Отделянова Татьяна
Конспект занятия по развитию речи «Звуковая культура речи: дифференциация [л]-[р]» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Звуковая культура речи»
Цель: упрожнять детей в различениизвуков Л и Р в словах, фразовой речи :учить слышать звук в слове,определять его позицию, называть слована заданный звук.
Задачи:
Образовательная:учить слышать звук в слове :учить разлечать эти звуки в чужой и собственной речи, четко и внятно произносить слова и фразы с данным звуком, называть слова на заданный звук «Л» и «Р» в слогах в словах:уточнить и закрепить правильное произношение звуков «Л» и «Р»изолированных,в словах и фразах.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Звуковая культура речи: дифференциация [л]-[р]“ в старшей группе» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л] - [Р]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2024
Развивающие :развивать фонематический слух :различие на слух и называние слов,начинающие на звуки «л» и «р» развивать связанную речь.
Воспитательные:формировать доброжелательные взаимоотношения между детьми.
Оборудование:аудиозапись,пирамидки,карточки,колокольчик.
Ход занятия
Доброе утро ребята!
Ребята у нас с вами сегодня необычное занятие,на нем присутствуют гости,давайте поздароваемся с ними.
К нам в группу сегодня принесли посылку,давайте посмотрем что в ней. Как вы думаете от куда эта посылка?
Давайте прочитаем это письмо:Здравствуйте ребята,меня завут Рома и я хочу поделиться с вами историей как мой друг Женя научился говорить букву «Р».(Чтение рассказа Е. И. Чурашина «Как мальчик Женя научился говорить букву Р».)
заданий?
-А теперь ответьте мне на вопросы:
-Какой звук не выговаривал мальчик Женя?
-А какой звук он говорил вместо звука «Р»
-Так кто догадался,о каких звуках мы сегодня будем говорить?
- Сегодня мы будем учиться различать и правельно произносить звук «Р» и «Л» но сначала потренинуемся.
Артикуляционная гимнастика:
Заборчик;
Вкусное варенье;
Лошадка.
- А теперь мы с вами сделаем дыхательную гимнастику «Регулировщик»
Встать прямо,ноги на ширине плеч,одна рука поднята вверх,другая отведина в стороны. Вдох носом,затем поменять положение рук и во время глубокого вдоха произнести «р-р-р-р-р-р»
- А сейчас мы с вами потренируемся и повторим чистоговорки:
Ла-ла-ла-лопата и пила,
Ра-ра-ра-высокая гора,
Ло-ло-ло-как на солнышке тепло,
Ру-ру-ру-коза грызет кору,
Ла-ла-ла-ласточка гнездо взвила,
Ры-ры-ры-прилетели комары.
Ребята я вам предлагаю немного отдахнуть.
ФИЗМИНУТКА «Солнышко»
Солнце спит,небо спит (кладут голову на руки)
Даже ветер не шумит.
Рано утром солнце встало (встают руки вверх с разведеннами пальцами)
-Ребята,а теперь нам маличик Женя предлагает поиграть,но для этого нужно поделиться на две каманды.
1. Игра «Рыбка и колокольчик»
Внимание!Сейчас я буду произносить слова. Если вы услышите в слове звук р,пустите рыбку поплавать если шслышите звук л,позвоните в колокольчик.
2. Игра «Пирамидка»
Ребята я вам буду загадывать загадки,кто из вас первый назовет отгадку на звук «Л» или «Р»,тот ставит кольцо на пирамидку. Кто быстрее соберет свою пирамидку,та команда и выйграла
3. Игра «Пазлы- поменяй звуки»
Вам нужно будет подобрать картинки со звуком «Р»к картинкам со звуком «Л».Какие слова получились
, Письмо: Здравствуйте, ребята, меня зовут Костя и я хочу поделиться с вами историей как мой друг Женя научился говорить букву «Р»
(Чтение рассказа Е. И. Чарушина «Как мальчик Женя научился говорить букву Р».)
Мальчик Женя не умел говорить букву "р".
Ему говорят:
- Ну-ка, Женя, скажи: "пароход".
А он говорит: "палоход".
- Скажи: "таракан".
А Женя говорит: "талакан".
- Скажи: "рыба".
А он говорит: "лыба".
Все ребята во дворе над ним смеялись.
Вот Женя однажды играл с ребятами, сказал тоже что-то неправильное. И ребята стали его дразнить.
Тогда Женя обиделся и залез на крышу.
Там на дворе стоял маленький домик, невысокая баня. Лежит Женя на банной крыше и тихонько плачет.
Вдруг на забор прилетела ворона и здорово так каркнула:
- Крррааа.
Женя тоже каркнул - только получилось: "клллааа".
А ворона посмотрела на него, наклонила набок голову, прищё лкнула клювом и давай выговаривать на разные лады:
- Каррр, краа, кррр, ррра, ррра.
У Жени получается: "клавла, кллл, клклкл".
Полчаса кричал Женя по-вороньи, язык во рту в разные места ставил и дул изо всех сил.
У него и язык устал, и губы распухли. И вдруг так хорошо у него получилось.
- Крррррррраааа!
Так хорошо "ррр" получается, словно куча камней по камушкам в разные стороны раскатывается: "ррррр".
Обрадовался Женя и полез с крыши.
Торопится, лезет и всё время каркает, чтобы не забыть, как "р" выговаривается.
Лез, лез и свалился с крыши, да крыша-то банная, баня невысокая, и в куст смородины он упал - не ушибся.
Встал Женя, побежал к ребятам, смеётся, радуется и кричит:
- Я "рры" научился говорить!
- А ну, - говорят ребята, - скажи нам что-нибудь.
Женя думал, думал и сказал:
- Паверрррррр.
Это Женя хотел сказать "Павел", да спутал.
Вот как обрадовался!
Ребята а теперь подведем итоги нашей игры. Все сегодня очень постарались,поэтому победила ДРУЖБА.
-Чем мы сегодня занимались на занятии?
-Какие звуки мы сегодня проговорили?
Эти звуки еще к вам придут на занятие и просят выучить для них скороговорку: «Тигры время коротали,вмести с громом рокотали».