Наталья Кириллова
Мастер-класс для педагогов по гендерному воспитанию детей дошкольного возраста «Путешествие в страну мальчиков и девочек»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс
«Путешествие в страну мальчиков и девочек»
Цель:Представление педагогического опыта гендерного подхода к воспитанию дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Задачи:
Обобщить теоретические знания педагогов о процессе формирования позитивной половой идентичности у мальчиков и девочек дошкольного возраста.
Публикация «Мастер-класс для педагогов по гендерному воспитанию детей дошкольного возраста „Путешествие в страну мальчиков и девочек“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Гендерное воспитание
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Повысить компетентность в вопросах полоролевого развития детей, его содержании, методах и приемах, моделей мужского и женского поведения.
Повысить компетентность педагогов в вопросах гендерного воспитания детей.
Совершенствование развивающей предметно – пространственной среды для девочек и мальчиков с акцентом на гендерную идентичность.
Материалы и оборудование для проведения мастер- класса :мультимедийная установка, презентация, магнитная доска, магнитики 20 штук; листы бумаги формата А3, маркеры – 2 шт. ; фильм «Гендерное воспитание детей в детском саду», кружочки - стикеры из самоклеящейся бумаги голубого и розового цвета по числу участников; фото с изображением девочки и мальчика; для игры «Кому, что нужно для игры?» картинки с изображением игрушек; для игры «Цветок дружбы» : модель цветка, карточки –лепестки с понятиями (доброта, аккуратность, нежность, забота, помощь родителям, трудолюбие, внимание); видеоролик «Десять отличий девочек от мальчиков»; карточки со словами, характеризующими черты характера, присущие женскому и мужскому полу.
Ход мастер- класса
- Добрый день уважаемые коллеги. Разрешите вас поприветствовать на мастер- классе по теме «Формирование гендерной принадлежности детей дошкольного возраста».
«Мальчики и девочки два разных мира. Ни в коем случае нельзя их воспитывать одинаково! Они по - разному смотрят и видят, слушают и слышат, по разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Они разные и по - своему прекрасны!»
В настоящее время в системе дошкольного образования возникают серьёзные проблемы по вопросам гендерного воспитания. Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мальчиками (мужчинами) и девочками (женщинами, а существующие свойства и отношения называются гендерными.
Содержание воспитания и образования ориентировано на возрастные и психологические особенности вообще детей, а не мальчиков и девочек того или иного возраста. Ни для кого не секрет, что система образования абсолютно бесполая: бытовая “совместимость” мальчиков и девочек в наших детских садах, режим дня не учитывает разные нормы подвижности у мальчиков и девочек. Питание унифицировано и по времени приема пищи, и по ее ассортимент. При этом воспитывают и девочек и мальчиков чаще всего женщины : дома – мама или бабушка, а в детском саду – женщины-педагоги. В результате для многих мальчиков гендерная устойчивость формируется без участия мужчин - около 50% детей живут в семьях, где нет отцов, что особенно неприемлемо для мальчиков.
Гендерный подход необходим в обучении, так как: все аспекты развития мальчиков и девочек различаются по скорости и по содержанию, достоверно установлено, что у мальчиков больше развиты математические, визуально-пространственные, инструментальные способности, девочки превосходят мальчиков в вербальных способностях.
Психологи считают, что очень важно начинать эту работу как можно раньше, так как представления детей к женскому или мужскому полу ещё не устойчивы. Дети часто считают, что пол можно изменить (если коротко постричь девочку, важно в работе с воспитанниками предупредить появление ложных стереотипов и в процессе общения создавать привлекательные образы для мальчиков и девочек. Поэтому в развитие и воспитание девочек и мальчиков включают дифференцированный подход.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, вопросы гендерного воспитания раскрыты в содержании психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Социально – коммуникативном развитии». Одной из задач является:
- формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
В период раннего и дошкольного детства у всех малышей, независимо от места их проживания, формируется гендерная идентичность. К двум годам ребенок узнает, что существуют два пола, и начинает понимать, кто он – девочка или мальчик. С четырех до семи лет формируется гендерная константность (устойчивость) : дети уже осознают, что мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и что принадлежность к полу сохраняется, независимо от возникающих ситуаций или личных желаний ребенка.
Формированию гендерной идентичности и положение ребенка в семье, детском саду, как правило, ребенок находится в зависимом положении и не может повлиять на то, что с ним происходит. Окружающие ребенка взрослые нередко осуждают «немужское» поведение, но не поощряют мужское.
Задачи, стоящие перед педагогами :
Создание насыщенной многофункциональной среды в группе для девочек и мальчиков с акцентом на гендерную идентичность.
Закреплять умение дифференцировать себя от представителей другого пола (она- это девочка, а он – мальчик).
Закреплять усвоение моделей мужского и женского полоролевого поведения.
Воспитывать интерес к совместной игре девочек и мальчиков.
Формирование у родителей гендерной компетентности.
Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей призвано помочь ребёнку осознать себя представителем того или иного пола. В результате этого у детей должна сформироваться гендерная устойчивость : «Я – девочка и буду ей постоянно, я – мальчик и всегда буду им».
Технология гендерного воспитания детей младшего дошкольного возраста включает в себя :
Средства: игры; народные сказки, пословицы; колыбельные песни
Методы: игры; познавательно – развивающие этические беседы; проблемные ситуации; схемы – действия.
Формы: - игровая деятельность; экспериментальная; проблемно – поисковая.
Предлагаю вашему вниманиюфильм «Гендерное воспитание детей в детском саду».Педагог мотивирует участников на игру: Замечательная песенка! Вам нравится? Вижу добрые улыбки. Предлагаю вам поиграть. Возьмите на выбор и приклейте на одежду розовый или голубой стикер - в какой роли вы сегодня хотели бы быть, мальчика или девочки.
1. Разминка. Отгадывание загадок.
Уважаемые, коллеги, попробуйте отгадать загадки-обманки. Слушайте внимательно и отвечайте, кто это - «мальчик» или «девочка».
Весной венки из одуванчиков плетут конечно, только… (девочки).
Болты, шурупы, шестеренки найдешь в кармане у (мальчонка).
Коньки по льду чертили стрелочки, в хоккей играли только (мальчики).
Болтали час без передышки в цветастых платьицах (сестрички, девчонки).
При всех помериться силенкой конечно любят лишь (мальчонки).
Молодцы!
2. Обсуждениеситуации «В детский сад воспитателем принят мужчина» :
команда мальчиков будет доказывать плюсы, а команда девочек минусы.
команда мальчиков команда девочек
1. Дети буду менее капризны 1. Не сможет в девочках воспитать грациозность, ласку.
2. Будут более дисциплинированы 2. В девочках будет прослеживаться мужская манера поведения.
3. Дети будут более четко реагировать на замечания мужчины – воспитателя. 3 Отцы девочек будут против воспитания дочери посторонним мужчиной, даже, если это воспитатель
4. Мальчики будут видеть, как можно починить игрушку, если она сломалась. 4. Девочки наверняка будут испытывать стеснение вовремя переодевания.
5. Мальчики и девочки будут с азартом гонять мяч на занятиях по физической культуре – значит, вопрос физического развития будут стоять на первом месте. 5. Мужчина может не уделить должного внимания формированию гигиенических навыков детей.
6. Мальчики будут лучше идти на контакт с мужчиной воспитателем. 6. Мужчина – воспитатель может не обратить на мелочи при одевании на прогулку (не очень хорошо повязан шарф, шапка не поправлена)
7. Мужчина – воспитатель быстрее и лучше найдет общий язык с детьми. 7. Мужчина – воспитатель не сможет заплести косы девочкам, причесать, застирать пятно на платье.
8. Нестандартное мышление и принятие решения в возникающих вопросах. 8. Больше внимания будет уделено сюжетно-ролевым играм с тематикой, близкой для мальчиков (транспорт, игры с конструктором, военные игры)
9. Многие мальчики, да и девочки растут без отца, а здесь пример мужского поведения, мужского воспитания 9. Детям дошкольного возраста больше требуется внимания, теплоты, а это может дать только воспитатель – женщина.
