Получи документы

Мастер-класс для педагогов «Сказкотерапия в работе с детьми дошкольного возраста»

Райсат Абдулкаримова
Мастер-класс для педагогов «Сказкотерапия в работе с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

"Сказкотерапия-в работе с детьми дошкольного возраста"

МАСТЕР - КЛАСС

Название этапа Содержание

Тема Сказкотерапия в работе с детьми дошкольного возраста

Цель Цель мастер-класса:

Повышение компетентности и профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения и совместной творческой деятельности в применении элементов сказкотерапии в ДОУ.

Задачи Образовательные:

Актуализация личного опыта по работе с одним из видов здоровьесберегающей технологии - «Сказкотерапией».

Актуализация позитивного эмоционального опыта коллег в процессе работы со сказкой.

Развивающие:

Развивать профессиональные умения педагогов при освоении приемов в составлении разных видов сказок, её демонстрации.

Воспитательные:

Вызвать интерес к работе со сказками, желание применять эту технологию или её элементы в своей работе с детьми.

Участники Педагоги

Оборудование Световой стол, влажные салфетки

Описание приемов, методов, способов работы. Использование презентации:

Знакомство с одним из видов здоровьесберегающих технологий - «Сказкотерапия», с её целями, задачами в работе с детьми дошкольного возраста;

Отчёт о проделанной работе в группе (её успехами и трудностями);

Проблемная ситуация

Каждый человек испытывает те или иные эмоциональные и поведенческие затруднения. А чтобы помочь решить эту проблему, расшифровать знания о мире и системе взаимоотношений в нём, что может нам помочь?

Работа в подгруппах:

* Разделение коллектива на подгруппы путём эксперимента на определение своего характера при помощи сказки (выбора педагогами любимых сказок или персонажей)

* Разработка разных видов сказок и её демонстрация.

Презентация системы работы (индуктор) (приветствие, введение в тему мастер – класса, погружение в тему) *Знакомство с технологией «СКАЗКАТЕРАПИЯ»:

АКТУАЛЬНОСТЬ:

Проведенные исследования в дошкольных учреждениях свидетельствует о неблагополучии душевного здоровья дошкольников. У большинства детей зарегистрирован низкий уровень самооценки, у 40% детей отмечается высокий уровень тревожности, 25% детей высокий уровень агрессивности.

В связи с этим возникает потребность в коррекции эмоционально-поведенческих проблем, в развитии духовно-нравственных качеств детей. И в этом нам поможет сказкотерапия.

Почему именно сказка? сказкотерапия – означает «лечение сказкой».

- В каких случаях уместно лечение сказкой?

- Оно необходимо, если у ребёнка наблюдаются эмоционально-личностные и поведенческие проблемы: агрессивность, тревожность, страхи, капризность, застенчивость и неуверенность в себе. Сказка позволяет ребенку актуализировать, осознать свои проблемы, и увидеть различные пути их решения.

Сказкотерапия – один из видов здоровьесберегающих технологий.

Является инновационным методом в работе с детьми, который, позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребенка при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи. Сказка является наиболее эффективным и проверенным способом и средством воспитания и обучения детей, а также одним из эффективных методов работы с детьми, испытывающими те или иные эмоциональные и поведенческие затруднения.

Сказкотерапия – это процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Часто это позволяет найти и нужное решение в жизни.

Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.

Ребенок, находясь в сказке, взаимодействует со многими сказочными героями и, как в жизни, ищет пути решения проблем, которые встают перед ним.

Для детей сказки связаны с волшебством, а волшебство – это еще и превращение. В сказке – реальное, а в жизни – не всем заметное. Дети раскрепощаются, легко перевоплощаются в любимых и близких по духу сказочных героев, фантазируют, живо и образно высказывают свои мысли, решают проблемные задачи, формируют нравственные нормы поведения.

Новизна темы заключается в том, что использование сказкотерапии в работе с дошкольниками позволяет не только решать профилактические, образовательные, воспитательные задачи, но и предоставляет возможность интегрировать образовательные области.

Занятия по сказкотерапии способствуют:

- сохранению и укреплению психического здоровья,

- профилактике тревожности, агрессивности,

- развитию положительных эмоций, добрых чувств.

- развитию творческих способностей, воображения и фантазии.

- развитию творческой активности личности,

- формированию жизненной компетентности,

- реализации собственного личностного потенциала.

ЦЕЛЬ СКАЗКОТЕРАПИИ:

Воспитание ценностных ориентаций, формирование психологического здоровья дошкольников посредство сказки.

ЗАДАЧИ:

Образовательные:

1. Создать условия для развития и активизации в детях творческого начала;

2. Снизить уровень тревожности и агрессивности;

3. Формировать навыки конструктивного выражения своих чувств, эмоций

Развивающие:

1. Развивать речевые и познавательные процессы;

2. Развивать способности детей к естественной коммуникации;

3. Развивать у детей умение преодолевать трудности и страхи.

