Тина Матрёнина
Мастер-класс для педагогов «Геоборд — что это? Этапы работы. Новое оборудование для развития детей с ДЦП»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель мастер-класса – знакомство педагогов с новым оборудованием для развития детей с ОВЗ.
Задачи:
Теоретическая часть:
- познакомить с геобордом
- рассказать о истории его создании, о его предназначении и развивающих функциях
Практическая часть:
- предложить поиграть с геобордом
- познакомить с авторской методикой работы с ним
Предварительная работа:
1. Создание геобордов и дополнительных к ним материалов.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Геоборд — что это? Этапы работы, Новое оборудование для развития детей с ДЦП“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Математический планшет. Геометрик, геоконт, геоборд
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА, ДЦП)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
2. Создание презентации
Материалы и оборудование:
Геоборды (от 5 штук и более, наборы разноцветных резиночек, игрушек, шариков разной величины, проектор, ноутбук, экран.
Содержание мастер-класса.
Теоретическая часть
В течение последних 50 лет во всем мире увеличивается количество детей, родившихся с диагнозом «детский церебральный паралич». Стоит отметить, что в России частота этого заболевания существенно выше, чем в западных странах. Если в США, согласно официальной статистике, на 1000 новорожденных отмечается 1-2 случая заболевания ДЦП, то в Российской Федерации этот показатель может достигать 6-8 случаев и более на 1000 родов. [Иванов, Евтюков, 2009: 5]
Страны СНГ испытывают те же трудности. Например, статистика г. Астана (Казахстан): в 2015 году количество больных с ДЦП возросло на 6,9 %, по сравнению с 2010 годом. В 2016 году количество больных с этим диагнозом увеличилось ещё на 1500 человек. Такой рост происходит по причине увеличения выживаемости недоношенных младенцев с массой менее 1 кг. [ДЦП в 2016, 2016] Детский церебральный паралич является основной причиной детской инвалидности, его частота составляет 2 – 2,5 случая на 1000 детей. Современные достижения медицины оказывают на статистику ДЦП двоякое влияние. С одной стороны, такие факторы риска развития патологии, как резус–конфликт матери и плода с последующими проявлениями билирубиновой энцефалопатии, в настоящее время хорошо поддаются контролю и лечению и это частично уменьшило частоту гиперкинетических форм ДЦП. С другой стороны, значительно вырос удельный вес таких факторов риска, как преждевременные роды и многоплодные беременности. [Батышева, Быкова, Виноградов, 2012]
По данным Даниловой Л. А., Мастюковой Е. М., Ипполитовой М. В., Панченко И. А., Архиповой Е. Ф. у детей с ДЦП кроме двигательных нарушений различной тяжести есть и другие сопутствующие нарушения в развитии. Среди них значительное место занимают речевые расстройства, частота которых составляет до 80%. На первом месте среди них нарушения письменной речи: дислексия и дисграфия. Трудности овладения навыками чтения и письма связаны также с нарушениями зрительного восприятия формы, несформированностью оптико-пространственных представлений, фонематического восприятия, с нарушениями мелкой моторики пальцев рук. При дисграфии дети с трудом запоминают начертания букв, часто забывают их, путают буквы или их элементы с другими по признаку графического сходства, искажают графический образ букв (неправильно сочетают элементы в изображении некоторых букв). [Левченко, Приходько, 2001:156]
У детей с ДЦП уже в раннем возрасте идет работа по развитию зрительно-моторной координации, которая начинается с нормализации положения кисти и пальцев рук. [Архипова, 1989]
Для детей дошкольного возраста создается комплекс коррекционно-развивающих упражнений (в соответствии с возрастом и особенностями двигательных нарушений, задачами которых являются: коррекция навыков ходьбы и походки, развитие координации, пространственной организации движений, развитие и коррекция бега и прыжков у детей с нетяжелыми нарушениями двигательной функции (с разрешения врача и инструктора ЛФК, развитие мелкой моторики рук и подготовка к письму. Огромное внимание уделяется развитию общей координации движений и коррекции хватательной функции рук. Даже если сформирован захват предметов, то координированные действия двумя руками все еще недоразвиты. Многие дети уже могут захватывать предметы с противопоставлением большого пальца остальным. Исключение составляют дети с тяжелыми поражениями рук или одной руки. Однако даже при относительно нетяжелом поражении рук все дети с ДЦП затрудняются в захвате и удержании карандаша, фломастера, кисти или мелка, которые они крепко зажимают в кулаке. [Мастюкова, 1991: 66] Нарушения пространственных представлений и зрительно-моторной координации у детей с ДЦП затрудняют ориентировку в пространстве комнаты, на плоскости стола, листа, строчки, клетки. Это создает серьезные трудности при подготовке руки к письму.