10. Восполнит дефицит мужского внимания в семье, где девочка растет без папы. 10. Девочкам может быть не по силам те требования, которые будет предъявлять воспитатель – мужчина (нагрузки на занятиях физической культуры, помощь по группе).
11. Девочки и мальчики будут тянуться к общению с мужчиной – воспитателем. 11. Некоторые девочки будут стремительно подражать мальчикам, чтобы не выглядеть в их глазах «неженками», «плаксами».
12. Будет сообщать мальчикам разнообразные, касающиеся непосредственно их сведения («Ты же мальчик – не плач», «Не хныч», формируются первичные гендерные представления (мальчики ведь они - сильные). 12. Во время совместной деятельности не будет делать акцент на «женские» профессии и труд женщины.
13. Будет давать первичные представления о труде взрослых, о профессиях, которые свойственны мужчинам. 13. В книжном уголке будет больше литературы, которая интересна мальчикам.
14. Мужчина – воспитатель разбавит женское общество, которое почти всегда окружает мальчика (мама в декретном отпуске дома, дет. сад – где всегда воспитатель – женщина, школа). 14. Во всех образовательных областях будет прослеживаться мужская тематика.
15. Дети будут дисциплинированными и собранными. 15. За пределами детского сада будет отмечаться дисбаланс в поведении девочек, а дети не приемлют поведенческих нарушений, мускулинных девочек будут отталкивать девочки - сверстницы и принимать мальчики.
16. В глазах детей мужчина – воспитатель более авторитетен. 16. Детей может испугать грубый голос мужчины.
17. В силу своих психологических особенностей мужчина более увлекающийся и увлекающий в играх, занятиях. 17. Девочки долго будут привыкать к детскому саду и скучать по маме.
18. Детей привлекает, когда общение происходит на равных между взрослыми и детьми. 18. Если в семье воспитанием детей все время занимается женщина, а папы принимают незначительное участие, то как может осуществляться воспитание в детском саду воспитателем – мужчиной.
19. Будет четкая постановка цели и ее выполнение. 19. Стереотип, что воспитание – женское дело, отсюда вытекает недоверие.
20. Мужчины менее подвержены перепадам настроения. 20. Мужчина скуп на эмоции, поэтому девочки могут стать менее эмоциональны.
3. Отгадай «Двойное имя»
Коллеги, у нас еще одно задание: «У некоторых сказочных героев двойные имена. Я назову вам первую часть имени, а вы догадайтесь,о каком сказочном герое идет речь.
Команда мальчиков - отгадываем женские персонажи
Елена … (Прекрасная)
Сестрица … (Аленушка)
Василиса (Премудрая)
Крошечка … (Хаврошечка)
Марья (Искусница)
Красная (Шапочка)
Баба (Яга)
Снежная (Королева)
Команда девочек - отгадываем имена, относящиеся к мужским персонажам.
Кощей (Бессмертный)
Мальчик (С пальчик)
Братец (Иванушка)
Иван (Царевич)
Змей (Горыныч)
Оловянный (Солдатик)
Карабас (Барабас)
Добрыня (Никитич)
Молодцы!
4. Игра для педагогов «Гендерный анализ произведений детской художественной литературы».
Команда мальчиков :
Назовите произведения, в которых воспитывают идеалы мужественности (обосновать). Команда девочек : Назовите художественные произведения, в которых воспитывают идеалы женственности (обосновать).
5. Игра с педагогами «Черты характерные для мальчиков и для девочек»
Педагогам предлагается используя карточки, на которых написаны черты характера, традиционно присущие женскому и мужскому полу, расположить их на мольбертах с обозначением каждой группы.
6. Предлагаю вашему вниманию видеоролик «Десять отличий девочек от мальчиков»
7. Решение педагогических ситуаций.
Ситуация № 1:
Ситуация в семье.
Мать:
- Сынок, собирай игрушки, пора спать.
Сын не реагирует.
- Сынок, я кому говорю. Собирай игрушки и спать! Отец, скажи ему хоть что-нибудь. Ты совсем не занимаешься воспитанием. Отец должен воспитывать сына.
Отец:
- А я и не воспитатель. Пусть воспитатели детьми занимаются, им деньги за это платят. А я на работе устал.
Мать (обращаясь к сыну) :
- Вот не будешь слушать мать, вырастешь лентяем, как твой отец!
Отец:
- А будешь слушать мать, вырастешь подкаблучником.
Вопрос:
- Кто, по – вашему, прав в этой ситуации, мама или отец?
(неправы оба, т. к. гендерным воспитанием должны заниматься и тот, и другой).
Ситуация№ 2: Мать с ребенком встречаются с воспитателем. Воспитатель, обращаясь к ребенку: Тебе, наверное, хочется поиграть с ребятами? Иди, поиграй.
- Нет, я их сейчас расстреляю!
Воспитатель : За что же ты их хочешь расстрелять?
- А просто так, потому что я– разбойник!
Мама: А ему бы только стрелять, да в войну играть, другие игры его не интересуют. Боевой растет, уж слишком даже!
- А вы, видимо поощряете его в этом – заметил воспитатель, имея ввиду саблю, пистолет с пистонами, самодельный щит, лежащие в сумке матери.
- Да, конечно – он требует, приходится покупать. Он же, мальчик!
- А вы не пытались его переключить на другие игры, более спокойные? Да и игрушки бы ему другие, которые располагают к спокойным играм!
- А зачем. Пусть играет, во что хочет! Какое это имеет значение?
Вопрос: В чем, по вашему мнению, значение таких игры. Чему они могут научить мальчика?
(Такие игрушки помогают детям пережить и ситуацию жестокости, научиться проявлять агрессию.
Будущему рыцарю нужны игрушки, которые позволят ему проявить мужественность, почувствовать себя героем и спасателем мира, и еще обязательно те, которые дадут возможность проявить заботу. Например, военные игрушки позволяют прочувствовать и прожить такие важные качества, как самостоятельность, уверенность, независимость, оказать покровительство слабому, пережить ситуацию успеха и победы).
8. Игра с педагогами «Сюжетно-ролевые игры»
Команда мальчиков : Назовите сюжетно-ролевые игры, в которые чаще всего играют девочки.
Команда девочек : Назовите сюжетно-ролевые игры, в которые чаще всего играют мальчики.
– Назовите сюжетно-ролевыесовместные игры для мальчиков и девочек.
9. Проведение дидактических игр
Дидактическая игра «Кому, что нужно для игры»
Приглашаются по одному представителю от обеих команд.
Какие игрушки нужны мальчикам, чтобы они выросли настоящими мужчинами? (выбирают и размещают картинки с изображение игрушек) Какие игрушки нужны девочкам, чтобы они выросли хорошими мамами и хозяйками? (выбирают и размещают картинки с изображение игрушек).
Дидактическая игра «Цветок дружбы»
Педагог говорит, чтобы мальчики и девочки не сорились и научились понимать и ценить друг друга. Для этого нужно каждому по очереди взять лепесток и назвать хорошее качество девочки или мальчика. Дети (участники мастер- класса) перечисляют положительные качества, соединяя лепестки с серединкой. Когда цветок собран, педагог предлагает всем «мальчикам» и «девочкам» взяться за руки, так как тактильный контакт закрепляет приобретенный опыт взаимопонимания.
Раздача участникам брошюр «Игры с детьми дошкольного возраста по гендерному воспитанию».
11. Заключительная часть. Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей во многом будет определяться индивидуальными особенностями каждого ребёнка, зависеть от тех образцов поведения женщин и мужчин, с которыми ребёнок постоянно сталкивается в семье. Но это вовсе не означает, что воспитательное воздействие, оказываемое на девочку или мальчика в этом нежном возрасте, не повлияет на развитие личности.
«Так вырастает дитя – оно непременно станет прекрасным и добрым, если не найдётся тот, кто этому помешает». /Герман Брох/
Спасибо всем педагогам за внимание, плодотворную работу и приятное общение!