Получи документы

Мастер-класс для педагогов «Использование многофункциональных пособий в экологическом воспитании дошкольников»

Ольга Остапенко
Мастер-класс для педагогов «Использование многофункциональных пособий в экологическом воспитании дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер-класс для педагогов

«Использование многофункциональных пособий в экологическом воспитании дошкольников»

Цель мастер-класса :

- развитие творческого потенциала педагогов, их компетентность в сфере

новых форм организации образовательной деятельности, использования ее в

процессе развития экологических представлений у дошкольников;

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Использование многофункциональных пособий в экологическом воспитании дошкольников“» размещена в разделах

- повышение профессионального мастерства педагогов.

Ход мастер-класса.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим о

новых формах организации образовательной деятельности в процессе формирования экологических представлений у дошкольников.

Одна из основных задач ФГОС ДО - формирование общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности.

Главная цель экологического воспитания - это создание условий для формирования основ экологической культуры дошкольников через разные виды деятельности, формирование правильного отношения ребёнка к природе его окружающей, к себе и людям, как к части природы.

Ведущий вид деятельности дошкольников - игра.

Поэтому одним из важных компонентов экологического воспитания

является развивающая предметно-пространственная среда, при создании

которой учитываются требования ФГОС ДО.

Игры на экологическую тему являются эффективным и интересным средством экологического воспитания.

Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях окружающей

природной среды, учатся устанавливать взаимосвязи между собой и средой, знакомятся с последовательной сменой сезонов и с изменениями в живой и неживой природе.

Реализация ФГОС ДО ставит перед воспитателем поиск новых идей,

подходов, методов и форм в работе, которые были бы интересны детям и

соответствовали бы их возрасту и наиболее эффективно решали образовательные, педагогические и воспитательные задачи.

Мною и родителями моих воспитанников были сделаны различные многофункциональные пособия, которые направлены на развитие познавательной активности детей и развития самостоятельности,

формирование экологического сознания дошкольников, воспитание любви к природе, стремления беречь и охранять её.

Предлагаю Вашему вниманию панно «Как прекрасен этот мир», многофункциональный тематический коврик «Времена года», лэпбук «Веселые букашки», пальчиковый театр и другие пособия.

Наглядно-дидактические пособия сделаны в основном, из фетра. Все персонажи и предметы яркие, красочные, приятные наощупь.

Дидактические игры данных пособий можно использовать в разных видах деятельности.

Я остановлюсь подробно на некоторых пособиях.

Лэпбук «Веселые букашки»

Пособие лэпбук является итогом проекта по экологическому воспитанию «Насекомые малышки – наши меньшие братишки». Этот проект был представлен на региональном конкурсе «Сбережем Землю» в Курском институте развития образования (КИРО) и занял 1 место в номинации «Педагогический экопроект».

Тематическая папка «Лэпбук»

Актуальность:

Лэпбук - это современное доступное средство обучения, способствующее взаимодействию всех участников образовательного процесса, отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде, таким как:

• трансформируемость - лэпбук позволяет менять пространство в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

• полифункциональность - использование папки в различных видах детской активности.

Лэпбук можно использовать в работе как со всей группой, так с подгруппой и индивидуально;

• вариативность - периодическая сменяемость игрового материала, обеспечивающего свободный выбор детей, появление новых материалов, стимулирующих активность детей.

В лэпбуке существует несколько вариантов использования каждой его части;

• доступность лэпбука обеспечивает все виды детской активности, возможно использование в любом помещении, где осуществляется образовательная деятельность, в том числе и на прогулочном участке ДОУ;

насыщенность - среда соответствует возрастным особенностям детей: в одной папке можно разместить достаточно много информации по определенной теме, использовать его в различных видах детской деятельности (игровой, познавательной, исследовательской и творческой).

Цель изготовления и использования лэпбука : вызвать интерес к изучаемой теме, повысить любознательность, привлечь детей к индивидуальной деятельности и совместной под руководством взрослого.

Задачи:

- расширить сведения детей о насекомых;

-развивать мелкую моторику;

-развивать память и слуховое внимание;

-развивать логическое мышление;

-воспитывать любовь и бережное отношение к насекомым;

-формировать целостную картину мира и расширять кругозор детей;

- обогатить и активизировать словарь детей.

Описание пособия :

Моя тематическая папка состоит из следующих разделов:

1. Скороговорки о насекомых

Цель: Закреплять навык звукопроизношения наиболее трудных по артикуляции звуков.

Развивать чёткую, правильную дикцию.

