Татьяна Михайловна Волгапкина
Мастер-класс для педагогов на тему «Игры, направленные на развитие финансовой грамотности детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание условий для овладения педагогами приемами и методами знакомства с основными финансовыми понятиями детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр, с последующим применением в совместной деятельности с детьми.
Задачи:
1. Повышать педагогическую компетентность педагогов по ознакомлению детей дошкольного возраста с основными финансовыми понятиями посредством дидактических игр.
Публикация «Мастер-класс для педагогов на тему „Игры, направленные на развитие финансовой грамотности детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Экономические игры и пособия
- Темочки
2. Формировать умение организовывать совместную познавательную деятельность с детьми дошкольного возраста через использование различных форм и методов.
3. Способствовать установлению партнерских отношений между педагогами.
Обоснование актуальности темы мастер-класса :
На сегодняшний день жизнь настоятельно требует, чтобы дети уже с ранних лет знали, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения; умели делать осознанный выбор; представляли назначение денег; понимали, из чего складывается бюджет семьи; что такое цена товара и от чего она зависит; как создается богатство и каковы его источники. Поэтому экономическое воспитание детей дошкольного возраста является актуальной социальной проблемой современности.
В качестве средства формирования основ экономической культуры мы использовали дидактические игры.
Дидактическая игра – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Главной особенностью дидактических игр является то, что задания предлагаются детям в игровой форме. Они играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. Все дидактические игры включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у старших дошкольников основ экономических знаний.
Содержание мастер-класса по этапам деятельности:
1. Презентация педагогического опыта.
Значение использования дидактических игр для ознакомления детей дошкольного возраста с основными финансовыми понятиями.
2. Представление педагогических мероприятий с детьми.
3. Имитационная игра.
4. Моделирование.
5. Рефлексия.
Участники: педагоги дошкольного учреждения.
Оборудование: презентация, разрезные карточки, предметные картинки, ножницы, липучки
Ход мастер-класса
I. Вступительная часть.
- Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Я рада видеть Вас на мастер-классе.
Тема мастер-класса «дидактические игры, направленные на развитие финансовой грамотности детей дошкольного возраста»
«В сборе все кто мог прийти,
Дня счастливей не найти.
Раз собрались мы все вместе –
Всем нам будет интересно!»
Кто не хочет скучать
Подходите ко мне играть!
Мы по кругу все пойдем, друга мы себе найдем.
Музыкальная игра-знакомство
- Вот на этой веселой нотке мы и начинаем наш мастер-класс.
II. Основная часть.
1. Презентация педагогического опыта Мастера.
Основой современного дошкольного образования, заданной образовательным стандартом дошкольного образования, является развитие детской инициативы и самостоятельности, поддержка разнообразия детства. Для решения данной задачи я использую в своей практике технологию «План-дело-анализ» Л. В. Михайловой-Свирской.
Основная идея технологии состоит в том, что обучение главным образом, проходит именно в выбранных детьми видах деятельности. Детям предлагаются темы, основанные на их интересах, потребностях. Педагогическая задача состоит в максимальной помощи в самореализации ребенка, предоставление детям возможность проявлять инициативу, развивать способность к осознанному выбору.
В рамках реализации детско-взрослого проекта «Зачем нужны деньги?» мы с детьми столкнулись с проблемой: нехватка дидактических игр по финансовой грамотности. И решить эту проблему мне помогли мои юные финансисты.
Они предложили сделать игры самим.
Сейчас я вам расскажу, как это мы делаем с детьми.
2. Представление педагогических мероприятий с детьми.
Вместе с детьми мы разработали дидактическую игру по финансовой грамотности «Дешевле – дороже».
На первом этапе мы с воспитанниками на детском совете определили, из каких элементов будет состоять наша игра. Придумали правила игры. Подобрали на ноутбуке необходимые картинки. Подобрали дополнительный материал: картон, ножницы, клей.
На втором этапе мы с воспитанниками приклеили картинки на картон, заламинировали, вырезали картинки.
На заключительном этапе мы на утреннем круге представили игру всем остальным воспитанникам. И предложили поиграть в свободное время по очереди.
Также мы с ребятами сделали еще две игры по финансовой грамотности : «Хочу – надо», «Четвертый лишний».
Сейчас я вам поэтапно расскажу, как сделать дидактическую игру «Положи деньги в банк».
Сначала я определила задачи игры :
- формировать у детей представления о номинале монет,
- развивать умения составлять и разделять предметные множества в пределах 10 (компоновать монеты для получения определенной суммы).
- применять математические знания и умения для решения практических задач в игровой деятельности.
Затем я придумала правила игры.
Подобрала необходимый материал.
Для работы мне понадобился картон, картинки банка, фломастеры, клей, ножницы, монеты.
Изготовление игры :
Разрезаем картон на три части.
Затем приклеиваем картинки банка на одну сторону карточки.
На второй стороне с помощью фломастера пишем арифметическое действие в пределах 10: на «Сложение» или «Вычитание».
Ламинируем карточки.
Игра готова.
3. Имитационная игра
Педагогам предлагается разложить этапы изготовления игры.
4. Моделирование
- Наши воспитанники всегда имеют право выбора, поэтому я вам предлагаю подумать, и выбрать какую бы игру вы хотели сделать (дать жетоны).
Вам необходимо определить цель игры; придумать правила игры, затем презентовать вашу работу.
Первая игра «Оплати товар» (Красный)
Вторая игра «Что можно купить за деньги, а что нельзя купить» (Зеленый).
На работу вам дается семь минут.
III. Заключительная часть.
Рефлексия
Наш мастер-класс подошел к концу, благодарю вас за сотрудничество. Поделитесь своими впечатлениями о нем.
Продолжите предложение:
Мне было интересно…
Я сегодня поняла, что…
Мне было трудно…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я приобрел…
Я научился…
У меня получилось …
Меня удивило…
Мне захотелось…
Закончить мне хочется словами:
Создавая определенные условия, чтобы дети могли комфортно знакомиться с миром финансов, осваивать такое понятие как «деньги», их роль в жизни человека, и имели возможность реализовать полученный опыт в повседневной жизни, поощряя при этом их инициативу и самостоятельность, мы закладываем основания для полноценного их развития.
Именно дошкольный возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые в дальнейшем будут необходимы для воспитания финансово грамотного школьника.