Елена Ядрышникова
Мастер-класс для педагогов «Кубики Никитиных «Сложи узор». Формирование комбинаторных навыков у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
КУБИКИ. ХАМЕЛЕОН - К. Методика Никитина
внутри 12 кубиков с гранями 2х цветов и инструкция с правилами игры и заданиями.
Авторские игры Никитиных обладают большой степенью вариабельности, т. е. их можно подстраивать под себя, под свой уровень, свои интересы. Каждая игра, по словам автора, предоставляет возможность подумать над тем, как ее расширить, какие новые задания к ней добавить, как ее усовершенствовать. Такая вариативность заданий заранее предусмотрена, и переход к творческой работе над самими играми будет тем успешнее, чем выше стал уровень творческих способностей ребенка!
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Кубики Никитиных „Сложи узор“, Формирование комбинаторных навыков у дошкольников» размещена в разделах
- Кубики. Игры с кубиками
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Никитин Б. П. Развивающие игры Никитина
- Орнамент и узоры
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» январь 2019
Эта игра развивает умение сочетать и варьировать цвет и форму, что ведет к созданию образа. Она очень важна для успешного освоения детьми простейших азов черчения, позволяет развить образное мышление и умение осуществлять комбинаторные действия.
Для игры можно использовать как 4 кубика так и все 12, можно использовать 2 комплекта кубиков. Все кубики одинаковы по размеру, у каждого 3 грани, сходящиеся в одной вершине, окрашены одним цветом, а следующие 3 - другим цветом.
Для выполнения разных заданий требуется разное количество кубиков. Сущность игры заключается в воспроизведении на плоскости построек по образцам.
Образец для игры, в инструкции их 59.
При постройке ребенок должен соблюдать архитектурную точность, правильность взгляда сбоку (слева или справа, правильность окраски спереди, сверху и сбоку.
Предполагается, что эта игра доступна для детей 4-8 лет, при этом задания разделены в инструкции условно на задания для детей 4-5 лет и задания для детей 6-8 лет. Если у вас двое детей, то можно попросить одного ребенка строить конструкцию, а другого - проверять правильность постройки.
Мой вывод: мы купили эти кубики своей четырехлетней дочке, сам ребенок не смог разобраться, что к чему и как играть в эту игру. При помощи папы уже через 10 минут все стало ясно и дочь приступила к выполнению заданий, ей понравилось вертеть кубики в разные стороны. чтобы добиться такой же картинки, как в инструкции. Это меня очень удивило, так как усидчивость она не страдает да и задания. в которых нужно сосредоточится ей тяжело даются - а тут сразу проснулся интерес. сейчас это одно из наших любимых развлечений, собрать строение и рассматривать его со всех сторон.
А еще эта игра поможет закрепить или научить ребенка, где находится правая, а где левая стороны.
«Сложи узор»
В основе игры – 16 кубиков. Их грани окрашены необычным образом: красная, синяя, белая и желтая, а оставшиеся разделены диагональю на два треугольника, которые также имеют свой цвет. Благодаря этому из кубиков можно создавать множество разных узоров. Автор рекомендует это пособие детям от 1,5 лет. Начиная с простейших заданий, малютки с раннего возраста учатся конструировать, совершенствуют мыслительные операции (синтез, анализ, развивают творческие способности.
На занятиях дети выполняют несколько типов заданий:
• складывают кубики по схеме;
• глядя на готовый узор, переносят схему в тетрадь;
• создают собственный рисунок.
К пособию «Сложи узор» прилагается два альбома с образцами. Первый предназначен для развития детей 2-4 лет, второй – 4-8.
примеры:
Что бы ребенку было интересно играть мы решили завести друзей. На помощь к нам пришли звери из шоколадных яиц (для мальчиков можно взять машинки). Именно для них мы строили дорожки. Сравнивали чья длиннее\короче, сколько ушло кубиков на ту или иную дорожку (счет). Ребенок выкладывает все задания рядом с альбомом. Но первые разы мы выкладывали в альбоме, это еще один плюс для начала. Ну и сейчас она подбирает не только верхние грани но и боковые.
Закрепляем понятия: цвет, высота, сравнение.
Начинаем постепенно усложнять. Выкладывать задания из кубиков разного цвета например бусы для мамы. Так же знакомим с двухцветными гранями (задание елочка).
Следующее лесенки знакомят ребенка с понятием «полоска\ряд\этаж» и " столбик".
Так же дорожки можно усложнять выполняя их из двухцветных граней.
После того как ребенок научился выполнять задания в один ряд, я стала усложнять, прибавляя ряды и столбики. И тут нам опять на помощь пришли звери из шоколадных яиц.
Домики по сказке " заюшкина избушка"
и лес. тут один и тот же элемент повторяется несколько раз. Так же елочки могут быть разной высоты.
а теперь вернемся к " правильным" кубикам. Если кубики изготовлены верно :
Передняя грань — белая
Задняя — желтая
Правая — синяя
Левая — красная
Верхняя — желто-синяя
Нижняя — красно-белая
то большинство сложенных узоров повторится на обратной стороне, только в другом цвете. ребенку очень нравится переворачивать картинку и смотреть что же вышло.
Покажу еще задания который мы сегодня пропустили, но они так же вводились постепенно и обычно использовались игрушки-помощники (звери\машинки\куклы)
Ну и узоры сложение которых требует времени и использования всех кубиков. Пока эти картинки мы выкладываем в альбоме.
Ну и пока последний раздел в нашем альбоме " потеряшки". Задание выложить узор с недостающими кубиками. или положить недостающие кубики на картинку.
Ну и прошу выкладывать фигуры так что бы рисунок совпадал не только на верхней грани, но и по бокам.