Татьяна Степура
Мастер-класс для педагогов по социокультурному воспитанию дошкольников «Благодарное слово»
▼ Скачать + Заказать документы
«Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте»
Тема: Благодарное слово
Цель: подвести к более глубокому осмыслению социокультурной категории «Труд души», к необходимости воспитания у детей умения быть благодарным.
1. Присоединение
Визуальный ряд – видео ролик «Благодарное слово»
Публикация «Мастер-класс для педагогов по социокультурному воспитанию дошкольников „Благодарное слово“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» май 2019
Тема нашей встречи, благодарное слово, освоение социокультурной категории «Труд души».
Представляю вашему вниманию книгу для развития детей 4-5 лет – это методический инструментарий программы социокультурные истоки. Возраст 4-5 лет. Книга называется «Благодарное слово».
Сейчас мы вместе прочитаем слово к родителям.
Читать будем по кругу- каждый читает 1 абзац.
Чтение текста – присоединительный текст.
Сейчас, в ресурсном круге мы ответим на вопрос: «Кому и за что вы благодарны в своей жизни?»
Правила ресурсного круга:
Все участники высказывают свое мнение по кругу
Нельзя перебивать говорящего
Нельзя критиковать
Итог: Мир можно благодарить ЗА ВСЕ, что угодно, – что у вас есть руки и ноги, что вы здоровы и имеете работу. За то, что ваши дети веселы и довольны, что ваши родители еще живы, и вы можете с ними общаться. Благодарите за удачное стечение обстоятельств, за покой в душе, за встречу с хорошим человеком.
Обязательно поблагодарите за те трудности, что были посланы в вашу жизнь. Ведь все это были уроки, так необходимые вам. А так же поблагодарите, что сумели распознать свои ошибки и поэтому не будете их совершать в будущем.
Если вас кто-то обидел, будьте благодарны ему за то, что он дал вам возможность чему-то научиться. (Ошо)
Сейчас мы будем работать в паре.
Задание №1. Подберите связанные слова и выражения к слову БЛАГОДАРНОСТЬ.
Каждая пара представит подобранные слова и выражения. Я записываю на флепчарте.
Связанные слова и выражения
щедрость, любезность, великодушие, доброта, похвала, гостеприимство, рад, почтение, пожелание, сочувствие, поздравление, рада, одобрение, услуга, уважение, поблагодарить, отблагодарить, вознаградить, заслужить, пожелать
искренняя благодарность, добрые слова, чистое сердце, доброе отношение, доброе слово, знак благодарности, слова благодарности, знак признательности, чувство благодарности, оказанный, вознаграждённый
благодарный, сердечный, великодушный, признательный, благосклонный
премного, охотно.
Синонимы к слову «благодарность» (а также близкие по смыслу слова и выражения)
признательность, благодарить, благодарствовать, благодарить, дарить, награда,поздравление, пожелание, комплимент, приветствие, привет, пожелание, привет, напутствие, поклон, благодарение, благословение, удовлетворение, благо, причинность, спасибо.
Скажите, данное задание у вас вызвало затруднение? Действительно мы взрослые можем учит детей если сами не понимаем и не знаем слов о благодарности.
Задание №2. "Наши сокровища"
У каждого из нас должно быть чувство обладания какими-то сокровищами. И эти сокровища не обязательно что-то материальное, это может быть совсем не предмет роскоши в нашем привычном понимании. Сокровище - это что-то ценное для нас: наши близкие и друзья и чувства, которые мы испытываем к ним; это могут быть наши качества характера, наши умения и таланты.
Задание такое: попробуйте найти для себя и записать не менее 20 сокровищ, которые у вас есть. Если больше, просто замечательно!
Итог. А теперь поблагодарите жизнь, людей, за то, что у вас есть. Оказывается, вы владеете так многим и всего этого у вас просто могло не быть, но оно есть благодаря вам, и окружающим вас людям.
Проблемно-поисковый вопрос:
Как книга может помочь нам и родителям в формировании умения у детей быть благодарными?
Обратить внимание на книгу для развития. Главное произведение Н. К. Абрамцева «Правдивая история о садовнике»– учит благодарному слову, после чтения рассматривание иллюстраций и совместное размышления помогают осознать ценность благодарного слова.
Рассказ Е. Фроловой «Кто вырастил яблочко?» способствует закреплению положительного опыта употребления детьми слов благодарности близким, родной земле, матушке природе.
Фрагменты из р. н. с. позволяют поупражнять детей в использовании добрых слов благодарности.
Рефлексия: «Почему ВАЖНО научить детей быть благодарными?»
Благодарность — одна из базовых черт счастливого человека. Но как вырастить благодарного ребенка в нашем материалистическом мире? Обычных способов говорить «пожалуйста» и «спасибо» недостаточно.
Благодарность — это способность ценить то, что у тебя есть.
Научить ребенка быть благодарным можно разными путями. Например, показывать пример своим поведением. Если ругать и упрекать малыша в том, что он не способен быть благодарным, то от такого поведения родителей не будет никакого толку. Читайте ему сказки, где главные персонажи всегда добрые и вежливые. Рассказывайте, почему важно быть благодарным. Пусть он осознает это. И когда он начнёт видеть восхищенные улыбки людей на его «спасибо», то ему захочется благодарить и быть вежливым всегда.
Ежедневно, неважно, в какой момент дня, садитесь рядом с ребенком и перечисляйте вместе «дары» этого дня: моменты, события, впечатления, за которые вы благодарны. Это могут быть и люди, игры, угощения — что угодно. Главное — научиться смотреть на то, что с нами происходит как на подарок.
Ты помнишь…
Хорошие моменты нужно закрепить. Вспоминая приятные события дня, проговаривайте: «Ты помнишь, как тебе понравилось, когда…», «Как ты был рад, когда…», «Как ты был счастлив, когда…». И даже негативную ситуацию можно превратить в повод для благодарности, например, когда вы приготовили что-то, что ребенок отказывается есть: «Как это здорово, что мы не заставляем тебя есть то, что тебе не нравится!»
Ты — мой помощник!
Если детям говорить это, они будут чувствовать, что их ценят, и действительно будут помогать и стараться больше.
Ты — заботливый
Частью способности быть благодарным является способность заботиться о других. Даже если ребенок делает что-то рутинное: убирает свои игрушки или ставит свою тарелку после еды в мойку, скажите: «Вот, какой ты заботливый!». Конечно, скажите еще и «спасибо», но похвалить их и поддержать в них мысль о том, что они внимательны, ответственны и заботливы — очень важно.
Чем мы можем поделиться сегодня с другими?
То, что нам было давно известно, подтвердилось и научными исследованиями: маленькие дети счастливее, когда имеют возможность угощать и делиться с другими. Но больше радости им приносит тот подарок, который дорог им самим: сделан собственными руками или куплен на сэкономленные деньги. На самом деле, добрые слова тоже можно дарить. Можно поделиться угощением или игрушкой. Ваша задача — следить, чтобы это происходило (осознанно) хотя бы раз в день.
Нам так повезло!
В любой момент дня вспомните, как вам повезло: что осталось четыре дня до выходных, что на ногах удобные и красивые башмаки, что в кафе есть свободный столик и мороженое.
Как здорово, правда?
Это упражнение похоже на предыдущее, но лучше иногда просто менять фразу, для разнообразия. «Как здорово, когда вся семья пьет чай вместе, правда?» Счастье — это не результат получения нами чего-то, чего у нас нет, это признание ценности того, что у нас есть. Поверьте, дети, особенно маленькие, не видят сколько ваших усилий стоит их комфорт и радостное детство. Но если вы будете регулярно упражняться с ними в том, чтобы замечать и ценить то, что они имеют, они обязательно научатся ценить ваш родительский труд и все то, что их окружает.