Ирина Головань
Мастер-класс для педагогов «Развитие музыкального восприятия дошкольников с использованием музыкально-дидактических игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: знакомство коллег с опытом использования детских музыкально- дидактических игр, способствующих музыкальному развитию дошкольников, развитию слухового восприятия, мелкой моторики.
Задачи:
1. Познакомить участников мастер-класса с содержанием музыкально-дидактических игр.
2. Раскрыть содержание мастер-класса посредством активного участия педагогов в музыкально-дидактических играх.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Развитие музыкального восприятия дошкольников с использованием музыкально-дидактических игр“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Работа музыкального руководителя
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2021
3. Формировать умение слушать музыку, понимать её настроение, характер.
Музыкальный руководитель :
Уважаемые коллеги! Разрешите представить вашему вниманию мастер-класс, показывающий как можно развивать музыкальное восприятие дошкольников в игровой форме. Я продемонстрирую приемы проведения музыкально-дидактических игр, способствующих развитию умения слушать, определять характер музыки, воспроизводить её в игре.
Игры с пением и музыкальным сопровождением являются одним из самых интересных и любимых видов деятельности у детей. С помощью игр можно доставлять малышам радость и удовольствие, и решать различные педагогические задачи. Такие как развитие познавательных способностей, мелкой моторики, речевой активности. Каждый ребенок открыт для музыки с рождения, надо только помочь ему увидеть богатство и разнообразие мира, познать себя и тогда, став частью души, музыка поселится в нем навечно. Музыка – больше, чем украшение и эстетическое дополнение к жизни. Музыкальное движение это синтез музыки и движения, где первоосновой является музыка. Чем раньше ребенок воспримет гамму разнообразных впечатлений, чувственного опыта, особенно в таком виде деятельности, как движение под музыку, тем более гармоничным, естественным и успешным будет дальнейшее развитие ребенка и, возможно меньше будет проблем у наших детей с развитием речи, внимания, памяти, мышления, формирования красивой осанки. Дети эффективнее воспринимают музыку, когда она воздействует в комплексе с движением, словом.
Предлагаю вашему вниманию музыкально-дидактические игры, упражнения, которые вы можете использовать на занятиях и в повседневной жизни детей для развития музыкальных и творческих способностей у детей.
Так как у нас мастер-класс, я попрошу Вас сегодня побыть немного детьми и принять участие в играх!
По лесной тропинке.
Возраст: 3 - 4 года.
Цель игры: учить улавливать особенности образного характера музыки и постараться передавать его в движении.
Оборудование: музыкальные записи-русская народная мелодия «Заинька» в обработке Н. Римского-Корсакова; «Медведь» В. Ребикова (или музыкальная пьеса Г. Галынина с тем же названием).
Ход игры. Взрослый приглашает детей на прогулку в воображаемый лес. Показывает им тропинку, по которой за день пробегает много разных зверей. Звучит пьеса. Дети должны изобразить того зверя, которого подсказала им музыка. Прослушав русскую народную мелодию в обработке Н. Римского-Корсакова «Заинька», они изображают прыгающего по тропинке зайчонка и т. п.
Примечание. Игра может проводиться как с одним ребенком, так и с группой детей, не только в помещении, но и на свежем воздухе.
Музыкальная гостиная.
Возраст: 4 - 5 лет.
Цель игры: развивать музыкальную память детей, слуховое восприятие, речевую активность.
Оборудование: мягкие или надевающиеся на руку игрушки: медвежонок, птичка, зайчик, кошечка, — а также музыкальная запись (например, песня «Мишка» — слова А. Барто, музыка Т. Бырченко).
Ход игры. Воспитатель с таинственным видом сообщает детям, что сегодня у них необычные гости. Он указывает на стульчики, на которых «сидят» игрушки, и спрашивает детей, узнают ли они их. (Дети отвечают.) «Верно, к нам в гости пришли наши старые друзья, с которыми мы подружились, разучивая песенки про них. (Воспитатель берет в руки медвежонка.) Давайте, ребята, вспомним одну из таких песенок. Она о бедном медвежонке, которого уронили на пол и оторвали лапу. Теперь мишка совершенно здоров. Лапку ему пришили, и он даже может ею двигать (показывает. Подносит мишку к уху, что-то шепчет.) Мишутка просит спеть для него ту самую песенку, уж очень ему хочется еще раз послушать ее в вашем исполнении».
Исполняется песня «Мишка» — слова А. Барто, музыка Т. Бырченко. «Игрушка» благодарит ребят за их песенку и «садится» на свое место. Воспитатель берет следующую игрушку, и игра продолжается. Дети подбирают песенки про известных им персонажей и исполняют их. Задача, стоящая перед игроками: вспомнить и напеть мотив песенок. «Игрушки», в свою очередь, приглашают ребят поиграть в игры с их участием.
Примечание. Далее воспитатель предлагает выбрать ребятам любую знакомую им игру, связанную с пришедшими к ним в гости игрушками (например, «У медведя во бору»). После игры дети, попрощавшись с игрушками, уходят.
Весёлая мозаика.
Возраст: 4-5 лет.
Цель игры: активизировать у детей творческие ассоциативные способности, вызвать в них интерес к музыке, развивать мелкую моторику рук.
Оборудование: комплект цветной мозаики (на каждого игрока по комплекту, музыкальные записи.
Ход игры. Взрослый говорит о том, что музыку можно не только исполнять, слушать, но и рисовать и даже выкладывать при помощи мозаики, чем сейчас и займутся игроки. Дети устраиваются каждый за своим столом или располагаются на ковре — кому как удобно. Каждый из них получает по комплекту обычной игровой мозаики. После ознакомления с условиями дети приступают к игре. Перед игроками ставится задача: в течение того времени, пока звучит музыкальное произведение, выложить мозаикой любые фигуры, используя те цвета, которые «подсказаны» музыкой.
Примечание. В качестве музыкального репертуара рекомендуется использовать произведения П. Чайковского (из «Детского альбома», С. Прокофьева, Д. Кабалевского и других композиторов. Произведения могут звучать в записи или в живом исполнении.
Угадай, кто идет?
Возраст: 4 - 5 лет.
Цель игры: развить у детей умение двигаться в соответствии с характером музыки.
Необходимое оборудование: музыкальный инструмент или запись музыки Б. Кравченко «Шаги».
Ход игры. «Обладая острым слухом и умением слушать и слышать, можно определить по шагам человека его возраст и даже настроение», — объясняет воспитатель. И тут же предлагает ребятам проверить у себя наличие этих качеств: в его исполнении звучит музыка Б. Кравченко «Шаги». По размеренной и неторопливой музыке дети определяют, что так идти может пожилой человек. Быстрыми и энергичными шагами на работу идет папа (музыка Б. Кравченко исполняется в более оживленном темпе). У ученика, торопящегося в школу, шаги торопливые и быстрые, и т. п. Игрокам предлагается свободно расположиться в зале и, слушая музыку, движениями подчеркивать происходящие в ней изменения. Их задача: вовремя заметить смену ритмического рисунка в музыке и попытаться передать их пластикой.
Игра с дождиком
Возраст: 4 - 5 лет.
Цель игры: развить импровизационные навыки у детей; поощрить наблюдательность и воображение.
Оборудование: музыкальное произведение С. Майкапара «Дождик».
Ход игры. Воспитатель знакомит ребят с музыкальным произведением. Задача игроков — хлопками попытаться с максимальной точностью повторить ритмический рисунок пьесы. После прослушивания и анализа музыкального произведения руководитель предлагает ребятам повторить пьесу следующим образом: напевая «про себя» мелодию, простучать ее ритмический рисунок. В игре побеждает тот, кто наиболее точно сумеет это сделать.
Примечание. Можно предложить ребятам коллективно сочинить слова, по смыслу и по ритму подходящие к музыке. Во время исполнения пьесы эти слова поют дети. Например, слова могут быть примерно такого содержания:
Как, кап, кап,
Буль, буль, буль —
Капают дождинки.
Кап, кап, кап,
Буль, буль, буль —
Словно серебринки.
Загадки о музыкальных инструментах можно включить в вечернее время, устроив «Вечер загадок».
Как вы думаете, что развивают загадки? (ответы аудитории)
Правильно, отгадывание загадок способствует активному развитию речи : обогащается словарь ребенка, он начинает понимать, что слово часто имеет не одно значение, а несколько, что оно может употребляться и в прямом, и в переносном смысле. Самое главное достоинство загадок в том, что они развивают мышление. он должен вспомнить: где он «это» видел, на что «это» похоже, какого «оно» цвета или размера, как из «этого» извлекается музыкальный звук. А значит, мыслительный процесс идет!
Внутри пустой, а голос густой.
Сам молчит, а бьют – ворчит.
(Барабан)
Он под шапочкой сидит,
Не тревожь его – молчит.
Стоит только в руки взять
И немного раскачать,
Слышен будет перезвон:
Динь-дон-дон, динь-дон-дон.
(Колокольчик)
У этого инструмента есть струны и педаль,
Несомненно, это звонкий, черный глянцевый…
(Рояль)
Дорогие коллеги, представленные игры используйте в своей педагогической деятельности. Надеюсь, что это поможет всестороннему развитию наших ребят. Спасибо за внимание.