Анастасия Кулакова
Мастер-класс для педагогов по познавательно исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, уважаемые коллеги и члены жюри. Сегодня вашему вниманию, я представляя мастер – класс по познавательно исследовательской деятельности.
«Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму».
Так гласит китайская мудрость
«Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», — утверждают педагоги-практики.
Публикация «Мастер-класс для педагогов по познавательно исследовательской деятельности» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Малыш — природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию
Все мы знаем, что на сегодняшний день ФГОС требует от нас педагогов искать наиболее оптимальные, эффективные способы, для формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Начиная с младшего дошкольного возраста, я провожу самые элементарные опыты, чтобы побудить в ребенке тягу к открытиям и исследованиям.
И сейчас я продемонстрирую опыт работы, для этого мне нужны помощники. Первый опыт – это волшебная вода.
«Волшебная вода»
Цель эксперимента, показать, как вода меняет свой цвет, при встрече с разными веществами.
В стеклянную банку или стакан налейте воду и растворите в ней таблетку фенолфталеина (он продается в аптеке и лучше известен под названием «Пурген»). Жидкость будет прозрачной. Затем добавьте раствор питьевой соды — он окрасится в интенсивный розово-малиновый цвет. Насладившись таким превращением, добавьте туда же уксус или лимонную кислоту — раствор снова обесцветится.
Далее работу проводим с детьми «почемучками», это дети 4 – 5 лет.
Опыт «Вулкан»
Цель эксперимента: дать дошкольникам элементарные представления о природном явлении — вулкан, наглядно показать взаимодействие щелочи с кислотой (реакцию нейтрализации).
Смесь для извержения:
сода – 2 столовые ложки,
лимонная кислота -2 столовые ложки,
красная краска -1 чайная ложка (гуашь,
жидкое мыло -1 столовая ложка,
вода – 150 мл. воды.
Для старшего дошкольного возраста, в исследовательской деятельности, можно добавить и художественное слово, так, на примере сказки: «О трех подружках ложках», можно наглядно изучить разные материалы.
«Три подружки»
Жили-были три сестрицы - металлическая, деревянная и пластмассовая. Жили они дружно, чем могли, помогали людям. Но однажды подружки заспорили: кто их них самая важная и нужная? Для разрешения своего спора собрались они в поход.
Идут они, а на пути у них встречается препятствие, речка (приготовить таз с водой)
Как вы думаете, смогут ли металл, дерево и пластмасса перебраться на другой берег? (размышления и ответы детей)
Давайте проверим - проведем эксперимент. («Легкий – Тяжелый»)
Опустите деревянные, пластмассовые и металлические ложки в воду. Опускаю материалы в таз с водой.
Что произошло? Как вы думаете, почему металлическая ложка сразу утонула? Что произошло с деревянной ложкой? Пластмассовой? Почему они не утонули, плавают?
Вопросами подводим к мысли о том, что дерево и пластмасса - легкие, поэтому они не утонули; металл - тяжелый, он утонул.
Как вы думаете, как нашим подружкам - перебраться на другой берег? (ответы детей)
Подвести детей к мысли, что с помощью дерева металл можно переправить на другой берег (на деревянную ложку положить металлическую - металл не утонет).
Вот и перебрались друзья на другой берег. Деревянная ложка загордилась, ведь она выручила свою подружку. Идут они дальше, а на пути у них следующее препятствие.
Какое препятствие встретилось у подруг на пути? (огонь)
Как вы думаете, смогут ли подружки-материалы продолжить свое путешествие? Что произойдет с металлом, если он попадет в огонь? С деревом? С пластмассой? (размышления и ответы детей)
Давайте, проверим.
В. «Горит - не горит»
Зажигаем спиртовку, поочередно нагреваем кусочек пластмассы, дерева и металла. Дети наблюдают.
Что произошло? (пластмасса плавится, дерево горит, металл - нагревается).
Так как, Металл не горит, он помог перебраться своим друзьям через костер.
Решили отправиться дальше. Идут они и спорят — кто из них самая звонкая. Как вы думаете, какой материал самый звонкий? (размышления и ответы детей) Давайте проверим.
«3вучит — не звучит»
У вас на столах лежат ложки. Из чего они сделаны? (дерева, пластмассы, металла)
Возьмите деревянные ложки и постучите ими друг о друга. Какой звук вы слышите: глухой или звонкий?
Затем процедура повторяется с металлическими и пластмассовыми ложками.
Подвести детей к выводу: металл издает самый звонкий звук, а дерево и пластмасса — глухой.
Пошли они дальше. Шли они долго, устали. Увидели подружки дом и решили в нем отдохнуть.
Ребята, из какого материала построен дом?
Можно ли построить дом из металла, пластмассы? Почему?
В. «Теплый - холодный»
Давайте проверим, какой материал самый теплый.
Возьмите в руки деревянную пластину. Аккуратно приложите ее к щечке. Что вы чувствуете?
Процедура повторяется с металлической и пластмассовой пластинами. Подвести детей к выводу о том, что дерево самый теплый материал.
Значит, дома лучше строить из. (дерева)
Вспомним, какими свойствами обладают дерево, металл и железо.
.
Цель зксперимента: рассказать и показать наглядно, с помощью ложек такие материалы, как железо, дерево, пластмасса, их значение и применение.
Ну и в подготовительной школе группе, опыты, это уже настоящие открытия, где ребенок может сам самостоятельно провести опыт, проводимый раннее воспитателем.
Опыт «Шарики»
• 0,5 л пластиковая бутылка;
• гидрокарбонат натрия;
• уксус;
• чайная ложка;
• воздушный шарик;
• воронка или лейка.
Способ, как надуть шар с помощью соды и уксуса без гелия, требует аккуратности и внимательности. Все необходимо делать быстро и в правильных пропорциях:
1. В подготовленную чистую пластиковую бутылку наливаем 100 мл уксуса.
2. Аккуратно вставляем воронку в отверстие шарика и осторожно высыпаем в его внутреннюю часть пищевую соду в количестве 1 ст. л.
3. Потихоньку надеваем шарик на горлышко бутылки, расправляем его.
4. Наблюдаем реакцию, которая происходит в результате постепенного высыпания из шарика соды в уксус. Под воздействием выделения углекислого газа шарик начинает надуваться.
5. Необходимо угадать момент, когда уже готовый шар следует зафиксировать ниткой.
Свой матер класс, я бы хотела закончить словами Тимерязева:
Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел.
Спасибо за внимание!