Получи документы

Мастер-класс для педагогов «Развитие музыкального восприятия дошкольников с использованием музыкально-дидактических игр»

Ирина Головань
Мастер-класс для педагогов «Развитие музыкального восприятия дошкольников с использованием музыкально-дидактических игр»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: знакомство коллег с опытом использования детских музыкально- дидактических игр, способствующих музыкальному развитию дошкольников, развитию слухового восприятия, мелкой моторики.

Задачи:

1. Познакомить участников мастер-класса с содержанием музыкально-дидактических игр.

2. Раскрыть содержание мастер-класса посредством активного участия педагогов в музыкально-дидактических играх.

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Развитие музыкального восприятия дошкольников с использованием музыкально-дидактических игр“» размещена в разделах

3. Формировать умение слушать музыку, понимать её настроение, характер.

Музыкальный руководитель :

Уважаемые коллеги! Разрешите представить вашему вниманию мастер-класс, показывающий как можно развивать музыкальное восприятие дошкольников в игровой форме. Я продемонстрирую приемы проведения музыкально-дидактических игр, способствующих развитию умения слушать, определять характер музыки, воспроизводить её в игре.

Игры с пением и музыкальным сопровождением являются одним из самых интересных и любимых видов деятельности у детей. С помощью игр можно доставлять малышам радость и удовольствие, и решать различные педагогические задачи. Такие как развитие познавательных способностей, мелкой моторики, речевой активности. Каждый ребенок открыт для музыки с рождения, надо только помочь ему увидеть богатство и разнообразие мира, познать себя и тогда, став частью души, музыка поселится в нем навечно. Музыка – больше, чем украшение и эстетическое дополнение к жизни. Музыкальное движение это синтез музыки и движения, где первоосновой является музыка. Чем раньше ребенок воспримет гамму разнообразных впечатлений, чувственного опыта, особенно в таком виде деятельности, как движение под музыку, тем более гармоничным, естественным и успешным будет дальнейшее развитие ребенка и, возможно меньше будет проблем у наших детей с развитием речи, внимания, памяти, мышления, формирования красивой осанки. Дети эффективнее воспринимают музыку, когда она воздействует в комплексе с движением, словом.

Предлагаю вашему вниманию музыкально-дидактические игры, упражнения, которые вы можете использовать на занятиях и в повседневной жизни детей для развития музыкальных и творческих способностей у детей.

Так как у нас мастер-класс, я попрошу Вас сегодня побыть немного детьми и принять участие в играх!

По лесной тропинке.

Возраст: 3 - 4 года.

Цель игры: учить улавливать особенности образного характера музыки и постараться передавать его в движении.

Оборудование: музыкальные записи-русская народная мелодия «Заинька» в обработке Н. Римского-Корсакова; «Медведь» В. Ребикова (или музыкальная пьеса Г. Галынина с тем же названием).

Ход игры. Взрослый приглашает детей на прогулку в воображаемый лес. Показывает им тропинку, по которой за день пробегает много разных зверей. Звучит пьеса. Дети должны изобразить того зверя, которого подсказала им музыка. Прослушав русскую народную мелодию в обработке Н. Римского-Корсакова «Заинька», они изображают прыгающего по тропинке зайчонка и т. п.

Примечание. Игра может проводиться как с одним ребенком, так и с группой детей, не только в помещении, но и на свежем воздухе.

Музыкальная гостиная.

Возраст: 4 - 5 лет.

Цель игры: развивать музыкальную память детей, слуховое восприятие, речевую активность.

Оборудование: мягкие или надевающиеся на руку игрушки: медвежонок, птичка, зайчик, кошечка, — а также музыкальная запись (например, песня «Мишка» — слова А. Барто, музыка Т. Бырченко).

Ход игры. Воспитатель с таинственным видом сообщает детям, что сегодня у них необычные гости. Он указывает на стульчики, на которых «сидят» игрушки, и спрашивает детей, узнают ли они их. (Дети отвечают.) «Верно, к нам в гости пришли наши старые друзья, с которыми мы подружились, разучивая песенки про них. (Воспитатель берет в руки медвежонка.) Давайте, ребята, вспомним одну из таких песенок. Она о бедном медвежонке, которого уронили на пол и оторвали лапу. Теперь мишка совершенно здоров. Лапку ему пришили, и он даже может ею двигать (показывает. Подносит мишку к уху, что-то шепчет.) Мишутка просит спеть для него ту самую песенку, уж очень ему хочется еще раз послушать ее в вашем исполнении».

Исполняется песня «Мишка» — слова А. Барто, музыка Т. Бырченко. «Игрушка» благодарит ребят за их песенку и «садится» на свое место. Воспитатель берет следующую игрушку, и игра продолжается. Дети подбирают песенки про известных им персонажей и исполняют их. Задача, стоящая перед игроками: вспомнить и напеть мотив песенок. «Игрушки», в свою очередь, приглашают ребят поиграть в игры с их участием.

Примечание. Далее воспитатель предлагает выбрать ребятам любую знакомую им игру, связанную с пришедшими к ним в гости игрушками (например, «У медведя во бору»). После игры дети, попрощавшись с игрушками, уходят.

Весёлая мозаика.

Возраст: 4-5 лет.

Цель игры: активизировать у детей творческие ассоциативные способности, вызвать в них интерес к музыке, развивать мелкую моторику рук.

Оборудование: комплект цветной мозаики (на каждого игрока по комплекту, музыкальные записи.

Ход игры. Взрослый говорит о том, что музыку можно не только исполнять, слушать, но и рисовать и даже выкладывать при помощи мозаики, чем сейчас и займутся игроки. Дети устраиваются каждый за своим столом или располагаются на ковре — кому как удобно. Каждый из них получает по комплекту обычной игровой мозаики. После ознакомления с условиями дети приступают к игре. Перед игроками ставится задача: в течение того времени, пока звучит музыкальное произведение, выложить мозаикой любые фигуры, используя те цвета, которые «подсказаны» музыкой.

Примечание. В качестве музыкального репертуара рекомендуется использовать произведения П. Чайковского (из «Детского альбома», С. Прокофьева, Д. Кабалевского и других композиторов. Произведения могут звучать в записи или в живом исполнении.

Угадай, кто идет?

Возраст: 4 - 5 лет.

Цель игры: развить у детей умение двигаться в соответствии с характером музыки.

Необходимое оборудование: музыкальный инструмент или запись музыки Б. Кравченко «Шаги».

Ход игры. «Обладая острым слухом и умением слушать и слышать, можно определить по шагам человека его возраст и даже настроение», — объясняет воспитатель. И тут же предлагает ребятам проверить у себя наличие этих качеств: в его исполнении звучит музыка Б. Кравченко «Шаги». По размеренной и неторопливой музыке дети определяют, что так идти может пожилой человек. Быстрыми и энергичными шагами на работу идет папа (музыка Б. Кравченко исполняется в более оживленном темпе). У ученика, торопящегося в школу, шаги торопливые и быстрые, и т. п. Игрокам предлагается свободно расположиться в зале и, слушая музыку, движениями подчеркивать происходящие в ней изменения. Их задача: вовремя заметить смену ритмического рисунка в музыке и попытаться передать их пластикой.

Игра с дождиком

Возраст: 4 - 5 лет.

Цель игры: развить импровизационные навыки у детей; поощрить наблюдательность и воображение.

Оборудование: музыкальное произведение С. Майкапара «Дождик».

Ход игры. Воспитатель знакомит ребят с музыкальным произведением. Задача игроков — хлопками попытаться с максимальной точностью повторить ритмический рисунок пьесы. После прослушивания и анализа музыкального произведения руководитель предлагает ребятам повторить пьесу следующим образом: напевая «про себя» мелодию, простучать ее ритмический рисунок. В игре побеждает тот, кто наиболее точно сумеет это сделать.

Примечание. Можно предложить ребятам коллективно сочинить слова, по смыслу и по ритму подходящие к музыке. Во время исполнения пьесы эти слова поют дети. Например, слова могут быть примерно такого содержания:

Как, кап, кап,

Буль, буль, буль —

Капают дождинки.

Кап, кап, кап,

Буль, буль, буль —

Словно серебринки.

Загадки о музыкальных инструментах можно включить в вечернее время, устроив «Вечер загадок».

Как вы думаете, что развивают загадки? (ответы аудитории)

Правильно, отгадывание загадок способствует активному развитию речи : обогащается словарь ребенка, он начинает понимать, что слово часто имеет не одно значение, а несколько, что оно может употребляться и в прямом, и в переносном смысле. Самое главное достоинство загадок в том, что они развивают мышление. он должен вспомнить: где он «это» видел, на что «это» похоже, какого «оно» цвета или размера, как из «этого» извлекается музыкальный звук. А значит, мыслительный процесс идет!

Внутри пустой, а голос густой.

Сам молчит, а бьют – ворчит.

(Барабан)

Он под шапочкой сидит,

Не тревожь его – молчит.

Стоит только в руки взять

И немного раскачать,

Слышен будет перезвон:

Динь-дон-дон, динь-дон-дон.

(Колокольчик)

У этого инструмента есть струны и педаль,

Несомненно, это звонкий, черный глянцевый…

(Рояль)

Дорогие коллеги, представленные игры используйте в своей педагогической деятельности. Надеюсь, что это поможет всестороннему развитию наших ребят. Спасибо за внимание.

Публикации по теме:

Аналитический отчет «Развитие элементарных математических представлений дошкольников посредством дидактических игр» В связи с вступлением в силу с 1 сентября 2013 года Закона «Об образовании в Российской Федерации» в системе дошкольного образования происходят.

Из опыта работы по теме «Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактических игр»Из опыта работы по теме «Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактических игр» Дидактическая игра - одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Дидактические игры способствуют формированию у детей.

Картотека музыкально-дидактических игр для старших дошкольников Игры на контрастность динамики. УЗНАЙ СКАЗКУ Цель: Различать контрастный характер частей в музыке в связи с её содержанием и развитием музыкального.

Консультация для педагогов «Использование музыкально-дидактических игр для музыкального развития дошкольников»Консультация для педагогов «Использование музыкально-дидактических игр для музыкального развития дошкольников» Воспитание музыкальной культуры ребёнка – одна из важных задач всестороннего развития дошкольников. Музыкальное воспитание предусматривает.

Мастер-класс для педагогов «Речевое развитие дошкольников через словесные игры»Мастер-класс для педагогов «Речевое развитие дошкольников через словесные игры» Одним из главных показателей готовности ребенка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Понимание словесных указаний.

Музыкально-слуховое развитие детей младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет. Упражнения по тембровости восприятия Ирина Боткарёва Музыкально-слуховое развитие детей младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет. Упражнения по тембровости восприятия «Тихие.

Музыкально-слуховое развитие «Музицирование» для детей раннего возраста (1–3 лет), с использованием методики К. Орфа Ирина Боткарёва Музыкально-слуховое развитие «Музицирование» для детей раннего возраста (1–3 лет, с использованием методики К. Орфа 1. Упражнение.

Развитие речи дошкольников посредством дидактических и развивающих игрРазвитие речи дошкольников посредством дидактических и развивающих игр Подготовка к новому учебному году. Игры своими руками. Эту лягушку для меня сделала Лариса https://www.livemaster.ru/larisa81 Артикуляционная.

Развитие восприятия цвета у дошкольников Цвет-мощное средство эмоционального воздействия на человека. Нельзя недооценивать роль цветового восприятия в развитии и формировании детской.

Развитие восприятия цвета у младших дошкольников посредством использования разноцветных карточекРазвитие восприятия цвета у младших дошкольников посредством использования разноцветных карточек Цвет является значимым свойством объектов окружающего мира. Цвет нельзя выделить практическим путем, в ходе действий с предметами, как,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Развитие музыкального восприятия дошкольников с использованием музыкально-дидактических игр»
Опубликовано: 1 марта 2021 в 20:26
+26Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов «Развитие музыкального восприятия дошкольников с использованием музыкально-дидактических игр»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Головань в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД