Папки-передвижки

Мастер-класс для воспитателей «Лаборатория Лунтика. Познавательно-исследовательская деятельность с дошкольниками»

Носкова Людмила Анатольевна
Мастер-класс для воспитателей «Лаборатория Лунтика. Познавательно-исследовательская деятельность с дошкольниками»
▼ Скачать + Заказать документы

МАСТЕР – КЛАСС

Воспитателя : МАДОУ – д/с № 17, п. Половинный, г. В-Тагил

Носковой Л. А.

Тема: «Лаборатория Лунтика». Познавательно – исследовательская деятельность с детьми дошкольного возраста «ЧЕЛОВЕК ЧУДО ПРИРОДЫ».

Цель мастер - класса :

Повысить уровень профессионального мастерства педагогов, в развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.

Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Лаборатория Лунтика, Познавательно-исследовательская деятельность с дошкольниками“» размещена в разделах

Задачи:

1. Передача опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности.

2. Популяризация инновационных идей, технологий, находок педагогических работников;

3. Повышение уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса;

4. Формирование индивидуального стиля творческой педагогической деятельности каждого участника мастер - класса.

5. Рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер – класса.

Практическая значимость:

Данный мастер-класс может быть интересен педагогам, работающим по теме исследовательской и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие.

Количество часов – 20 минут

Форма проведения:

5 минут – консультация

15 минут – практическая деятельность

Конечный результат:

Повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ, в познавательно-исследовательской деятельности, а именно овладение знаниями о структуре и этапах детской исследовательской деятельности по теме «Человек».

Оборудование: холодные зеркала, 4 блюдца, палочки (с ваткой на конце, стаканчики одноразовые (для смачивания палочек, салфетки бумажные, продукты – лимон, шоколад, хлеб, повязку для глаз, кофе, горячая вода, измельченный ножом карандашный грифель, скотч, листочки белой бумаги, ноутбук, мультимедийный проектор, экран.

СЛАЙД 1

Для ребёнка нет ничего естественнее,

как развиваться, формироваться,

становиться тем, что он есть в процессе

исследовательской деятельности. С. Л. Рубинштейн

Ход мастер – класса

I. Организационный момент

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Что и как? Почему и зачем?

Как ответить успеть детям всем?

И родителям знания дать –

Что смешать? Как смешать? С чем смешать?

И в солнце, и в дождь,

И в любую погоду,

Изучаем мы все … живую и неживую природу

II. Вводная часть

СЛАЙД 2

Тема моего мастер-класса «Познавательно–исследовательская деятельность с детьми дошкольного возраста «ЧЕЛОВЕК ЧУДО ПРИРОДЫ».

СЛАЙД 3

Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира?

Куда направить кипучую энергию и неуемную любознательность?

Как способствовать развитию творческого начала дошкольника?

На эти вопросы мы постоянно искали ответы. Изучали новые технологии обучения дошкольников, наиболее эффективные формы и методы, позволяющие строить педагогический процесс на основе развивающего обучения.

III. Основная часть

СЛАЙД 4

С вступлением в силу федерального государственного образовательного стандарта, познавательно-исследовательская деятельность, наряду с игрой становится наиболее актуальной формой организации деятельности дошкольников.

СЛАЙД 5

Существует три уровня реализации «исследовательского обучения».

А. И. Савенков определяет эти уровни в современной зарубежной педагогике, которые представлены на слайде:

1. Педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, само решение предстоит самостоятельно найти ребенку.

2. Педагог ставит проблему, но метод ее решения ребенок ищет самостоятельно (на этом уровне допускается коллективный поиск).

3. Постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработки решения осуществляются детьми самостоятельно.

Представленные уровни характеризуют последовательность этапов экспериментирования в аспекте повышения самостоятельности ребенка.

Познавательно-исследовательская деятельность в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами.

СЛАЙД 6

Так что же такое детское экспериментирование?

СЛАЙД 7

По определению Н. Н. Подъякова детское экспериментирование – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и знаний.

