Светлана Кириченко
Мастер-класс для педагогов МДОУ «Экологическое воспитание средствами опытно-исследовательской деятельности «Воздух-волшебник»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс для педагогов МДОУ.
Тема: «Экологическое воспитание через – опытно – исследовательскую деятельность». «Воздух волшебник»
Автор: Кириченко Светлана Викторовна, воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ д/с №4.(сайд№1)
"Расскажи - и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать –
и я пойму".
Темочки:
- Воздух. Свойства воздуха
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Исследовательская деятельность
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Китайская пословица. (сайд№2)
Цель: Распространение опыта по организации детского экспериментирования среди педагогов - дошкольников.
Задачи: Показать, как можно использовать опыты в экспериментально – исследовательской деятельности детей.
Развивать познавательный интерес, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми. .(сайд№3)
Материалы и оборудование: мыльные пузыри, цветная плотная бумага, полиэтиленовый пакет.
Участники мастер-класса : Педагоги ДОУ г. Дивногорска.
Содержание:
1. Определение понятия детское экспериментирование.
2. Совместное проведение экспериментирования.
3. Выводы.
4. Рефлексия.
Ход мастер-класса.
Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. Овладение способностями практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировоззрение ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет опытно - исследовательская деятельность дошкольников, протекающая в форме опытов и экспериментальных действий.
Занимательные опыты, эксперименты пробуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как представлены с учетом актуального развития дошкольников.
Для участия в этой деятельности приглашаю пройти 6 человек.
Ведущий: А вам хотелось бы разобраться в том, что такое эксперимент, и детское экспериментирование, ну, что ж уважаемые коллеги, сегодня мы с вами постараемся понять, в чем особенности организации деятельности детское экспериментирование.
Заглянем в толковый словарь русского языка Сергея Ивановича Ожегова, эксперимент — это метод исследования некоторого явления в управляемых условия. С активным взаимодействием с изучаемым объектом. Эксперимент служит для проверки гипотезы, установления причинных связей между феноменами.
По определению Н. Н. Подъякова детское экспериментирование - это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и знаний. (слайд№4)
Другими словами мы можем сказать, что детское экспериментирование – это детская деятельность, в результате которой ребенок самостоятельно или под незаметным для него руководством взрослого делает для себя открытие.
В процессе экспериментирования воспитатель должен выступать для детей не как учитель, а как равноправный партнер, незаметно направляющий детскую деятельность в нужное русло. Знания, не рассказанные воспитателем, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
В процессе организации детского экспериментирования я придерживаюсь определенной структуры, предложенной авторскими коллективами Ивановой А. И. и Прохоровой Л. Н. .(сайд№5)
Тему для экспериментирования я всегда выбираю с учетом интересов детей и в соответствии с темой проекта.
Поскольку источником познавательной активности является наличие проблемы, особое внимание я уделяю созданию проблемного поля. Например: «Нужно напоить чистой водой Лунтика, а вода грязная». В некоторых случаях предоставляю детям поле пробности, например, что бы определить из какого материала Чиполино можно сделать лодку, дети пробуют, какие материалы тонут, а какие нет.
Важно, чтобы ребенку был понятен личностный смысл деятельности, что бы он мог ответить на вопрос «Зачем я это делаю».
Наличие проблемы, создание интереса способствует созданию положительной мотивации у детей к деятельности, а помогают мне в этом сказочные герои. Использование различных сказочных героев способствует проведению эксперимента в игровой форме. (слайд 6.)
Мотивация нужна, чтобы деятельность для детей значимой была.
Далее мы учимся планированию, с помощью наводящих вопросов дети описывают какие действия они будут выполнять, планируют ход проведения эксперимента. (слайд 7.)
Ведущий пускает мыльные пузыри.
Я пускаю пузыри, как салют летят они.
Что за чудо пузыри, откуда вдруг взялись они.
И так откуда берутся пузыри и как они получаются и как они летают?
Какой он воздух? Моно ли почувствовать и увидеть воздух?
На вопрос найти ответ, поможет нам эксперимент.
1. «Воздух существует!»
- Существует ли воздух вокруг нас?
- Как можно это определить?
- А определить поможет нам наш эксперимент.
-Предлагаю сложить веер и помахать им.
- Что вы почувствовали?
- Какой вывод можно сделать?
(воздух окружает нас со всех сторон, он везде)
2.«Воздух – невидимка»
Мы определили, что воздух существует, он по - всюду со всех сторон.
- Можно ли почувствовать воздух?
- Как можно это сделать?
- А я предлагаю сделать третий эксперимент.
положат ладошку на грудь и почувствуют, как грудная клетка поднимается при вдохе и опускается при выдохе. Это входит и выходит воздух, которым мы дышим. Воздух есть везде : и в группе, и у нас дома, и на улице, просто мы его не видим, но знаем, что он всегда вокруг нас. Воздух никто не видит, поэтому его и называют «невидимка».
- Какой вывод можно сделать? (воздух невидим, но мы его чувствуем внутри себя)
3.«Воздух не имеет вкуса»
Мы с вами определили, что воздух существует, невидим и мы его можем почувствовать.
– Как вы думаете, имеет ли он вкус?
- Как можно это определить?
- А я предлагаю вам следующий эксперимент.
Вдохните ртом воздух. Что вы почувствовали, какой воздух на вкус? Имеет ли он вкус? Воздух – безвкусный.
- Какой вывод можно сделать?
(воздух не имеет вкуса)
4.«Поймаем воздух»
И так мы с вами уже знаем, что воздух существует, мы его можем почувствовать внутри себя, не имеет вкуса.
- А можем ли мы его увидеть?
- Как мы это можем сделать?
- Предлагаю четвертый эксперимент.
Дайте возьмём полиэтиленовый пакет откроем его и закроем. Что увидели? Пакеты становятся похожи на подушечки. Действительно пакет стал выпуклым, что в нем?
Какой вывод можно сделать?
(Воздух не «невидимка», его можно увидеть, заключив в оболочку).
5. «Поиграем с воздухом»
Мы выяснили, что воздух существует, он не имеет вкуса, он не видим, но если его заключить в оболочку, то можно увидеть.
Предлагаю поиграть с воздухом, возьмите мыльные пузыри и подувайте их. Как вы считаете, поиграв с воздухом, какой он? Почему подлетает? (этим вы докажите, что воздух легкий). Шарики легко подпрыгивают вверх, а мыльные пузыри можно перемещать даже дыханием.
Вывод: Воздух очень лёгкий.
Так какой мы можем сделать вывод?
В таких экспериментах дети самостоятельно планируют деятельность, находят способы деятельности, делают вывод на основе самостоятельных действий. Слайд №18
Сегодня мы с вами познакомились с тем, что при организации детского экспериментирования важно придерживается следующих условий:
- выбор темы и объекта исследования осуществляется с учетом интересов и жизненного опыта детей;
- необходимо создание мотивации у детей к деятельности
- использование проблемных ситуаций, поля пробности.
- ведение диалога с детьми.
- поощрение выдвижения детьми гипотез.
- осуществлять по мере возможности проверку всех предположений.
и формулировать выводы.
А теперь Уважаемые коллеги, проведем рефлексию:
1. Все ли вам было понятно в содержании мастер – класса.
2. Полезна ли была вам информация мастер - класса.
3. Если у вас появился интерес к детскому экспериментированию. И желание применять его в своей работе прошу вас пустить мыльные пузыри.
Ведущий: Мы пускаем пузыри, в воздухе летят они.
Открылся нам сейчас секрет,
Как детский организовать эксперимент.
Спасибо за внимание и участие в мастер – классе.