Ольга Остапенко
Мастер-класс для педагогов «Использование многофункциональных пособий в экологическом воспитании дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов
«Использование многофункциональных пособий в экологическом воспитании дошкольников»
Цель мастер-класса :
- развитие творческого потенциала педагогов, их компетентность в сфере
новых форм организации образовательной деятельности, использования ее в
процессе развития экологических представлений у дошкольников;
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Использование многофункциональных пособий в экологическом воспитании дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- повышение профессионального мастерства педагогов.
Ход мастер-класса.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим о
новых формах организации образовательной деятельности в процессе формирования экологических представлений у дошкольников.
Одна из основных задач ФГОС ДО - формирование общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности.
Главная цель экологического воспитания - это создание условий для формирования основ экологической культуры дошкольников через разные виды деятельности, формирование правильного отношения ребёнка к природе его окружающей, к себе и людям, как к части природы.
Ведущий вид деятельности дошкольников - игра.
Поэтому одним из важных компонентов экологического воспитания
является развивающая предметно-пространственная среда, при создании
которой учитываются требования ФГОС ДО.
Игры на экологическую тему являются эффективным и интересным средством экологического воспитания.
Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях окружающей
природной среды, учатся устанавливать взаимосвязи между собой и средой, знакомятся с последовательной сменой сезонов и с изменениями в живой и неживой природе.
Реализация ФГОС ДО ставит перед воспитателем поиск новых идей,
подходов, методов и форм в работе, которые были бы интересны детям и
соответствовали бы их возрасту и наиболее эффективно решали образовательные, педагогические и воспитательные задачи.
Мною и родителями моих воспитанников были сделаны различные многофункциональные пособия, которые направлены на развитие познавательной активности детей и развития самостоятельности,
формирование экологического сознания дошкольников, воспитание любви к природе, стремления беречь и охранять её.
Предлагаю Вашему вниманию панно «Как прекрасен этот мир», многофункциональный тематический коврик «Времена года», лэпбук «Веселые букашки», пальчиковый театр и другие пособия.
Наглядно-дидактические пособия сделаны в основном, из фетра. Все персонажи и предметы яркие, красочные, приятные наощупь.
Дидактические игры данных пособий можно использовать в разных видах деятельности.
Я остановлюсь подробно на некоторых пособиях.
Лэпбук «Веселые букашки»
Пособие лэпбук является итогом проекта по экологическому воспитанию «Насекомые малышки – наши меньшие братишки». Этот проект был представлен на региональном конкурсе «Сбережем Землю» в Курском институте развития образования (КИРО) и занял 1 место в номинации «Педагогический экопроект».
Тематическая папка «Лэпбук»
Актуальность:
Лэпбук - это современное доступное средство обучения, способствующее взаимодействию всех участников образовательного процесса, отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде, таким как:
• трансформируемость - лэпбук позволяет менять пространство в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
• полифункциональность - использование папки в различных видах детской активности.
Лэпбук можно использовать в работе как со всей группой, так с подгруппой и индивидуально;
• вариативность - периодическая сменяемость игрового материала, обеспечивающего свободный выбор детей, появление новых материалов, стимулирующих активность детей.
В лэпбуке существует несколько вариантов использования каждой его части;
• доступность лэпбука обеспечивает все виды детской активности, возможно использование в любом помещении, где осуществляется образовательная деятельность, в том числе и на прогулочном участке ДОУ;
• насыщенность - среда соответствует возрастным особенностям детей: в одной папке можно разместить достаточно много информации по определенной теме, использовать его в различных видах детской деятельности (игровой, познавательной, исследовательской и творческой).
Цель изготовления и использования лэпбука : вызвать интерес к изучаемой теме, повысить любознательность, привлечь детей к индивидуальной деятельности и совместной под руководством взрослого.