2. Откуда берётся мёд (книжка-раскладушка)

Цель: формировать представления о том, что пчелы - полезные насекомые

3. Строение насекомых

Цель: познакомить детей с особенностями строения насекомых

4. Речевичок (различные речевые игры)

Цель: развитие речевых навыков

5. Загадки о букашках

Цель: развивать способность отгадывать загадки, мышление детей.

6. Развивайка (различные задания на развитие внимания, мелкой моторики рук и т. д.)

7. Это интересно знать (интересные факты о насекомых)

Цель: расширение кругозора детей о насекомых

8. Домишки насекомых

Цель: знакомство с местами обитания насекомых и их образе жизни.

По данному пособию можно провести следующие дидактические игры.

«На полянке»

«Кто что умеет делать»

«Подбери признак»

«Угадай кто?»

«Один - много»

«Что делает, что делают?»

«Назови ласково»

– дети играют с лэпбуком в свободной деятельности

Многофункциональное пособие «Времена года»

Актуальность: Данная разработка будет интересна педагогам дошкольного образования, родителям. Полифункциональность дидактического пособия предполагает возможность его использования в работе с детьми всех периодов дошкольного детства.

Цель: формирование элементарных экологических представлений у детей дошкольного возраста (о сезонных изменениях в природе).

Задачи: формирование представления детей дошкольного возраста о временах года;

развитие умения определения времени года по совокупности признаков и примет;

развитие познавательного интереса к миру природы;

воспитание бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом;

развитие речи, обогащение активного словаря;

развитие сенсорного восприятия и мелкой моторики рук;

стимулирование творческой активности детей;

воспитание усидчивости, терпения, старания.

Принцип создания пособия :

1. Привлекательность для детей;

2. Доступность;

3. Многофункциональность;

4. Стимулирование познавательной активности детей;

5. Соответствие гигиеническим требованиям.

(Для изготовления данного пособия использовались безопасные материалы: флисовая ткань, синтепон и различная фурнитура).

Описание:

На панно представлены 4 времени года по очереди: весна, лето, осень, зима. Для примера используется одно и то же дерево в разные времена года – яблоня.

Весной дерево просыпается, появляются листочки и цветочки, летом созревают яблочки, осенью листики желтеют, потом опадают и зимой выпадает снег.

По мере знакомства с временами года, развиваем мелкую моторику. Ребёнок учится расстёгивать - застёгивать пуговки, кнопочки, липучки (самое простое и любимое занятие).

Чтобы все цветочки, листики, яблоки, снежинки, рыбки можно было использовать в качестве счётного материала, всего их по 5 элементов.

Жители на панно представлены тоже по временам года.

На весеннем сюжете - мама утка с утятами (на кнопочках, кнопочки нашиты на речку). Рыбки просто плавают в речке (закрепляем пространственные ориентиры влево -вправо). Весной просыпаются бабочки, радостно поют веселые птички, котик греется на солнышке, появляется первая нежная зелень и цветы.

На летней полянке живёт ёж с липучкой на спине, собирает яблоки (на него помещается только 1 яблочко с дерева). Ёжик сам тоже на липучке под деревом. Летом поспевает клубника, летают насекомые.

Осенью появляются грибы, которые прячутся в траве. Божьи коровки ползают по стволу дерева, ищут себе убежище на зиму. На дереве летает сова (передвигается по мягкой проволоке).

На зимнем сюжете вокруг всё белым-бело. Зайчик поменял шубку на белую, медведь спит в берлоге. Тут же спряталась в тёплой берлоге еще и божья коровка. Из белых пуговиц сделан снеговик – главный гость зимы. На дереве красуется красногрудый снегирь.

(животные и снегирь на липучках).

Все липучки к деталям пришиты таким образом, что колючие части липучек на коврике, а мягкие - на детальках.

Тучка с дождиком, облака и солнце на липучках. Можно менять погоду.

Дидактические игры

• Дидактическая игра "Когда это бывает«

• Дидактическая игра "Угадай как правильно?"

• Дидактическая игра "Не ошибись".

• Дидактическая игра "Что изменилось?"

Дидактическая игра: «Что где находится?»

Примечание: игры проводятся с подгруппой или индивидуально.

Для обогащения экологических знаний в непосредственно-образовательной и в самостоятельной деятельности детей я использую также пальчиковый театр, т. к. особая роль в решении задач, связанных с экологическим воспитанием и развитием ребё нка-дошкольника принадлежит театру. Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Они с удовольствием включаются в игру, отвечают на вопросы персонажей, выполняют их просьбы, перевоплощаются в тот или иной образ. Через театрализовано-экологическую деятельность развивается социальная активность детей, память, воображение, творческие способности, формируются чувства коллективизма, коммуникативные умения, идёт развитие речевых и познавательных функций, воспитывается художественный вкус, ребёнок учится лучше понимать окружающий его мир.