Для решения этих задач мы ввели в занятия по подготовке ребенка с ДЦП к школе планшет «Геоборд».
Калеб Гаттегно (Caleb Gattegno) (Египетский математик, 50-е годы XX века) распространяет дидактический материал под названием «Геоборд» (Geoboard - геометрическая доска) – это поле с двадцатью пятью штырьками для «рисования» резиночками. «Геоборд», по мнению математика, помогает ребенку в освоении некоторых базовых правил планиметрии: периметр, площадь, фигура и т. д., развивает индуктивное и дедуктивное мышление, дает представление о симметрии, конгруэнтности, трансформации размера, формы. За рубежом «Геоборд» используется для обучения школьников. В России в 90-е годы XX века появляются различные варианты «Геоборда». Они называются геометрический или математический планшет. [Финкельштейн, 2017: 2]
Математический планшет - это развитие исследовательской деятельности детей, помощь в их моторном, познавательном развитии, а также раскрытие творческих способностей. В игре с планшетом у ребенка развивается мелкая моторика пальцев рук, пространственное восприятие, сенсомоторная память, быстрее происходит усвоение новых знаний и навыков. Развитие воображения будет способствовать получению хороших результатов во всех видах деятельности и обеспечит качественную подготовку к школьному обучению. [Возможности планшета, 2017]
Детей очень увлекает эта «игрушка», которая не похожа на другие и с которой можно долго фантазировать.
Практическая часть
Предлагаю Вам поиграть с этой «игрушкой». Перед Вами лежат геоборды, сейчас мы с Вами поэтапно рассмотрим мою методику работу с ними.
На первом этапе мы проводили работу по развитию пространственных навыков. Сначала шла работа по ориентировке в схеме собственного тела и ознакомлению с пространством комнаты. Затем ребенка знакомили с плоскостью стола. Когда эти навыки закреплялись, мы вводили в занятие «Геоборд» малого размера 5х5.
Коррекционная-развивающая работа проводилась последовательно по следующим направлениям:
• знакомство с новым оборудованием: рассматривание планшета, ощупывание плоскости и штырьков;
• задания, направленные на различение понятий «право, лево, верх, низ»;
• упражнения для определения углов «Геоборда» (левый верхний, левый нижний, правый верхний, правый нижний). Сначала определение указательным пальцем руки.
• задания, направленные на формирование активных действий по воспроизведению пространственных отношений (для ориентировки на плоскости планшета проводились игры с мелкими игрушками);
• расположить предметы в указанном направлении (вводились любые маленькие игрушки);
• назвать, где находится предмет по отношению к другим предметам и к нему самому;
• с помощью игрушки передвигаться по планшету между штырьками. Ориентируясь на показ взрослого и его словесные указания, а затем по словесным инструкциям дети перемещали игрушки по плоскости планшета, комментируя свои движения: «вверх-вниз», «слева направо» и т. д.
Захват предметов при не слишком тяжелом поражении рук становится более быстрым и совершенным, но координированные действия двумя руками еще слабо развиты, поэтому у ребенка с трудом формируются навыки самообслуживания.
Многие дети уже могут захватывать предметы с противопоставлением большого пальца остальным. Исключение составляют дети с тяжелым преимущественным поражением рук или одной руки. Однако даже при относительно нетяжелом поражении рук все дети затрудняются в захвате и удержании карандаша или мелка, которые они крепко зажимают в ладони всеми пальцами. [Мастюкова, 1991: 66]
Поэтому на втором этапе наша работа была направлена на развитие хватательных движений и зрительно-моторной координации у детей. Для этой работы в занятия вводился «Геоборд» большего размера 8х8 или 10х10. На занятиях дети выполняли следующие упражнения:
• свободное «письмо» указательным пальцем по плоскости планшета;
• для формирования правильного дифференцированного захвата предметов ребенку предлагают набор резинок и просят натянуть их на штырьки без какой-либо дополнительной инструкции (на начальной стадии резинки могут быть меньшей упругости и мягкие, для облегчения задачи, затем вводятся упругие твердые маленькие резинки для формирования силы и координации пальцев рук);
• для воспитания точности и завершенности движения выполняются упражнения на соединение разноудаленных штырьков. Сначала точки должны располагаться на расстоянии 2–3 см друг от друга, затем можно увеличивать расстояние и положение в пространстве заданных штырьков (детям предлагалось натянуть резинку от одного до другого заданного штырька).
Затем вводятся более сложные упражнения:
• создание резинками прямых линий, коротких и длинных, вертикальных и горизонтальных, диагональных, ломанных и зигзагообразных линий;
• построение треугольников, четырехугольников;
• выкладывание разных предметов, животных по образцу, по схеме;
• создание лабиринтов из резинок и прохождение по лабиринтам пальцем и мелкими игрушками;
• катание шарика по лабиринту для нахождения входа и выхода, используя «Геоборд», как ручной балансир (малые формы мозжечковой стимуляции).
После освоения всех выше перечисленных упражнений наступает третий этап - введение «Геоборда» в занятия по обучению грамоте. Таким образом, мы начинаем работу по коррекции графических навыков и чтения. У детей на столах лежат разноцветные резинки: красные, зелёные и синие. В соответствии с возрастными особенностями воспитанников, называем звуки, а дети формируют с помощью резинок определённого цвета заданные буквы.
Основной этап при обучении грамоте — букварный. Работа на этом этапе направлена на освоение звукового анализа и синтеза, обучение чтению слогов и слов. Дети знакомятся с буквами, учатся узнавать их по определенным признакам (отдельно и в составе слова, в разных позициях, правильно соотносить звук и букву. [Левченко, Приходько, 2001:165]
Традиционно при обучении грамоте детей с нормальным развитием понятие «буква» вводится после того, как у детей сформируются операции фонемного анализа и синтеза. При работе с детьми с ДЦП можно знакомить их с буквами уже на первоначальном этапе обучения грамоте.
Чтобы ребенок смог приобрести графический навык, он должен усвоить графический образ буквы, из каких элементов она состоит, в каких пространственных отношениях эти элементы объединены в каждой отдельной букве и как они расположены на рабочей строке.
Педагог может предложить детям целый комплекс заданий:
• построение узоров по образцу, по схеме, как у учителя, который сидит рядом;
• построение по образцу с поворотом – как у учителя, который сидит напротив;
• построение цифр;
• построение основных элементов букв;
• построение букв совместно с педагогом, по подражанию, по образцу, по словесной инструкции, по памяти и с поворотом;
• построение гласных и согласных букв резинками соответствующего цвета (красный – гласные, синий и зеленый – твердые и мягкие согласные);
• построение слогов;
• построение 2 – 5 буквенных слов.
Только затем мы переходим к письму карандашом, потом ручкой от опорной точки сначала в альбомах без разлиновки, затем в разделенных частях листа, позже – в тетради. Рисование карандашом позволяет лучше отработать нажим, навык проведения линий различной направленности, так как предполагает большее усилие и точность при проведении.
Таким образом, использование «Геоборда» на занятиях по формированию пространственных представлений, развитию зрительно-моторной координации и обучению грамоте помогает детям с ДЦП легче освоить графические навыки, подготовить руку к письму, научиться читать. Дети, по собственному желанию, делают «Геоборд» своей любимой, настольной игрушкой, постоянно выкладывая на нем новые узоры и лабиринты. Их пальцы быстро тренируются крепко удерживать мелкие предметы, растягивать тугие резинки, и балансировать «Геобордом» при катании шарика по дорожкам. Таким детям легче освоить клетки и строки в тетрадях, учитывая четкую структуру рядов штырьков. «Геоборд» – отличное средство для привлечения внимания ребенка с ДЦП к тем сторонам его развития, которые требуют коррекции.
Библиографический список:
1. Архипова Е. Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом (доречевой период). - М., 1989.
2. Батышева Т. Т., Быкова О. В., Виноградов А. В. Детский церебральный паралич – современные представления о проблеме (обзор литературы) // Российский медицинский журнал. 2012.
3. В 2016 году количество больных ДЦП увеличилось на 1500 человек // 2016.
4. Иванов Д. О., Евтюков Г. М. Интенсивная терапия и транспортировка новорожденных детей (2-е изд., расширенное и дополненное). Издательство «Человек». - Санкт-Петербург, 2009.
5. Левченко И. Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — М. : Издательский центр «Академия», 2001. — 192 с.
6. Мастюкова Е. М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом. Младенчекий, ранний и дошкольный возраст. М. - «Просвещение», 1991.
7. Развивающие возможности математического планшета //2017.
8. Финкельштейн Б. Б. Игровой альбом «Математический планшет для малышей». ООО «КОРВЕТ».