4. Развивать и поддерживать творческие способности детей;

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес к сказкам;

2. Воспитывать умения совместно работать над сказкой,

выступать вместе с коллективом сверстников.

Основные методы и приёмы работы со сказкой:

- Чтение и анализ сказки

- рассказывание сказок, потешек

- сочинение сказок,

- изменение концовок сказки

- театрализованная деятельность

- элементы художественного творчества в сказке (рисование, лепка, тестопластика)

- проблемные ситуации

- Сегодня на своем мастер-классе, я хочу познакомить вас, уважаемые коллеги, с разнообразием сказок в технологии «сказкотерапия».

Виды сказок:

1. Художественные сказки (народные, авторские)

- сказки о животных, бытовые сказки, волшебные сказки.

Авторские художественные сказки более образные, чем народные. И если мы хотим помочь человеку осознать свои внутренние переживания, то выбирать лучше авторскую сказку.

2. Психокоррекционные сказки

Такие сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замена» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также пояснения ребенку смысла происходящего.

3. Дидактические сказки

Эти сказки создаются педагогами для «наполнения» учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки и др.) Оживают, создаётся сказочный образ мира, в котором они живут. Дидактические сказки раскрывают содержание и важность определённых знаний. В форме дидактических сказок «подаются» учебные задания.

4. Психотерапевнитческие сказки

В работе с детьми такие сказки используют, когда необходимо обсудить какие-либо проблемы психоэмоциональной травмы или когда нужно объяснить смысл происходящего, помочь изменить отношение ребенка к этому. Здесь уместно использовать в работе художественное творчество детей (рисование, лепку, изготовление кукол, пособий, инсценирование сказок, спектаклей.

5. Медитативные сказки.

Эти сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, для формирования лучших человеческих взаимоотношений, развития личностного ресурса. Особенностью таких сказок является отсутствие конфликтов и злых героев.

*Со схемой составления сказок можно ознакомиться в памятке, которую я для вас приготовила.

*Комментарии, инструкции во время проведения игр с фокус – группой

Социоконструкция

(организация работы в фокус-группе, роли, распределение заданий, комментарий по выполнению, установление социальных связей) *Создание 2 фокус-групп

*Количество участников фокус–группы- 3-6 человек

Задания для каждой фокус-группы:

Я предлагаю вам создать один из продуктов для работы с детьми в разных возрастных группах

2 командам - я предлагаю сочинить психотерапевтическую сказку на тему:«Аждаха»

Задание:

- Придумать сюжет сказки

- Какую проблему решает эта сказка

- Инсценирование сказки.

- Предложить для инсценировки сказки маски.

Ход релаксационного занятия:

I.Вводная часть- ритуал входа в занятие и мотивации

Приветствие:

(перед педагогами выключенные световые планшеты, покрытие лёгкой тканью)

- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами почувствуем себя маленькими детьми, попробуем испытать те чувства, которые испытывают маленькие детишки, когда заходят в нашу комнату релаксации. И отправимся с вами в увлекательное путешествие. Я предлагаю вам перенестись в удивительный и волшебный Мир Песочных картин. Но чтобы этот мир для нас открылся мы закроем глаза и произнесём волшебные слова:

«Прекрасный мир, откройся нам,

По лёгким, сказочным волнам,

Мы с дружбой, добротой, плывём

И в Мир волшебный попадём!»

Педагоги повторяют «волшебные слова».

(пока педагоги произносят слова, со световых планшетов убирается ткань)

Вот мы и попали с вами в Мир песочных картин. Но чтобы этот мир ожил, нам необходимо с нашим песком поздороваться. Как мы это можем сделать?

Можем по-разному можем «поздороваться с песком»?

-Можно дотронуться до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно? Попробуйте легко (или с напряжением) сжать кулаки с песком, затем медленно высыпать его в песочницу. Можно дотронуться до песка всей ладонью? Внутренней, затем тыльной стороной?

-Можно перетирать песок между пальцами, ладонями? Можно медленно, а затем быстро сыпать песок из своего кулака в песочницу, на свою ладонь? Потом руки меняются. Какие ощущения у вас возникли от прикосновения к песку? Деятельность педагогов, примерные ответы: Педагоги описывают и сравнивают свои ощущения.

Действия педагога-психолога:

-Очень хорошо! Вы нашли много способов поздороваться с песком. Теперь мы подружились с песком и нам комфортно в песочном мире. Предлагаю чувствовать себя, как дома. Вот нас встречают хранители песочного мира – морские обитатели и разноцветные камушки.

(появление фигурок и камней) Педагогам предлагается рассмотреть фигурки морских обитателей, и камни, выбрать себе наиболее подходящие.

Они охраняют песок от вреда и недобрых гостей. Но ведь среди нас таких нет?

Наши хранители знают секретные превращения песка в различные волшебные картины, и вам они помогут раскрыть ваши творческие способности и скрытый потенциал.