Задачи:
- расширить сведения детей о насекомых;
-развивать мелкую моторику;
-развивать память и слуховое внимание;
-развивать логическое мышление;
-воспитывать любовь и бережное отношение к насекомым;
-формировать целостную картину мира и расширять кругозор детей;
- обогатить и активизировать словарь детей.
Описание пособия :
Моя тематическая папка состоит из следующих разделов:
1. Скороговорки о насекомых
Цель: Закреплять навык звукопроизношения наиболее трудных по артикуляции звуков.
Развивать чёткую, правильную дикцию.
2. Откуда берётся мёд (книжка-раскладушка)
Цель: формировать представления о том, что пчелы - полезные насекомые
3. Строение насекомых
Цель: познакомить детей с особенностями строения насекомых
4. Речевичок (различные речевые игры)
Цель: развитие речевых навыков
5. Загадки о букашках
Цель: развивать способность отгадывать загадки, мышление детей.
6. Развивайка (различные задания на развитие внимания, мелкой моторики рук и т. д.)
7. Это интересно знать (интересные факты о насекомых)
Цель: расширение кругозора детей о насекомых
8. Домишки насекомых
Цель: знакомство с местами обитания насекомых и их образе жизни.
По данному пособию можно провести следующие дидактические игры.
• «На полянке»
• «Кто что умеет делать»
• «Подбери признак»
• «Угадай кто?»
• «Один - много»
• «Что делает, что делают?»
• «Назови ласково»
– дети играют с лэпбуком в свободной деятельности
Многофункциональное пособие «Времена года»
Актуальность: Данная разработка будет интересна педагогам дошкольного образования, родителям. Полифункциональность дидактического пособия предполагает возможность его использования в работе с детьми всех периодов дошкольного детства.
Цель: формирование элементарных экологических представлений у детей дошкольного возраста (о сезонных изменениях в природе).
Задачи: формирование представления детей дошкольного возраста о временах года;
развитие умения определения времени года по совокупности признаков и примет;
развитие познавательного интереса к миру природы;
воспитание бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом;
развитие речи, обогащение активного словаря;
развитие сенсорного восприятия и мелкой моторики рук;
стимулирование творческой активности детей;
воспитание усидчивости, терпения, старания.
Принцип создания пособия :
1. Привлекательность для детей;
2. Доступность;
3. Многофункциональность;
4. Стимулирование познавательной активности детей;
5. Соответствие гигиеническим требованиям.
(Для изготовления данного пособия использовались безопасные материалы: флисовая ткань, синтепон и различная фурнитура).
Описание:
На панно представлены 4 времени года по очереди: весна, лето, осень, зима. Для примера используется одно и то же дерево в разные времена года – яблоня.
Весной дерево просыпается, появляются листочки и цветочки, летом созревают яблочки, осенью листики желтеют, потом опадают и зимой выпадает снег.
По мере знакомства с временами года, развиваем мелкую моторику. Ребёнок учится расстёгивать - застёгивать пуговки, кнопочки, липучки (самое простое и любимое занятие).
Чтобы все цветочки, листики, яблоки, снежинки, рыбки можно было использовать в качестве счётного материала, всего их по 5 элементов.
Жители на панно представлены тоже по временам года.
На весеннем сюжете - мама утка с утятами (на кнопочках, кнопочки нашиты на речку). Рыбки просто плавают в речке (закрепляем пространственные ориентиры влево -вправо). Весной просыпаются бабочки, радостно поют веселые птички, котик греется на солнышке, появляется первая нежная зелень и цветы.
На летней полянке живёт ёж с липучкой на спине, собирает яблоки (на него помещается только 1 яблочко с дерева). Ёжик сам тоже на липучке под деревом. Летом поспевает клубника, летают насекомые.
Осенью появляются грибы, которые прячутся в траве. Божьи коровки ползают по стволу дерева, ищут себе убежище на зиму. На дереве летает сова (передвигается по мягкой проволоке).
