Светлана Сулицкая
Мастер-класс для педагогов «Этапы работы со звуком»
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛЬ: Обобщение и распространение педагогического опыта работы со звуком
Задачи: Создание условий для профессионального развития педагога, в ходе которого приобретается опыт по формированию упражнений для речевого развития детей.
2. Формирование индивидуального стиля творческой педагогической деятельности в процессе инновационной работы.
Уважаемые коллеги!
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Этапы работы со звуком“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Сегодня я проведу с Вами небольшой логопедический мастер – класс. Продемонстрирую вам комплекс упражнений по индивидуальной работе в постановке и автоматизации звуков. Основу предлагаемой системы составляют формы и приемы работы с использованием авторских дидактических игр и пособий.
Всем нам хорошо известно, что недостатки легче предупредить, чем искоренить.
В последние годы наблюдается рост числа дошкольников, имеющих нарушения общего и речевого развития. Цепочка неблагоприятных факторов приводит к тому, что уже в средней группе детского сада мы обнаруживаем до 60% воспитанников, имеющих нарушения речевого развития.
Важнейшим показателем подготовленности детей к обучению в школе является их уровень речевого развития. Ведь все-таки сначала ребенок осваивает звуковую речь. Исправить недостатки звукопроизношения в более старшем возрасте, значительно труднее, чем предупредить их на ранних стадиях развития ребенка.
Начиная работу с алфавитом нужно дать детям первоначальное понятие «звук». Звук – это то что мы слышим, говорим, то что звучит. И понятие «Буква» - это графическое изображение звука, то что написано.
Начинать работу со звуком нужно с его четкого произношения н-р: З-З-З-З-З. Затем ребенок должен этот звук услышать и уметь его выделить из общей звуковой массы. Тем самым развивается фонематическое восприятие этого звука :
Зайку броСила хоЗяйка
Под Столом оСталСя Зайка
Со Скамейки СлеЗть не Смог
ВеСь до ниточки промок
Проговаривание звука необходимо для того, чтобы ребенок мог выделить звук из общего звукового потока. Дети часто путают звуки –З-, -С-,-Ж- и Ш
Закрепляя звучание звука, развитие фонетико-фонематического слуха даем детям задание собрать «звуковые бусы» Воспитатель читает стихотворение, ребенок внимательно слушает, когда им на слух угадывается заданный звук он нанизывает бусинку или откладывает предложенные воспитателем заранее предмет. После игры подводим итог, кто услышал звук большее количество раз : «У кого длиннее бусы» «У кого больше игрушек»
За окном Звенит капель Заболела эта книЖка
РаЗыгрался апрель Изорвал ее братиШка
Когда звук отработан, начинаем вводить понятие «СЛОГ» и звук в слоге : за-за-за, зо-зо-зо, зу-зу-зу. Постепенно слоги начинаем путать и добиваться от детей их точного повторения: за-за-зу, зу-за-зу, зи-зы-зи.
Сформировав понятие слога, начинаем работу по делению слов на слоги ритмически отхлопывая их в ладоши или отстукивая по столу, колену, усложняя со временем до простейших предложений.
Можно использовать имеющиеся подручные материалы, работа с которыми интересна детям, для деления на слоги. Например используя кубики лего разного цвета выкладываем на столе то количество кубиков, сколько слогов в слове. Использовать кубики лего, цветные камушки, пуговицы, игрушки из киндер-сюрприза и т. п можно и при изучении гласных-согласных обозначая гласные красным цветом, согласные по твердости и мягкости звонкости-глухости разными цветами.