-Чтобы окончательно погрузиться в мир песка закроем глаза и произнесем волшебные слова:

«Оставим все тревоги в прошлом,

Откроем новый, добрый мир,

Настроимся мы на хорошее

И из песка картины создадим!»

Действия педагога-психолога: пока педагоги произносят слова, включаются световые планшет.

Деятельность педагогов : Педагоги рассматривают световой планшет.

II.Основная часть занятия

-Вы заметили, что при соприкосновении с песком наши руки оставляют отпечатки. Я предлагаю попробовать сделать отпечатки и прислушаться к своим ощущениям.

Игровое упражнение «отпечатки рук»

Мы собираем наш песок на середину, разравниваем его и делаем отпечатки своих рук.

Деятельность педагогов : Педагоги собирают песок, разравнивают, оставляют отпечатки на световом столе, на тонком слое песка.

Упражнение «прятки»

В нашей Песочной стране живут и другие обитатели, только они очень стесняются, здесь так много новых людей, помогите им спрятаться в норки. Засыплем их тоненькой струйкой песка, но так, чтобы они из своих норок выглядывали. Ведь им всё интересно!

Деятельность педагогов : Педагоги выбирают игрушки морских обитателей, камушки, создают для них норки, насыпая песок на фигурку морского обитателя.

Действия педагога-психолога, вопросы к педагогам: Прекрасно! Давайте посмотрим, какие секреты хранят наши морские жители и камушки. А секрет прост, самые открытые и восприимчивые творцы- дети. Посмотрите, какое волшебство они могут создавать с помощью песка.

(просмотр видео «Море» песочная анимация, Вика Черенцова, 6, 5 лет)

Вот такая красота может получиться из песка.

«Минутка свободного рисования»

А теперь мы сами попробуем себя в роли художников песочной страны.

Педагогам предлагается в течение 3-5 минут выполнить на планшете любой рисунок песком по собственному замыслу.

Деятельность педагогов : Педагоги пытаются создать двумя руками рисунки на световом планшете.

III.Заключительная часть занятия

Рефлексия изобразительной деятельности (анализ песочных рисунков) Диалог педагога- психолога с воспитателями : У вас получилось что-нибудь нарисовать? Вам понравилось рисовать песком? Как мы можем сохранить наши рисунки? Как мы можем попрощаться с песком?

Ритуал «выхода» из песочного мира

Что нового вы почувствовали при работе с песком? Нам пора возвращаться обратно в детский сад.

Закрываем глаза и произносим волшебные слова:

«Нам удалось сегодня многое узнать,

Спокойнее и чуть добрее стать.

В волшебном мире побывали, улыбнулись,

И в настроении улучшенном вернулись!»

Деятельность педагогов, примерные ответы: Педагоги закрывают глаза и повторяют за педагогом «волшебные» слова.

Садитесь на мягкие кресла и расскажите, где вы были и что видели? Вам понравилось?

Деятельность педагогов, примерные ответы: Педагоги обсуждают рисунки, которые у них получились, проговаривают, что не получалось, и что удавалось легко. Делятся впечатлениями. Педагоги просят сфотографировать их рисунки на память. Педагоги прощаются с песком и ссыпают его в специальный отсек планшета. Педагоги делятся впечатлениями от путешествия в песочную страну.

Важно отметить чувства, которые мы испытали во время работы с песком. На примере этого небольшого путешествия мы научились быть ближе к детскому миру мечтаний, надежд, волшебства.

Публикации по теме:

«Нетрадиционные техники аппликации в работе с детьми дошкольного возраста». Консультация для педагогов«Нетрадиционные техники аппликации в работе с детьми дошкольного возраста». Консультация для педагогов Аппликация — это один из видов изобразительной деятельности, основанный на вырезании и наклеивании различных форм на фон. Она способствует.

Сказкотерапия в работе с дошкольниками Одним из действенных методов психотерапевтического воздействия на ребенка является арт-терапия. Арт-терапия для дошкольников — это проверенное.

Консультация для педагогов дошкольного образования «Использование изобразительного искусства в работе с детьми с РДА»Консультация для педагогов дошкольного образования «Использование изобразительного искусства в работе с детьми с РДА» Мир «особого» ребенка – Он закрыт от глаз чужих. Мир «особого» ребенка Допускает лишь своих! После довольно близкого общения с детьми с.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Сказкотерапия в работе с детьми дошкольного возраста»
Опубликовано: 31 января 2025 в 22:17
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов «Сказкотерапия в работе с детьми дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Райсат Абдулкаримова (УИ 307257) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
02 февраля 2025 воскресенье
Вот ёжик — ни головы, ни ножек!
Победа в Сталинградской битве!
Знакомимся с таинственным миром болот!
*
03 февраля 2025 понедельник
Покормите птиц зимой!

Дипломы!
Добавьте фото кормушки!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД