Приложение МААМ

Мастер класс для педагогов «Влияние стиля воспитания педагога на развитие навыков социально-коммуникативного общения»

Елена Шиморянова
Мастер класс для педагогов «Влияние стиля воспитания педагога на развитие навыков социально-коммуникативного общения»
▼ Скачать + Заказать документы

Педагог-психолог Шиморянова Е. Н.

Актуальность

Тема становления межличностных отношений чрезвычайно актуальна, поскольку множество негативных явлений среди молодежи, наблюдаемых в последнее время (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность и пр., имеют свои истоки в раннем и дошкольном детстве. Это побуждает к более детальному рассмотрению социально-коммуникативного развития в дошкольном возрасте.

Публикация «Мастер класс для педагогов „Влияние стиля воспитания педагога на развитие навыков социально-коммуникативного общения“» размещена в разделах

В дошкольный период потребность в общении выражена очень ярко и, если она не удовлетворяется, то это приводит к неизбежной задержке социального развития. А создает наиболее благоприятные условия правильного воспитания и развития, именно коллектив сверстников, в который ребенок попадает в детском саду.

Важную роль формировании доброжелательных межличностных отношений в детском коллективе отводят взрослому, основная задача которого - сплочение детского коллектива, воспитание умения сотрудничать и проявлять уважение к окружающим людям. От того насколько профессионально он организует занятия, будет зависть коррекционный эффект. На протяжении дошкольного возраста общение детей друг с другом существенно изменяется.

На протяжении дошкольного возраста общение детей друг с другом существенно изменяется.

Этапы развития взаимоотношений детей в дошкольном возрасте

1 этап: 1-2 года

В самом раннем возрасте, когда дети только начинают посещать детский сад, они склонны играть одни с игрушками без взаимодействия других. Это позволяет спокойно уживаться с коллективом, с которым они не поддерживают практически никакого общения. Дошкольник полностью сосредоточен на том, во что играет сам. Это очень важный этап, которые позволяет детям проявлять самостоятельность в окружении других людей.

2 этап: 2-3 года

Начинают играть в свои игры рядом друг с другом. Они по-прежнему не отвлекаются на игры друг друга, но теперь стремятся находиться рядом с теми, кто им больше нравится. На этом этапе формируется осознание того, как правильно относиться к играм другого человека, чтобы ему не мешать.

3 этап: 3-4 года

В младшем дошкольном возрасте ребенок ждет от сверстника соучастия в своих забавах и жаждет самовыражения. Ему необходимо и достаточно, чтобы сверстник присоединился к его шалостям и, действуя с ним вместе или попеременно, поддержал и усилил общее веселье. Каждый участник такого общения озабочен прежде всего тем, чтобы привлечь внимание к себе и получить эмоциональный отклик партнера.

4 этап: 4-5 лет

В возрасте 4 – 5 лет возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстником. Сотрудничество, в отличие от соучастия, предполагает распределение игровых ролей и функций, а значит, и учет действий и воздействий партнера. Содержанием общения становится совместная деятельность. На этом же этапе возникает другая и во многом противоположная потребность в уважении и признании сверстника.

5 этап: 5-7лет

Развитие вне ситуативности в общении детей происходит по двум направлениям. С одной стороны, увеличивается число вне ситуативных контактов: дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других. С другой стороны, сам образ сверстника становится более устойчивым, не зависящим от конкретных обстоятельств взаимодействия. К концу дошкольного возраста возникают устойчивые избирательные привязанности между детьми, появляются первые ростки дружбы.

Самые часто встречаемые особенности детей, мешающие развитию навыка социально-коммуникативного общения.

Демонстративные дети.

Причины детской демонстративности. Не насыщаемая потребность в похвале, в превосходстве над другими становится главным мотивом всех действий и поступков. «Я» такого ребенка находится в центре его мира и сознания; он постоянно рассматривает и оценивает себя глазами других, воспринимает себя исключительно через отношение окружающих, причем это отношение должно быть восторженным. Он уверен, что другие должны думать только о нем, восхищаться его достоинствами и выражать свое восхищение. Правила работы с демонстративными детьми:

• Особенно важно, чтобы взрослые отказались от ярких эмоциональных реакций, ибо их-то ребенок и добивается.

• Активно эмоциональное отношение к проделкам демонстративного «негативиста» – это фактически не наказание, а поощрение.

• Если на него накричат и натопают ногами, то он расценит это как свое большое достижение.

Обидчивые дети.

