду в мире нельзя так очистить. Поэтому воду нужно беречь, не загрязнять водоемы.
- Дети, с какими новыми свойствами воды мы сегодня с вами познакомились?
(Вода может растворять одни вещества, а другие нет.
Вода прозрачная.
Вода может менять свой цвет.
Вода может быть в жидком и твердом состоянии.
Воду можно очистить с помощью фильтра.)
Капелька: Спасибо вам большое. Я очень рада, что вы так много знаете о воде. Мне пришла пора отправляться дальше в путешествие. А на память я вам дарю своих подружек – капелек. Дружите с ними и берегите их.
- Спасибо, тебе Капелька! До свидания!
- Ребята, а закончить наше занятие я хочу следующими словами:
В природе путешествует вода.
Она не исчезнет никогда.
То в снег превратится, то в лед,
Растает и снова в поход.
Вокруг оглянитесь:
Вас окружает везде и всегда
Эта волшебница – наша вода.