Ольга Глухова
Мастер-класс для педагогов «Социо-игровая технология как эффективное средство развития коммуникативных способностей детей»
▼ Скачать + Заказать документы
«Социо-игровая технология как эффективное средство развития коммуникативных способностей детей»
«Сделать серьёзное занятие для ребенка занимательным – первоначальная задача обучения» К. Д. Ушинский
Цель: обучение участников мастер-класса применению социо-игровой технологии в развитии коммуникативных способностей детей в рамках НОД в ДОУ.
Задачи:
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Социо-игровая технология как эффективное средство развития коммуникативных способностей детей“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
• Познакомить участников мастер-класса с методами и приёмами, применяемыми в социо-игровой технологии.
• Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике социо-игровой технологии.
«Не учить, а налаживать ситуацию, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и научения» (В. М. Букатов) - вот сущность социо - игровой технологии обучения.
Социо-игровая технология – это развитие ребёнка в игровом общении со сверстниками. Она направлена на развитие социальных качеств личности, формирования коммуникативной культуры детей. Применение социо-игровой технологии способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья.
В основе данной технологии лежит общение детей между собой, со взрослым. (Е. Шулешко, А. Ершовой и В. Букатовым).
Для воспитания сегодня как никогда актуально «лучшее правило политики – не слишком управлять…» - т. е. чем меньше мы управляем детьми, тем более активную позицию они занимают в жизни.
Сегодня просто необходимо наличие нового взгляда на ребенка как на субъект (а не объект) воспитания, как на партнера по совместной деятельности.
Формула сущности социо-игрового стиля «Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного и обучения, и научения, и тренировки».
Данная технология помогает мне :
• упражнять детей эффективно общаться;
• сделать образовательный процесс более увлекательным для детей;
• способствовать развитию у них активной позиции, самостоятельности, творчества;
• воспитать в дошкольниках желание узнавать новое.
Мне очень нравятся законы общения, которые предлагают авторы технологии :
• Не унижайте ребёнка, не оскорбляйте его;
• Не ворчать, не ныть, не бурчать;
• Умейте найти ошибку и имейте смелость признать её;
• Будьте взаимно вежливы, терпимыми и сдержанными;
• Относитесь к неудаче как к очередному опыту в познании;
• Поддержи, помоги подняться и победить;
• Задувая чужую свечу, мы не делаем свою ярче;
• Не возноси себя над другими. Вознеси ближнего;
• Дети фантазё ры: не верьте им на слово, но не оставляйте без внимания их проблемы.
Общение детей в рамках данной технологии организуем в три этапа:
• на самом первом этапе учу детей правилам общения, культуре общения (дети учатся договариваться, а значит слушать и слышать партнера, развивается собственная речь);
• на втором этапе общение является целью - ребенок на практике осознает, как ему надо организовать свое общение в микрогруппе, чтобы выполнить учебную задачу;
• на третьем этапе общение – это педагогическое средство, т. е. через общение я обучаю дошкольников.
Плюсы социо-игрового стиля :
- Отношения: «ребенок-сверстники»;
- Педагог является равноправным партнером;
- Разрушается барьер между педагогом и ребенком;
- Дети ориентированы на сверстников, а значит не являются покорными исполнителями указаний педагога;
- Дети самостоятельны и инициативны;
- Дети сами устанавливают правила игры;
- Дети обсуждают проблему, находят пути ее решения;
- Дети договариваются, общаются (выполняют роль и говорящих и роль слушающих);
- Общение детей происходит внутри микро группы и между микро группами;
- Дети помогают друг другу, а также контролируют друг друга;
- Социо-игровой стиль учит активных детей признавать мнение товарищей, а робким и неуверенным детям дает возможность преодолеть свои комплексы и нерешительность.
Принципы, которыми я руководствуюсь в работе с детьми по социо-игровой технологии :
• Воспитатель – равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их.
• Снятие судейской роли с педагога и передача её детям предопределяет снятие страха ошибки у детей.
• Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков. Свобода не означает вседозволенность. Это подчинение своих действий общим правилам.
• Смена мизансцены, то есть обстановки, когда дети могут общаться в разных уголках группы.
• Ориентация на индивидуальные открытия. Дети становятся соучастниками игры.
• Преодоление трудностей. У детей не вызывает интереса то, что просто, а что трудно – то интересно.
• Движение и активность.
• Жизнь детей в малых группах, в основном в двойках и тройках.
• Принцип полифонии. За 133-мя зайцами погонишься, глядишь, и наловишь с десяток.
Практическая часть
Игры задания для рабочего настроя
А сейчас я предлагаю Вам несколько ритуалов приветствия:
«Доброе утро!» Предлагаю взяться за руки и сказать: «Доброе утро»- шепотом, зевая, обычным голосом, прокричать.
«Перышко» Ведущий: «В руках я держу перышко, сейчас я дотронусь перышком до своего соседа справа и прошепчу: «Я рада тебя видеть», теперь сосед берет перышко дотрагивается им до соседа справа и говори «Я рада тебя видеть» и т. д.
«Цветочная клумба» Представьте себе цветочную клумбу, на которой, растет много цветов. Все цветы растут рядышком и поэтому клумба похожа на разноцветный ковер. С наступлением утра все цветы распрямляют свои стебельки, расправляют листочки, поворачиваются к солнышку, улыбаются ему, легкий ветерок помогает им поздороваться: они нежно и ласково дотрагиваются друг до друга лепестками и кивают головками. Прохожие восхищаются дружной и красивой клумбой. Давайте изобразим такую клумбу.
И так в начале, сделаем упражнение, которое мы с ребятами выполняем всегда в начале игры-занятия.
Упражнение – разминка «Один за всех»
Только смелый и упорны
Доберется к цели бодро
А еще в дороге нужно
Знать секреты прочной дружбы (Во время декламированы участники встают в круг и кладут руки на плечи товарищей. Затем кладут правые руки одну на другую в центре круга и произносят девиз: «Один за всех и все за одного».)
Игры на развитие коммуникативных способностей детей : «Сто мячей» Задача играющих поймать взгляд партнера и не допустить попадания мяча на пол. Одно из главных условий – играть молча. Все участники встают в круг у ведущего мяч. Он бросает его кому - либо из играющих, «договорившись» с ним взглядом. Тот, кто поймал мяч, перебрасывает его ещё кому – либо, тоже предварительно «связавшись с ним взглядом» и т. д.
«Старенькая бабушка»
Инструкция: «Давайте представим, что каждая пара состоит из бабушки и внучки, причем бабушки очень старенькие, они ничего не видят и не слышат. (Бабушкам завязывают глаза) И вдруг бабушки заболели. Их нужно очень осторожно провести между домами
(стульями) и привести в кабинет врача (стулья у стены)
«Ласковые волны»
Ведущий просит играющих сесть в круг и предлагает вспомнить лето, когда они купались в речке, в пруду, «Но лучше всего купаться в море, - говорит он, - потому что в море волны, и так приятно, когда они ласково гладят и омывают тебя. Волны такие веселые и добрые! И все очень похожи друг на друга. Давайте попробуем искупать друг друга в таких волнах!» Играющие изображают волны, вслед за ведущим. После такой «тренировки» ведущий предлагает всем играющим по очереди «искупаться в море»
«Купающийся становится в центре «по одной подбегают к нему и ласково поглаживают его, совершая одинаковые движения. Когда все «волны» «погладят купальщика», он «превращается», а в «море» «ныряет» следующий.
«Коммуникативное упражнение «Прилипшая рука»
Игра проводится в парах. Рука одного ребенка «прилипла» голове другого. Голова «убегает от руки», а рука старается не отрываться от неё. Потом, наоборот, «убегает» рука. В этой игре обязательно должна быть смена ролей.
Игры на развитие эмоций с дидактическим пособием «КУБ»
1. Вариант. Развитие умения выражать собственные эмоции. Играющий кидает кубик и в зависимости от выпавшей картинки, продолжает фразу, рассказывая, когда и в какой ситуации он бывает таким: «Я радуюсь, когда …», «Я злюсь, когда …», «Я огорчаюсь, когда …», «Я обижаюсь, когда…», «Я грущу, когда…».
2. Вариант. Развивать умение понимать эмоции других людей и выражать собственные.
Играющие делятся на две команды. Команды по очереди кидают кубик, а соперники должны изобразить ситуацию согласно выпавшей эмоции: со словами, с помощью жестов. С подручными средствами.
3. Вариант. Развитие умения узнавать изображаемые эмоции. Водящий выходит за дверь, а группа задумывает эмоцю. По возвращении водящий должен показать на кубике эмоцию, изображаемую группой играющих
"Волшебные конфеты" развитие чувства эмпатии.
Показываю коробочку, закрытую крышкой. Трясту ее, играющие должны определить на слух, что там. На самом деле это конфеты. Но они не простые. Как только вы их съедите, вы превратитесь в волшебников и сможете пожелать всем людям, что-то такое, от чего они смогут стать радостными. Давайте подумаем, что мы можем пожелать всем людям, которые живут на земле…
И ТОГДА ВСЕ ЛЮДИ БУДУТ СЧАСТЛИВЫ! Всем спасибо!
Вопросы для рефлексии:
1. Как вы чувствовали себя на мастер классе?
2. Какие выводы для себя вы сделали?
3. Возник ли у вас интерес к использованию в практике социо-игровой технологии?
Затем проводится ритуал прощания «Всем – всем, до свидания», играющие ставят свои кулачки в единый «столбик», затем громко говорят. «Всем – всем, до свидания!» и убирают кулачки.