Экологические сказки учат :

- познавать окружающий мир;

- воспитывать чувство причастности к благополучию в природе;

- думать о последствиях своих поступков по отношению к окружающему миру, об ответственности за сохранение ее богатства и красоты.

На экране представлены фото театрализованной деятельности детей и педагога. Вначале дети смотрят экологическую сказку «Зайчик и Медвежонок», а затем сами обыгрывают ее с помощью воспитателя.

Зайчик и Медвежонок

Эта история произошла в нашем лесу, а знакомая сорока принесла её мне на хвосте.

Однажды Зайчик и Медвежонок пошли гулять по лесу. Они взяли с собой еду и отправились в путь. Погода была чудесной. Светило ласковое солнышко. Зверята нашли красивую полянку и остановились на ней. Зайчик и Медвежонок играли, веселились, кувыркались по мягкой зелёной травке.

Ближе к вечеру они проголодались и присели перекусить. Малыши наелись досыта, намусорили и, не убрав за собой, довольные убежали домой.

Прошло время. На эту полянку прибежали играть Лисенок и Волчонок. Настроение у друзей было приподнятое, и они затеяли соревнования. Но случилась беда: они наткнулись на мусор и испачкались. А Волчонок попал лапкой в консервную банку и долго не мог освободить её. В это время на полянку пришли Зайчик и Медвежонок и увидели, что их друзья находятся в беде. Малыши поняли, что они натворили, всё за собой убрали и больше никогда не мусорили.

На этом моей истории конец, а суть сказки в том, что природа не в состоянии справиться с загрязнением сама. Каждый из нас должен заботиться о ней и тогда мы будем гулять в чистом лесу, жить счастливо и красиво в своем городе или деревне и не попадём в такую историю, как зверята.

На основе знаний, которые дети получают через экологические сказки, могут быть заложены начальные формы осознанно правильного отношения к природе; интерес к ее познанию; сочувствие ко всему живому; умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое эмоциональное отношение к ней.

- с интересом и удовольствием дети играют с многофункциональными пособиями

Итак, благодаря использованию многофункциональных пособий у детей формируется целостное видение мира. Игры подводят детей к осознанию своего места и роли в нем, учат самостоятельно разбираться в проблемах окружающей среды, и, в конечном итоге, способствуют приобретению детьми знаний, умений и навыков безопасного поведения, воспитывают любовь и бережное отношение к природе.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Презентация «Использование дидактических игр в экологическом воспитании дошкольников» Актуальность данной темы заключается в том, что экологическому воспитанию уделяется особое внимание, так как в дошкольном возрасте закладываются.

Использование ИКТ в экологическом воспитании дошкольников Использование ИКТ в экологическом воспитании дошкольников «Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребёнка, и не превратить.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование игрового оборудования для развития математических представлений у дошкольников» .

Консультация для педагогов «Метод моделирования в экологическом воспитании дошкольников» МБДОУ «Детский сад №126» Консультация для педагогов «Метод моделирования в экологическом воспитании дошкольников" Воспитатель:.

Консультация для педагогов «Моделирование в экологическом воспитании дошкольника» Человек и природа – одно целое, неделимое. Взаимосвязь природы и человека, так же как человека с природой, известна издавна. Но в настоящее.

Консультация для родителей «Использование игровых технологий в экологическом воспитании дошкольников»Консультация для родителей «Использование игровых технологий в экологическом воспитании дошкольников» Консультация для родителей «Использование игровых технологий в экологическом воспитании дошкольников» Экологические проблемы в настоящее.

Консультация «Использование дидактической игры в экологическом воспитании дошкольников» Консультация для педагогов на тему: «Использование дидактических игр в экологическом воспитании детей дошкольного возраста» Воспитатель:.

Мастер-класс для педагогов «Использование современных пособий. Логические блоки Дьенеша» Мастер – класс для педагогов: «Использование современных пособий: логические блоки Дьенеша». ЛБД - логические блоки Дьенеша (развитие логического.

Мастер-класс для педагогов «Блокнот в экологическом стиле. Технология «скрапбукинг» МКДОУ детский сад «Ромашка» комбинированного вида р. п. Каргаполье Мастер- класс для педагогов по теме: «Блокнот в экологическом стиле».

Мастер-класс для педагогов «Применение пособий для корригирующих гимнастик» МОУ лицей структурное подразделение МДОУ детский сад №9 г. Маркс Саратовской области МАСТЕР - КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Применение пособий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Использование многофункциональных пособий в экологическом воспитании дошкольников»
Опубликовано: 14 ноября 2018 в 07:50
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов «Использование многофункциональных пособий в экологическом воспитании дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Остапенко (УИ 435699) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД