Елена Теплова
Мастер-класс для учителей-логопедов «Эффективные формы работы с детьми с речевыми нарушениями»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить педагогов, участвующих в мастер-классе, с эффективными формами работы с детьми с нарушением речи.
План мастер - класса
I Теоретическая часть
1. Вступительное слово
II Практическая часть
1. Логопедические игры сайта Мерсибо
2. Песочная арт-терапия в работе логопеда
3. Логопедические игры с конструктором Банчемс
I Теоретическая часть
1. Вступительное слово
Публикация «Мастер-класс для учителей-логопедов „Эффективные формы работы с детьми с речевыми нарушениями“» размещена в разделах
В настоящее время возросло количество детей с речевой патологией, а также увеличилось число сложных речевых нарушений. Часто попадая на дошкольный логопункт ребенка ожидает длительное коррекционно-логопедическое воздействие. На сегодняшний день в арсенале всех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. Мы живем в динамичном, постоянно меняющемся мире. У современных детей другие интересы, стремления, увлечения. Другое мышление и склад ума. И зачастую то, что мы можем предложить, им уже не интересно. Таким образом, хотим мы того или нет меняется роль педагога в образовании ребенка. В специальных журналах, в различных методических и научно-популярных изданиях дефектологи, логопеды, педагоги и психологи представляют новые нетрадиционные формы работ с детьми-логопатами в дополнении к академическим методам.
Наибольший эффект работы по коррекции речи дошкольника будет получен, если проводить её через многообразие игр, так как игра является ведущей деятельностью дошкольника и одним из приоритетных направлений реализации ФГОС ДО.
II Практическая часть
1. Логопедические игры сайта Мерсибо
Сегодня Вам уважаемые коллеги я предлагаю стать детьми и немного поиграть.
Икт-технологии все увереннее входят в практику логопеда. Сегодня я хочу продемонстрировать вам применение логопедической программы сайта «Мерсибо», специально разработанной для автоматизации звуков, для развития ВПФ, подготовки к обучению грамоте позволяет сформировать умение детей различать гласные и согласные звуки, совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза.
Для учителей-логопедов – это просто находка. Здесь есть игры на развитие воздушной струи, на развитие фонематических процессов, звукопроизношения, формирование ЛГСР, связной речи, на слоговую структуру слова, на обучению чтению.
Предлагаю вам поиграть в игру «Снегопад» способствующую развитию сильной и направленной воздушной струи и игру «Волки и овцы» направленную на развитие фонематического слуха.
Использование подобных игр позволяет разнообразить логопедические занятия, поддерживать интерес к ним.
2. Песочная арт-терапия в работе логопеда
Песочную арт-терапия, я успешно использую в коррекции речи. Применение данного метода на логопедических занятиях, в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать у ребенка интерес к занятиям. Если перенести традиционное обучение и развивающее задание в «песочницу», то получим дополнительный эффект. С одной стороны, ребенок с удовольствием посещает занятие, потому что он играет. С другой стороны, у него нет страха на ошибку, так как на песке быстро можно исправить их.
Предлагаю вам поиграть вместе с Красной Шапочкой, которая спешит к своей бабушке. А что Красная шапочка несла Бабушке? (Пирожки) А вы знаете, с какой начинкой были пирожки? Красная шапочка рассказала мне, что ее бабушка больше всего любит пирожки с начинкой из груши. Но Красная шапочка не знает, какие груши уже созрели, а какие нет, и просит вас помочь выбрать только спелые груши. Скажите, вы знаете, как называется дерево, на котором растут груши?
Давайте вместе нарисуем на песочном планшете грушевое дерево, на нем выросло много груш (логопед размещает «груши», а на каждой груше картинка. На спелых грушах, нарисованы картинки, в названии которых есть звук [Р], а остальные груши неспелые. Спелые груши складывайте в корзину, а неспелые оставлять на грушевом дереве.
(Педагоги выполняют задание)
Давайте с вами расскажем Красной шапочке, с какими еще начинками можно приготовить пироги. Если начинка из груши (из моркови, из творога, из картофеля, из сыра, из персика, то какой будет пирог?
Когда Красная шапочка шла к бабушке она много увидели в дороге. Я вам расскажу, что она видела, а вы составите предложение с этом словом и нарисуете соответствующую картинку на песке. (тропинка, горы, трава, ромашка, мухомор, радуга, пруд, забор,)
Вот такая замечательная картина у нас получилась.
Также я хочу познакомить вас с замечательным дидактическим пособием, разработанным мной «Песочная авторучка» и трафаретами для нее.
Рисование песочной авторучкой интересный, увлекательный процесс который не оставляет место для скуки. На первый взгляд может показаться, что подобное рисование песком, служит только для игры, но это не так. Вы вполне можете использовать этот метод для подготовки руки ребенка к письму. Для этого всего лишь нужно нарисовать на картоне узоры, которые ребенок должен научиться обводить. Узоры нужно постепенно усложнять, можно нарисовать часть рисунка, который ребенок должен симметрично повторить (например, половинку бабочки или вазы) Обводя по контуру узоры разной сложности, ребенок научится ориентироваться в пространстве (на листе бумаги) будет развивать точность движений, внимание и контроль за собственными действиями. А если разместить на трафаретах картинки с изучаемым звуком, то вполне можно применять этот метод для автоматизации звука в словах, предложениях, чистоговорках и связной речи. Прошу вас выбрать по одному трафарету и выполнить задание, соответствующее вашему выбору.
3. Логопедические игры с конструктором Банчемс
Игра – важнейший спутник детства. Конструктор «Банчемс» позволяет учиться, играя и обучаться в игре. При использовании конструктора Банчемс у ребенка получаются красочные и привлекательные конструкции вне зависимости от имеющихся у него навыков. Он испытывает психическое состояние успеха.
Одним из значительных аспектов развития дошкольника в период его подготовки к школе, является развитие мелкой моторики пальцев рук. Банчемс отлично развивает мелкую моторику, липучки хорошо массируют пальчики и ладошки.
Используя красный, синий и зеленый цвет липучек можно выкладывать звуковую схему слова. Давайте попробуем вместе сделать длинных змеек. Я буду показывать картинки, а вы с помощью липучек выложите звуковую схему слова, каждый раз продолжая делать змейку длиннее. А теперь мы будем делить слова на слоги. Произносите слово по слогам и отсоединяйте одну липучку от «змейки», на каждый слог. Сколько липучек в руке, столько и слогов в слове. Перед вами мордочки трех змеек, я предлагаю вам продолжить поделку. Присоединяйте по одной липучке к каждой змейке, но соблюдайте правило если и звук в начале слова то липучку нужно присоединить к первой змейке, если в середине ко второй, если в конце к третьей. Таким образом, мы упражняемся в определении места звука в слове.
В завершении хотелось бы отметить, что эффективность применения нетрадиционных методов терапии во многом зависит от их сочетания с традиционными средствами коррекции. Именно такое сочетание дает возможность сделать коррекционную работу процессом творческим и плодотворным.