Другими словами мы можем сказать, что детское экспериментирование – это детская деятельность, в результате которой ребёнок самостоятельно или под незаметным для него руководством взрослого делает для себя открытие.

СЛАЙД 8

Познавательно-исследовательская деятельность имеет большое значение для развития ребенка.

Следует отметить положительное влияние экспериментально-исследовательской деятельности :

• на эмоциональную сферу ребенка,

• на развитие творческих способностей,

• формирование трудовых навыков, умение доводить начатое до победного конца.

Возможно, ли организовать исследовательскую деятельность с детьми младшего возраста? Да!

У малышей развивается наглядно-образное мышление, ребёнку сложно добывать знания самостоятельно, оперировать ими, творчески мыслить, делать выводы, познавательные и умственные способности детей развиты недостаточно, поэтому я считаю, что экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.

А в дошкольном возрасте, экспериментирование является ведущим, а впервые три года – практически единственным способом познания мира.

Таким образом, мы развиваем различные стороны личности ребенка.

Становление познавательно-исследовательской деятельности в значительной мере зависит от условий жизни ребёнка, чем полнее, разнообразнее предоставляемый ему материал для исследования, тем более вероятным будет своевременное прохождение этапов развития восприятия, мышления, речи.

СЛАЙД 9

Важно, чтобы ребёнку был понятен личностный смысл деятельности, что бы он мог ответить на вопрос «Зачем я это делаю».

Наличие проблемы, создание интереса способствует созданию положительной мотивации у детей к деятельности.

Создать мотивацию мне помогают сказочные герои.

СЛАЙД 10

На экране появляется Лунтик «Ой-ой, что-то я не понял. Я что ли мотивация? Не хочу я быть мотивацией.

- Лунтик, милый, подожди и мне немного помоги. Мотивация нужна, чтобы деятельность для детей значимая была.

СЛАЙД 11

- Конечно, помогу. Я могу видеть и слышать, говорить, но я хочу узнать, как устроены вы, люди. Можете ли вы видеть, слышать и как вы можете чувствовать запахи и вкусы?

Чтобы ответить на эти вопросы, предлагаю отправиться в «Лабораторию Лунтика» и провести вместе с ним несколько интересных экспериментов.

Кто готов ответить на вопросы Лунтика? (ответы педагогов).

Практическая часть

СЛАЙД 12

Давайте вспомним правила поведения в лаборатории :

• не шуметь – этим мы мешаем другим

• аккуратно обращаться с посудой

• помните, что стекло может биться и им легко порезаться

• слушать воспитателя

• внимательно следить за результатом опыта

• закончив наблюдение, сделать вывод.

- Молодцы. Сегодня мы вместе с Лунтиком сможем узнать всё о наших помощниках, о наших органах чувств. Ну, что, приступим.

СЛАЙД 13

Исследование № 1: «Потеря воды во время дыхания».

Цель: дать понятие о том, что человек теряет воду во время дыхания.

Оборудование: холодные зеркала

- Как человек теряет воду? (предположение педагогов)

Ход исследования:

Возьмите зеркала и подышите на них. Что вы увидели? (зеркало покрылось капельками воды, запотело)

- Откуда взялась вода? Это мы её выделяем во время выдоха. За сутки человек теряет примерно 10 стаканов воды. Следовательно, столько же ему надо выпить или употребить с пищей? В любой пище – мясе, овощах, хлебе – воды значительно больше, чем твердого вещества. Давайте сделаем вывод.

Вывод: Человеку необходимо пить воду, чтобы организм не обезвоживался.

- А теперь ответьте мне на вопрос: «Кто такой командир?». (ответы)

- А знаете ли вы, что в каждом из нас живёт вот такой «командир»?

СЛАЙД 14

- Кто из вас знает, как его зовут?

- Это головной мозг – самый главный наш орган, без которого мы не можем жить.

- А знаете, у нашего мозга есть секрет, хотите, я вам его открою?

- У нашего «командира» - есть память. Он может запомнить на долгие, долгие годы множество запахов, картин, звуков, вкусов и никогда их не забывать.

- Как вы думаете, какие органы помогают мозгу всё запомнить? (глаза, уши, язык, нос, пальцы).

- Правильно, они помогают нам познать окружающий мир, и поэтому мы их называем нашими помощниками.

СЛАЙД 15

Исследование № 1: «Зоркие глаза».

Первый наш помощник:

Разберёмся вместе, дети,

Для чего глаза на свете?

И зачем у всех у нас

На лице есть пара глаз?

Давайте закроем глаза. Что вы видите? (ничего).

Посмотрите, пожалуйста, на картинку и скажите, что перепутал художник?

СЛАЙД 16, 17

Задание «Двойные картинки». Что вы здесь видите на картинке? (пеликан-заяц, девушка-старушка, куда летит птица, американ. индеец и эскимос).

Вывод: Что же могут наши глаза? (видеть окруж. мир – различать цвет, форму, размер предметов).

СЛАЙД 18

Исследование № 2: «Угадай по запаху».

Цель: показать взаимосвязь вкуса и запаха.

Постановка задачи: существует 4 основных вкуса. Кто сможет назвать их? ( Ответы: сладкий, соленый, горький, кислый)

Проблемная ситуация: Можно ли определить запах продукта, если вдыхать воздух только ртом? (предположения педагогов).

Выполнение исследования:

Предлагаю,

первой подгруппе закройте нос и, вдыхая воздух только ртом, определите продукт;

второй подгруппе завязать глаза одному вашему коллеге и вы должны определить по запаху, какой – либо продукт (лимон, шоколад, горячий кофе).

А третья подгруппа сделает вывод: зачем человеку обоняние и как оно помогает нам в жизни?

Ответ: С его помощью различают запахи.

Вывод: при нарушении обоняния меняется и вкус продукта. Тогда как при нормальном обонянии вкус продукта ощущается гораздо лучше. Молодцы!

СЛАЙД 19

Исследование № 3: «Вкусовые зоны языка».

Цель: помочь определить вкусовые зоны языка, доказать необходимость слюны для ощущения вкуса.

Материал: сахар, соль, кусочки лимона, вода.

Оборудование: зеркала, блюдца, палочки с ваткой на конце, стаканы для смачивания палочек, салфетки.

Постановка задачи:

Как ещё можно определить, что это за продукт, не видя его? (на вкус).

И в этом нам поможет следующий помощник – язычок.

Одна группа будет проводить опыт с сахаром, вторая с солью, третья с лимоном.

Возьмите палочки и смочите в воде, обмакните в содержимое, которое находиться у вас в креманках и приложите палочку поочередно к корню языка (горькое, к боковым частям (кислое, солёное, к кончику языка (сладкое).

Выполнение исследования:

Какая часть языка, какой вкус лучше воспринимает? Ответы.

А теперь осушите язык салфеткой язык высуньте из-за рта и проведите те же действия.

Проблемная ситуация: Влажный или сухой язык лучше ощущает вкус продуктов? (ответы педагогов)

Давайте сделаем вывод: сухой язык вкус не ощущает.

СЛАЙД 20

Исследование № 4: «Тайный похититель варенья».

Цель: Познакомить с понятие «отпечатки пальцев», показать способ их получения.

Материал: измельченный ножом карандашный грифель, скотч, влажные салфетки, листочки белой бумаги, 2 стеклянные банки.

Постановка задачи: сегодня у меня на кухне пропала варенье из банки. Кто бы мог его съесть? Ответы (Карлсон). А вы, знаете, как можно обнаружить похитителя? ( Ответы педагогов: с помощью отпечатков пальцев).

Проблемная ситуация: можно ли получить отпечатки пальцев здесь и сейчас без специального оборудования? (ответы педагогов)

Выполнение исследования: напоминаю вам: не брать грязные пальцы в рот, не тереть грязными руками глаза.

Натрите порошком себе палец. Теперь нужно прижать палец к кусочку скотча, а скотч приклеить к белому листу бумаги – на нем будет виден отпечаток узора вашего пальца. Так мы и узнаем, чьи отпечатки остались на банке варенья. Обратите внимание, схожи ваши отпечатки или, нет.

Может, всё-таки это прилетал, Карлсон?

Давайте сделаем вывод: Отпечатки пальцев у всех разные.

СЛАЙД 21

Лунтик : Какие вы молодцы! Теперь я знаю, как устроены вы, люди.

И предлагаю поиграть в игру «Что для чего человеку нужно».

Рефлексия: Человек воспринимает окружающий мир разными органами чувств: зрением, обонянием, слухом, осязанием, вкусом, давайте будем любить своих помощников.

СЛАЙД 22

Заключение:

Уважаемые коллеги! Я благодарю группу за продуктивную работу. Надеюсь, что в рамках мастер - класса вы получили определенные представления об эффективности познавательно-исследовательской деятельности, и что наш мастер-класс пробудил в вас желание творческого поиска, вызвал интерес к данной теме.

Публикации по теме:

Рекомендации для родителей «Познавательно-исследовательская работа с дошкольниками «Подземные богатства земли Оренбургской»Рекомендации для родителей «Познавательно-исследовательская работа с дошкольниками «Подземные богатства земли Оренбургской» «Подземные богатства земли Оренбургской» Цель: закрепить у детей знания о богатстве земли Оренбургского края. Воспитывать гордость за.

«Свеча в банке». Познавательно-исследовательская деятельность«Свеча в банке». Познавательно-исследовательская деятельность Цель: Выявить, что при горении изменяется состав воздуха - кислорода становится меньше,для горения нужен кислород; познакомиться со способами.

«Берегите воду!» Познавательно-исследовательская деятельность«Берегите воду!» Познавательно-исследовательская деятельность Цель: помочь определить, сколько воды зря проливается из крана; учить беречь воду. Материалы и оборудование: часы с секундной стрелкой,.

Познавательно-исследовательская деятельность в реализации образовательной области Тема: «Познавательно-исследовательская деятельность в реализации образовательной области «Познавательное развитее» «Усваивается все крепко.

Исследовательская деятельность в рамках сотрудничества со старшими дошкольниками с использованием интеллект-картИсследовательская деятельность в рамках сотрудничества со старшими дошкольниками с использованием интеллект-карт План работы исследовательской деятельности по теме «Осень" на месяц октябрь во второй младшей группе № 8,в рамках сотрудничества со старшими.

Познавательно-исследовательская деятельность «Цветные льдинки»Познавательно-исследовательская деятельность «Цветные льдинки» Познавательно-исследовательская деятельность «Цветные льдинки». Цель: Изготовление цветных льдинок, украшение участка. Задачи: Уточнить.

Познавательно-исследовательская деятельность детей. НОД «Камни»Познавательно-исследовательская деятельность детей. НОД «Камни» Познавательно-исследовательская деятельность детей. НОД «Камни». Цель: развивать исследовательскую деятельность и познавательную активность.

Познавательно исследовательская деятельность «Сердце и сосуды»Познавательно исследовательская деятельность «Сердце и сосуды» Познавательно исследовательская деятельность «Сердце и сосуды» Образовательная область: Познание. Интеграция образовательных областей:.

Познавательно-исследовательская деятельность в младшей группеПознавательно-исследовательская деятельность в младшей группе Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает.

«Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» (из опыта работы)«Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» (из опыта работы) В своей работе большое внимание я уделяю познавательно – исследовательской деятельности. СЛАЙД №2 Познавательно – исследовательская деятельность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для воспитателей «Лаборатория Лунтика. Познавательно-исследовательская деятельность с дошкольниками»
Опубликовано: 11 февраля 2022 в 15:34
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для воспитателей «Лаборатория Лунтика. Познавательно-исследовательская деятельность с дошкольниками»» (включая файлы) размещена пользователем Носкова Людмила Анатольевна (УИ 146867) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД