Наталья Плахтеева
Консультация для педагогов и родителей «Роза ветров. Что это такое и для чего она служит?»
▼ Скачать + Заказать документы
Этот материал будет полезен педагогам и родителям для ознакомления и расширения знаний детей об окружающем мире.
Одним из важнейших явлений в природе является ветер. Известно, что ветер – это горизонтальный поток воздуха, возникающий в результате неравномерного распределения атмосферного давления и движущийся параллельно земной поверхности.
Ветер характеризуется следующими параметрами:
- сила;
- направление;
- скорость.
Публикация «Консультация для педагогов и родителей „Роза ветров, Что это такое и для чего она служит?“» размещена в разделах
- Ветер. Изучаем свойства ветра
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Роза. Все о розах для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2018
Силу и скорость ветра измеряют при помощи специального прибора – анемометра, а его направление – флюгером.
Для того, чтобы определить режим ветра в конкретной местности (то есть, откуда и как часто он дует на протяжении определённого промежутка времени, придумана специальная диаграмма – роза ветров.
Роза ветров – это особый тип векторных диаграмм, с помощью которых даётся характеристика режиму ветра в конкретной местности и за определенный период времени (месяц, год или несколько лет).
Немного истории
История символа «Роза ветров» уходит в глубокую древность. Изначально его использовали мореплаватели в качестве своей профессиональной эмблемы. Ветер был важным помощником любого опытного моряка. Зная его направление, капитан безошибочно корректировал курс и уверенно вёл свой корабль в дальние плаванья.
Первые розы ветров начали появляться на морских навигационных картах XV столетия.
В настоящее время изучением ветра и его природы занимаются представители таких наук, как физика, метеорология, география, метеорология, климатология, ветроэнергетика.
Чаще всего в метеорологии используются 8-лучевые или 16-лучевые диаграммы. Но иногда можно встретить и розы ветров, состоящие из 360 лучей.
Для составления самой элементарной розы ветров нужно начертить на бумаге четыре оси: две основные (север-юг и запад-восток) и две дополнительные (северо-запад – юго-восток и северо-восток – юго-запад).
Цель: дать определение понятию «роза ветров».
Задачи:
- вспомнить причины, влияющие на формирование ветра;
- рассказать ребёнку о том, как называется направление ветра, в соответствии с розой ветров;
- показать и рассказать ребёнку, как определить направление ветра с помощью простого прибора (флюгера, сделанного из природного и бросового материала
В домашних условиях, находясь на отдыхе, с помощью природных материалов можно сделать розу ветров, правильно распределив лучи направлений сторон света – север-юг, восток-запад. Между этими лучами нужно отметить более короткие лучики – северо-восток, юго-восток, северо-запад, юго-запад. Можно сделать это с помощью морских камушков разного размера и величины.
Для того, чтобы определить направление ветра надо сделать флюгер. Например, взять длинную палочку (их немало находится на морском берегу) и на верхний её конец укрепить пряди лёгких (в нашем случае синтетических) нитей. Получился вот такой своеобразный флюгер. Укрепить его в вертикальном положении
И теперь, когда дует ветер, разноцветные нити флюгера развеваются в его направлении. В соответствии с розой ветров, можно определять его направление. Например, это дует юго-восточный ветер
На этом фото флюгер показывает направление южного ветра
А это подул юго-западный ветер
А сейчас вообще нет ветра. Нити флюгера просто свисают вдоль палочки
Если вы находитесь на берегу моря, очень полезно обратить внимание детей и на состояние морской воды в зависимости от направления ветра.
То есть, когда дует, например, юго-восточный ветер, то и волны по поверхности воды идут с той же стороны, если ветер дует с юго–запада, то, соответственно, и волны идут с этой стороны. А когда ветра нет, то и поверхность моря спокойная!
Но надо отметить, что так бывает не всегда из-за влияния и других природных явлений.
Очень полезно эти наблюдения завершать вопросами:
Ветры каких направлений были в течение этого утра (вечера?
Каких ветров было больше?
Каких ветров было меньше?
Подобные наблюдения очень полезны для детей, так как знакомят их не только с названиями направлений ветра, но и учат давать характеристику ветру: сильный-слабый, теплый-холодный.
Показывают простейшие связи между ветром и окружающими предметами: нитями на флюгере, волнами на море.
Наблюдения также обогащают словарный запас ребёнка и развивают образное мышление в ходе знакомства с новыми понятиями и явлениями.