На зимнем сюжете вокруг всё белым-бело. Зайчик поменял шубку на белую, медведь спит в берлоге. Тут же спряталась в тёплой берлоге еще и божья коровка. Из белых пуговиц сделан снеговик – главный гость зимы. На дереве красуется красногрудый снегирь.
(животные и снегирь на липучках).
Все липучки к деталям пришиты таким образом, что колючие части липучек на коврике, а мягкие - на детальках.
Тучка с дождиком, облака и солнце на липучках. Можно менять погоду.
Дидактические игры
• Дидактическая игра "Когда это бывает«
• Дидактическая игра "Угадай как правильно?"
• Дидактическая игра "Не ошибись".
• Дидактическая игра "Что изменилось?"
• Дидактическая игра: «Что где находится?»
Примечание: игры проводятся с подгруппой или индивидуально.
Для обогащения экологических знаний в непосредственно-образовательной и в самостоятельной деятельности детей я использую также пальчиковый театр, т. к. особая роль в решении задач, связанных с экологическим воспитанием и развитием ребё нка-дошкольника принадлежит театру. Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Они с удовольствием включаются в игру, отвечают на вопросы персонажей, выполняют их просьбы, перевоплощаются в тот или иной образ. Через театрализовано-экологическую деятельность развивается социальная активность детей, память, воображение, творческие способности, формируются чувства коллективизма, коммуникативные умения, идёт развитие речевых и познавательных функций, воспитывается художественный вкус, ребёнок учится лучше понимать окружающий его мир.
Экологические сказки учат :
- познавать окружающий мир;
- воспитывать чувство причастности к благополучию в природе;
- думать о последствиях своих поступков по отношению к окружающему миру, об ответственности за сохранение ее богатства и красоты.
На экране представлены фото театрализованной деятельности детей и педагога. Вначале дети смотрят экологическую сказку «Зайчик и Медвежонок», а затем сами обыгрывают ее с помощью воспитателя.
Зайчик и Медвежонок
Эта история произошла в нашем лесу, а знакомая сорока принесла её мне на хвосте.
Однажды Зайчик и Медвежонок пошли гулять по лесу. Они взяли с собой еду и отправились в путь. Погода была чудесной. Светило ласковое солнышко. Зверята нашли красивую полянку и остановились на ней. Зайчик и Медвежонок играли, веселились, кувыркались по мягкой зелёной травке.
Ближе к вечеру они проголодались и присели перекусить. Малыши наелись досыта, намусорили и, не убрав за собой, довольные убежали домой.
Прошло время. На эту полянку прибежали играть Лисенок и Волчонок. Настроение у друзей было приподнятое, и они затеяли соревнования. Но случилась беда: они наткнулись на мусор и испачкались. А Волчонок попал лапкой в консервную банку и долго не мог освободить её. В это время на полянку пришли Зайчик и Медвежонок и увидели, что их друзья находятся в беде. Малыши поняли, что они натворили, всё за собой убрали и больше никогда не мусорили.
На этом моей истории конец, а суть сказки в том, что природа не в состоянии справиться с загрязнением сама. Каждый из нас должен заботиться о ней и тогда мы будем гулять в чистом лесу, жить счастливо и красиво в своем городе или деревне и не попадём в такую историю, как зверята.
На основе знаний, которые дети получают через экологические сказки, могут быть заложены начальные формы осознанно правильного отношения к природе; интерес к ее познанию; сочувствие ко всему живому; умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое эмоциональное отношение к ней.
- с интересом и удовольствием дети играют с многофункциональными пособиями
Итак, благодаря использованию многофункциональных пособий у детей формируется целостное видение мира. Игры подводят детей к осознанию своего места и роли в нем, учат самостоятельно разбираться в проблемах окружающей среды, и, в конечном итоге, способствуют приобретению детьми знаний, умений и навыков безопасного поведения, воспитывают любовь и бережное отношение к природе.