В общих чертах чувство обиды можно описать как болезненное переживание человека (обиженного, связанное с его игнорированием или отвержением партнерами по общению. Это переживание всегда связано с неоправданными ожиданиями и направлено на другого конкретного человека (обидчика). Правила работы с обидчивыми детьми:

• Избегайте оценок в общении с детьми. Главная задача - избавить ребенка от необходимости постоянно оценивать и сравнивать, искать лидеров. Он должен научиться наслаждаться самим процессом, действием, а не результатом (его похвалят).

• Постарайтесь объяснить ребенку, что весь мир не сконцентрирован на оценке его жизни. Расскажите малышу, что другие дети, которые играют на площадке без него, вовсе не игнорируют его – они просто увлечены. И если он подойдет к ним, они примут его в игру.

• Научите малыша любить сам процесс, а не результат. Пусть он наслаждается рисованием или лепкой потому, что это интересно и приятно, а не потому что он сделает это лучше других.

Гиперактивные дети.

Причина возникновения гиперактивности: это могут быть генетические факторы, особенности строения и функционирования головного мозга, родовые травмы, инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в первые месяцы жизни. Правила работы с гиперактивными детьми:

• Заниматься с ребенком в начале дня, а не вечером.

• Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.

• Делить задание на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки

. • Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.

• Взрослому находиться рядом с ребенком во время занятий.

• Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).

• Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.

• Использовать гибкую систему поощрения и наказаний.

• Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.

• Предоставлять ребенку возможность выбора.

• Оставаться спокойным.

Агрессивные дети.

Повышенная агрессивность. Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными. Возникновению Агрессивных качеств способствуют некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга. Следует отметить, что огромную роль играет воспитание в семье, причем с первых дней жизни ребенка. Правила работы с агрессивными детьми:

• Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка.

• Демонстрировать модель неагрессивного поведения.

• Быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки.

• Наказания не должны унижать ребенка.

• Обучать приемлемым способам выражения гнева.

• Давать ребенку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события.

• Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.

Развивать способность к эмпатии.

• Расширять поведенческий репертуар ребенка.

• Учить брать ответственность на себя.

Застенчивые дети.

Причины возникновения застенчивости. Застенчивость возникает в результате неправильного воспитания. Родители в детстве постоянно твердили ребенку: сюда не иди, это не делай. Так как такие нелестные высказывания распространялись на большинство инициатив, стремление делать что-то было практически полностью подавленно. Поэтому приходилось делать только то, что важно для жизни либо то, что хотят родители. Правила работы с застенчивыми детьми:

• Не стоит постоянно беспокоиться за ребенка, стремиться полностью, оберегать ребенком от возможных опасностей, не стремиться самим делать все за ребенка, предупреждать любые затруднения. Дать ребенку определенную меру свободы и возможности открытых действий.

• Постоянно подкреплять у ребенка уверенность в себе, в собственных силах и возможностях. Помочь ребенку найти в себе-то хорошее, за что они могли бы себя уважать. Хвалите ребенка и научите его принимать похвалу от других.

• Начать привлекать ребенка к выполнению различных поручений, связанных с обществом, создать ситуации, в которых застенчивому ребенку пришлось бы вступать в контакт с «чужими взрослыми».

Необходимо: - постоянно подкреплять в ребенке уверенность в себе и в своих силах; - привлекать ребенка к выполнению различных поручений, связанных с общением; - расширять круг знакомств.

СТИЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ КАК ФАКТОР, ОБУСЛОВЛИВАЮЩИЙ

ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ

Один из главных этапов в развитии социально-коммуникативного общения выступает создание эмоционально положительной атмосферы, мотивации детей на общение.

Мотивы побуждающие детей вступать в общение :

1. Потребность в насыщении впечатлениями;

2. Потребность в участии в активной деятельности;

3. Потребность в признании своих действий и в их поддержке

Позитивная атмосфера при организации совместной образовательной деятельности педагогов с детьми во многом зависит от стиля общения педагога с детьми.

Игра «Детский сад».

Цель: познакомить педагогов с новыми подходами в формировании межличностных отношений дошкольников путем анализа проблемных ситуаций.

Задачи: способствовать повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах развития межличностных отношений у детей дошкольного возраста.

Инструкция: поделитесь на пять команд. Каждая команда путем жеребьевки получает лист с заданием. На нем написана проблема. Дается время для обсуждения в команде. Затем каждая команда дает ответ. Остальные дополняют или предлагают свои варианты.

Ситуация 1

Мальчик Глеб все время отвлекает воспитателя во время занятия. Переспрашивает, спешит. Все время роняет вещи, отвлекает других детей.

Почему ребенок так себя ведет? Версии.

Как необходимо поступать воспитателю при взаимодействии с этим ребенком? Варианты

1---

2___

3___

Ситуация 2

Мальчик Вова. Толкает других детей, дерется. Если что-то идет не так как он хочет, начинает кричать, закатывает истерику.

Почему ребенок так себя ведет? Версии.

Как необходимо поступать воспитателю при взаимодействии с этим ребенком? Варианты

1---

2___

3___

Ситуация 3

Девочка Анжела, на занятиях очень долго тянет с ответом. Стоит в сторонке, сама никогда не начинает игру. Ждет, когда ее пригласят.

Почему ребенок так себя ведет? Версии.

Как необходимо поступать воспитателю при взаимодействии с этим ребенком? Варианты

1---

2___

3___

Ситуация 4

Девочка Катя, очень тяжело переживает поражения. Отходит в сторону, может начать кричать, топать ногами. Обижается.

Почему ребенок так себя ведет? Версии.

Как необходимо поступать воспитателю при взаимодействии с этим ребенком? Варианты

1---

2___

3___

Ситуация 5

Андрей на занятиях, выкрикивает с места разные бранные слова, громко разговаривает. Кривляется. На замечания взрослого прекратить, поведение ухудшается.

Почему ребенок так себя ведет? Версии.

Как необходимо поступать воспитателю при взаимодействии с этим ребенком? Варианты

1---

2___

3___

Рефлексия

Обсуждение.

Что показалось сложным?

Почему?

Какие выводы вы сделали?

Что полезного сегодня узнали?

Анкета для самоанализа (раздается каждому участнику)

КАКОВА ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВАШЕГО СТИЛЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ?

(Ю. Вьюнкова)

Прочитайте утверждения и соотнесите их с собственным опытом работы. Оцените каждое

утверждение в соответствии с градацией ответов: абсолютно верно — 2 балла

да, верно — 1 балл

ни да ни нет — 0 баллов

в общем, нет — 1 балл нет,

неверно — 2 балла

Утверждения

1 Я умею выдержать паузу после формулировки проблемы, вопроса, чтобы не мешать

детям думать, принимать решение.

2 Я не веду ребенка за руку в решении проблемы, вопроса, задания. Свое общение с

детьми начинаю с вопроса: «Что скажете?», «Что думаете?», «О чем молчите?»

3 Я могу выбрать нужную меру помощи, чтобы каждый ребенок смог выполнить работу

относительно самостоятельно.

4 Я никогда не повторяю ответы детей, литературно формулируя их мысль.

5 У меня на занятиях дети имеют возможность задать вопрос, высказаться, чувствуют

себя спокойно и естественно.

6 Я считаюсь с желанием детей продолжить тот или иной вид работы, если они

испытывают состояние вдохновения, творчества, даже если увеличение объемов

работы не предусмотрено планом деятельности.

7 Я принимаю ошибки детей, так как их ошибки являются источником вопросов,

проблем, обсуждаемых группой,

8 Я владею активными методами и формами работы (игровыми, тренинговыми,

театрализацией и др.).

9 Я владею методами сохранения нервно-психического здоровья детей.

10 Я могу снять раздражение, гнев, агрессию у ребенка, умею переключить его

внимание.

11 Я являюсь для своих детей (воспитанников) товарищем, единомышленником,

равноправным партнером в их делах.

12 Я стараюсь познать своих детей. Даю понять, что вижу их достоинства независимо от

их успехов.

13 Я умею насытить жизнь детей деятельностью, чтобы каждый имел возможность реализовать себя.

14 Я учу ребят анализировать поведение, чувства, поступки не только литературных

героев, но и свои, своих товарищей, взрослых людей.

15 Я поощряю интеллигентное и открытое выражение детьми своих чувств.

16 Я развиваю у детей способность видеть и ценить индивидуальность других.

17 Я стараюсь поддержать симпатии детей друг к другу. Помогаю каждому найти

товарища.

18 В учебно-воспитательном процессе постоянно возникают ситуации, когда общение

детей друг с другом идет непосредственно, без моего вмешательства и побуждения.

19 Мои дети (воспитанники) владеют коллективными приемами решения проблем.

Умеют слушать друг друга, не блокируют чужих идей.

20 Я не использую отметки в качестве поощрения и наказания.

Обработка результатов

Сложите баллы по каждому утверждению, а полученную сумму разделите на 20 (количество вопросов). Итоговое число свидетельствует об уровне эффективности Вашего педагогического общения.

Уровень 1

Количество баллов от 2 до 1,1

Вы демократичный педагог, который владеет условиями организации обучения,

направленными на общее развитие воспитанников. Вам успешно удается учитывать в своей работе индивидуальные особенности ребенка. Умеете стимулировать развитие коллектива. Ваши воспитанники испытывают интерес к общению с Вами. Однако подумайте, не является ли Ваше мнение о себе следствием завышенной самооценки, проявившейся в Ваших ответах на вопросы?

Уровень 2

Количество баллов от 1 до 0,1

Вы осознаете основные условия организации обучения и непосредственного общения с

детьми. Чтобы осознание перешло в каждодневную практику, Вам следует создавать ситуации для развития детской самостоятельности, индивидуального творчества, больше поощрять инициативу, направленную на освоение ребятами знаний и опыта.

Уровень 3

Количество баллов от 0 до —0,9

Вам следует серьезно переосмыслить свое общение с детьми. Для некоторых Ваш стиль

общения подходит, но другие могут испытывать неуверенность в общении с Вами.

Проанализируйте те утверждения, которые Вы не приняли. Что вызвало Ваше несогласие? На какие позиции Вы могли бы уже сейчас взглянуть по-другому? Начинайте действовать!

Уровень 4

Количество баллов от —1 до —2

Одно из двух: Вы или авторитарны, или же, наоборот, излишне опекаете детей. В обоих

случаях им трудно общаться и работать с Вами. Для создания атмосферы, способствующей максимальному развитию личности каждого воспитанника, Вам имеет смысл изменить стиль общения, сложившийся в группе. Если Вы готовы это сделать, начинайте с переосмысления любой из обозначенных выше позиций

Заключение

От того, кто будет воспитывать ребёнка, зависит его будущее, его мировоззрение, вся его жизнь. Воспитатель детского сада - это состояние души. Он дарит детям тепло своего сердца. Работа воспитателя - не просто труд. Это, прежде всего, способность к отречению, умение отдать всего себя, без остатка, видеть в этом свет.

Вы говорите: дети меня утомляют. Вы правы. Вы поясняете: надо опускаться до их понятий. Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься. Ошибаетесь. Ни от того мы устаём, а от того, что надо подниматься до их чувств. Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться. Чтобы не обидеть.

. Взрослые не должны сердиться на детей, потому что это не исправляет, а портит.

Януш Корчак

Дети святы и чисты. Нельзя делать их игрушкою своего настроения.

А. Чехов

Публикации по теме:

Дидактические игры и методические пособия для социально-коммуникативного развития детейДидактические игры и методические пособия для социально-коммуникативного развития детей В настоящее время социализации уделяется особое внимание. Не случайно социально-коммуникативное развитие и воспитание дошкольников является.

Консультация для педагогов «Формирование навыков общения у детей раннего возраста» «Общение детей раннего возраста в игре» Слайд 1 Жизнь каждого нормального человека буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность.

Консультация для воспитателей «Характеристика социально-коммуникативного развития дошкольников в соответствии с ФГОС» Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО, социализация личности дошкольника и.

Перспективный план по развитию эмоционально-нравственного опыта и навыков общения детей через позитивное влияние игры Перспективный план Задачи обучения. 1. Формировать эмоционально – нравственное отношение к окружающим людям и сверстникам. 2. Познакомить.

Подготовка к педсовету «Система работы по организации социально-коммуникативного развития дошкольников с ОВЗ». ФотоотчётПодготовка к педсовету «Система работы по организации социально-коммуникативного развития дошкольников с ОВЗ». Фотоотчёт .

Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО «Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО» 1. Общие положения.

Стили родительского воспитания и их влияние на развитие детейСтили родительского воспитания и их влияние на развитие детей Существуют три типа семей по степени эмоциональной привязанности к ребёнку, по степени контроля своего ребёнка. И в зависимости от того,.

Влияние семьи, общества и педагогов на развитие речи детей Обучение детей родной речи в отечественной педагогике всегда рассматривали как приоритетное направление. Первые навыки правильной речи ребенок.

Взаимодействие с пансионатом ветеранов труда как одна из форм социально-коммуникативного развития дошкольников.Взаимодействие с пансионатом ветеранов труда как одна из форм социально-коммуникативного развития дошкольников. Что такое социально-коммуникативное развитие? Это комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру.

Экскурсии в библиотеку — эффективное средство познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития детейЭкскурсии в библиотеку — эффективное средство познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития детей Вы часто ходите с детьми в библиотеку? Ничего так не обогащает и не делает образовательный процесс более эффективным и качественным, как.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер класс для педагогов «Влияние стиля воспитания педагога на развитие навыков социально-коммуникативного общения»
Опубликовано: 30 декабря 2019 в 01:50
+32Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер класс для педагогов «Влияние стиля воспитания педагога на развитие навыков социально-коммуникативного общения»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Шиморянова (УИ 92980) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД