Татьяна Мовчан
Мастер-класс для педагогов «Развитие речи детей в игровой деятельности посредством песочной терапии»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить педагогов с возможностями песочной терапии в речевом развитии детей через игровую деятельность.
Задачи:
Познакомить педагогов с песочной терапией, используемой на занятиях по речевому развитию.
Развивать фонематический слух, связную, диалогическую и монологическую речь детей, совершенствовать грамматический строй речи через тактильную чувствительность путём различных движений и упражнений с песком.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Развитие речи детей в игровой деятельности посредством песочной терапии“» размещена в разделах
- Игры с песком
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Воспитыватьинтерес к данной методике и введениюеё в практическую деятельность.
Материал: Песочница, игрушки для песочной терапии, влажные салфетки.
Ход мастер-класса :
-Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Какие ассоциации у вас вызывает слово «песок»? Что вы вспоминаете, услышав его? (Ответы педагогов).
Всё это завораживает и позволяет расслабиться, забыть о проблемах и отдохнуть.
Мы с удовольствием водите ладонью по песку, строите из него волшебные замки. И не замечаете, как вдруг исчезают тягостные мысли, уходят проблемы, появляется умиротворение и покой.
Дело в том, что податливость песка провоцирует желание человека сотворить из него миниатюру реального мира.
А в детстве? Кто из нас не играл в «куличики»? Ведёрко, формочки, совок – первое, что родители приобретают ребёнку. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. Это традиционные игры с песком. Сегодня мы с вами посмотрим на возможности использования песочницы, с другой стороны.
Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребёнка форме передаём ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.
А бывает, что ребёнок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшую его ситуацию с помощью игрушечных фигурок, создавая картины собственного мира из песка, ребёнок освобождается от напряжения, тревог, агрессии.
Это и есть песочная терапия – одно из направлений арттерапии. Другими словами – лечение песком.
Карл Густав Юнг – основатель песочной терапии, говорил:
«Процесс «игры в песок» высвобождает заблокированную энергию и активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике».
В настоящее время песочная терапия получила широкую известность, и её применение остаётся привлекательным для многих специалистов. В этом и есть новизна данной методики.
Опыт работы показывает, что использование песочной терапии даёт положительные результаты. Возможности данной методике довольно обширны.
Песочные игры бывают трё х видов:
- Обучающие игры:
- Познавательные игры.
-ПЕСОЧНЫЕ ИГРЫ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ
- Игры на расширение словарного запаса
- Игры на развитиефонематического слуха : «Лепим буквы», «Превращение букв», «Найди звук», «Кто это был?», «Какой звук лишний» и др.
- Игры на развитие связной речи : «Пряталки», «Мой город» и др.
- Игры на освоение навыков чтения и письма: «Найди буквы и сложи слоги и слова», «Слепи букву», «Фея ударения», «Построй ступеньки» и др.
В нашей детском саду мы уделяем внимание речевому развитию детей. И, конечно, на своих занятиях используем песочные игры.
Сейчас я приглашаю в помощь детей, где в игровой форме будет использована песочная терапия.
Начинаем наши игры!
Подходите – ка вперёд!
До чего же вы, ребята,
Удивительный народ!
Дети подходят к песочнице с сухим песком.
Упражнение «Чувствительные ладошки».
Положите ладони на песок. Давайте его погладим внутренней, затем тыльной стороной ладони. Расскажите, какие ощущения, ассоциации у вас вызывает песок?
Погладьте песок между ладоней.
Подобные упражнения используются в начале занятия. Это способствует развитию мелкой моторики рук, а, следовательно, активизирует умственную деятельность.
Вы заметили, что сухой песок – нежный, лёгкий, сыпучий.
Упражнения «Ручеёк течёт». «Дождик моросит» -.
Выполняя эти упражнения с детьми, мы проговариваем, стихи о воде и дожде.
Вы, слыхали о воде?
Говорят она везде
В луже, море, океане,
И водопроводном кране.
Полосатый босоногий
Шлёпал дождик по дороге.
Озорник на всякий случай,
Был привязан к маме туче.
Дождик, дождик моросит
В листьях клёна он шумит.
По вашим рисункам я вижу, что настроение у всех разное, и чтобы его улучшить, мы предлагаем вам посадить «Цветы на клумбе». Эта игра учит детей определять количество слогов в словах.
На клумбе здесь растут цветы
Необычайной красоты.
Любуются все их цветеньем,
Вдыхают запах с наслажденьем.
На клумбе три бороздки проведём,
Названия цветов на слоги разобъём!
Один слог – в верхнюю сажаем,
Два слога – в центре оставляем,
Три слога – в третью грядку.
Теперь сажаем по порядку.
После выполнения задания – вопросы:
- Опишите цветок по цвету, форме.
- Где растёт этот цветок?
- Какие цветы больше всего нравятся вам?
Вам понравилось играть с песком? Какие эмоции вы получили?
Ребята, сегодня мы познакомились с необычной игрой с песком. Узнали каким может быть песок, придумали интересные истории. Вам понравилось!
Теперь давайте прощаться с удивительным песком: протяните руки над песочницей и сделайте плавные движение, как будто вы «ветерок». Что говорят, когда уходят, но хотят вернуться ещё? Давайте скажем: «До следующей встречи!» (дети выполняют движения и прощаются.)
Сегодня я показала вам лишь несколько песочных игр, направленных на развитие речи детей.
Это один из способов общения с самим собой и с окружающим миром; уникальный способ снятия внутреннего напряжения, что позволяет повысить уверенность в себе и открыть новые пути развития.
Рефлексия:
Уважаемые коллеги наш мастер – класс подошёл к концу. Желаю вам использовать песочную терапия в играх с детьми.