Анна Цыганова
Мастер-класс для педагогов «Использование технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми»
Провела: воспитатель
Цыганова Анна Владимировна
Подпорожье
2023
Мастер-класс для педагогов
«Использование технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми»
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Использование технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2023
Актуальность: Дошкольный возраст является уникальным по свой значимости для всей последующей жизни, поэтому особенно важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
Цель мастер-класса : практическое освоение технологии ТРИЗ.
Новизна: в основе воспитания дошкольников лежит развитие мышления - в этом и заключается идеал системы образования. Технология ТРИЗ позволяет осуществить естественным образом личностно-ориентированный подход, что особенно актуально в контексте ФГОС ДО.
Ход мероприятия:
Процесс воспитания и обучения ребенка – это взгляд современного человечества в будущее. Мы вступили в стремительно меняющийся мир, в эпоху информационной революции. Знания актуальные сегодня, завтра безнадежно устаревают. И это закономерно повлекло за собой появление ряда глобальных проблем в области образования на всех уровнях. Очевидна новая потребность, как научить детей жить в динамичном, быстро развивающемся мире.
В настоящее время в дошкольном образовании активно используются разнообразные инновационные технологии.
Технология ТРИЗ - это педагогическое направление, цель которого - сформировать нестандартное мышление и воспитать творческую личность, подготовленную к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.
ТРИЗ - теория решения изобретательских задач, была разработана бакинским учёным, писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Методику ТРИЗ можно назвать школой творческой личности, поскольку ее девиз - "творчество во всем".
Занятия по развитию творческого воображения - это импровизация, игра, мистификация. Здесь учат придумывать свои сказки и не одну, а столько, сколько человек в группе и даже больше. Дети познают и учатся сопоставлять физические и природные явления, но в такой форме, когда они не замечают, что учатся, а делают для себя открытия ежеминутно.
Дети, играя в ТРИЗ, видят мир во всем его многоцветии, многообразии и многогранности. ТРИЗ учит детей творчески находить позитивные решения возникших проблем, что очень пригодится ребенку и в школе, и во взрослой жизни.
Приемы и методы ТРИЗ используют для развития у дошкольников творческого воображения, мышления, внимания, памяти, логики, для обогащения словаря и развития речи, что очень важно для будущего школьника. Для развития творческого воображения, внимания, сообразительности, поисковой активности, стремления к новизне.
Как же ввести элементы ТРИЗ в повседневную жизнь детского сада?
Давайте начнем с самых традиционных методов, которые мы систематически используем в своей работе.
1. «Хорошо – плохо». (можно начинать с 5 лет)
Цель: Учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.
То есть вопросы задаются по принципу: «что-то хорошо — почему?», «что-то плохо — почему?».
В: Съесть конфету — хорошо. Почему?
Д: Потому, что она сладкая.
В: Сладкая конфета — это плохо. Почему?
Д: Могут заболеть зубы.
В: Зубы заболят — это хорошо. Почему?
Д: Вовремя обратишься к врачу. В соседнем зубе доктор обнаружит маленькую дырочку и зуб не заболит со временем.
Могут быть различные вопросы: насекомые- хорошо и плохо, солнце, животные и т. д.
2. Игра «Найди своих друзей» - на формирование умения выявлять функции объекта (с 4-5 лет)
У каждой группы свой рисунок: машина, дерево, гриб, гитара, рыба, бабочка, перо, заяц, лодка, зонтик, паутина, часы, крокодил, звезда, шарик, самолет, радио, дом, девочка.
Необходимо объединить всех, кто: 1. живой; 2. издает звуки; 3. выше стола; 4. сам передвигается; 5. неживой; 6. молчит; 7. не двигается сам; 8. ниже стола; 9. живет в воде; 10. живет в воздухе; 11. живет в лесу; 12. живет в городе.
3. «Найди лишнее слово». Системность и системный разбор. (начинать с 4 лет, постепенно усложняя)
1. Найдите лишнее слово в каждой строчке:
Стул, стол, змея, тренога, лошадь (общая подсистема - ноги).
Фляга, пустыня, море, аквариум, бутылка (общая подсистема - вода).
Дождь, снег, град, молния, изморось (общая подсистема-осадки)
2. Предлагаю систему, подберите слова, входящие в эту систему:
Лес - охотник, волк, деревья, кусты, тропа.
Река - берег, рыба, рыбак, вода, тина.
Город - автомобили, здания, улицы, велосипед т. д.
4. Игры с палочками (6-7лет) Развитие творческого воображения.
1. Перед вами дом, выложите его из палочек.
- Переложите 3 палочки так, чтобы домик повернулся в другую сторону.
Стрелками отмечены действия:
- Перекладываем горизонтальную палочку с правой стороны на левую.
- Поворачиваем наклонные палочки в другую сторону.
2. Из девяти палочек выложите фигуру, в которой можно насчитать 4 маленьких и один большой треугольник
Уберите 2 палочки так, чтобы осталось только 2 треугольника.
5. Один из Методов ТРИЗ, является метод - Мозговой штурм. (5-7 лет)
Мозговой штурм предполагает постановку изобретательской задачи и нахождения способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбор идеального решения.
Изобретательские задачи должны быть доступны детям по возрасту.
Темами мозгового штурма могут быть такие:
-подготовка к празднику, что можем придумать;
-как нарисовать картинку если нет карандаша
-как не намокнуть под дождем;
-как оставить кусочек лета в зиму.
Напомним правила мозгового штурма:
1) исключение всякой критики;
2) поощрение самых невероятных идей;
3) большое количество ответов, предложений;
4) чужие идеи можно улучшать.
Анализ каждой идеи идет по оценке "хорошо - плохо".
6. Метод аналогий- синтектика. (от 4-5 лет) Развитие воображения, творческих способностей.
Представь, что ты животное, которое любит музыку, но не умеет говорить, а хочет спеть песню.
1 группа прохрюкайте "В лесу родилась елочка…",
2 группа промяукайте "Солнечный круг»
7. Игра «Да- Нетки» (от 4-5 лет)
Используя дидактическую игру «Данетка», дети учатся задавать вопросы продуктивно-поискового типа. Эта игра достаточно азартна и интересна детям и взрослым. Вся хитрость в выборе действительно интересного объекта для данной категории играющих. При угадывании можно задавать вопросы, но ответом на них могут быть только слова «да» и «нет» (а также «не имеет значения»). Данетки бывают разными. Можно сыграть в игру, несущую в своей основе какой-то загаданный предмет, явление, животное и т. п. Например, задумайте какой-нибудь овощ и спросите у малыша, какой именно. Малыш станет задавать вам уточняющие вопросы и, в конце концов, разгадает загадку.
- Этот овощ растет у нас на даче?
- Его кладут в борщ? - Он красный?.
Аналогично можно задумывать все, что угодно:
- Какую часть одежды я задумал?
- Какой цвет (цветок, насекомое, рыбу, зверя, птицу) я задумал?
Интересная разновидность таких головоломок – числовые данетки. Взрослый загадывает какое-нибудь число, а малыш старается его отгадать. В остальном, все принципы данетки сохраняются. Для того, чтобы ребенок научился рационально задавать вопросы, сначала пусть загадывает число он, а взрослые отгадывают. Кроме всего прочего, такой вариант игры поможет малышу лучше разобраться с числами и понятием “больше- меньше. “Какой день недели я загадал?” Алгоритм их решения такой же, как и в случае с цифрами.
8. Использование метода ТРИЗ в процессе знакомства детей дошкольного возраста со сказками.
Дети решают проблемные ситуации в сказках.
Львёнок учится плавать
Как-то раз, когда маленький львёнок и большая черепаха снова пришли на озеро, львё нок спросил: «Скажи, черепаха, как ты научилась так хорошо плавать?». Черепаха подумала и ответила: «А я всегда умела хорошо плавать». «Научи меня, пожалуйста», - попросил маленький львёнок. «Ну хорошо, - согласилась умная черепаха, - но учти, чтобы научиться плавать, ты должен хорошенько грести лапами».
«Понял! Понял!» - закричал львёнок и прыгнул в воду. Он изо всех сил начал бить лапами по воде, но только распугал рыбок. «Вот видишь, - огорчился львёнок, - у меня ничего не получается». «А ты зайди поглубже и попробуй ещё раз», - предложила черепаха. Львёнок зашёл поглубже, но через минуту уже звал на помощь: «Тону! Спасите!».
Когда черепаха вытащила испуганного львёнка, он, фыркая, с обидой сказал: «Никогда я не научусь плавать, меня всё время тянет вниз!». Тут умная черепаха посоветовала львё нку: «Сделай так, чтобы тебя не тянуло вниз». «Ну как же меня не будет тянуть вниз, если я тяжёлый?» - возразил львёнок.
«Значит, найди то, что поможет тебе стать лёгким, а я пока поплаваю», - сказала черепаха и нырнула в воду. Когда львёнок вернулся, черепаха уже лежала на тёплом песке. Увидев львёнка, она похвалила его: «Я всегда знала, что ты очень сообразительный!»
Что же нашёл львёнок для того, чтобы научиться плавать?
9. «Моделирование сказок».
Примечание: Моделирование сказок - это нетрадиционные методы работы с ней, ломающие привычные и уже сложившиеся стереотипы. Эти методы способствуют развитию творческого воображения и логического мышления. Тогда и давно знакомая сказка станет новой и более интересной для дошкольника. Предварительно необходимо освоить составление сказок по предметно-схематичной модели.
«Маша и медведь»
Цель. Учить разрешать проблемные ситуации, анализировать условия, т. е. понять, что мешает достижения цели, и найти способ ее достижения, преобразовав свой прошлый опыт или открыв для себя нечто новое.
Проблемная ситуация. Маша дружила с медведем и часто ходила к нему в гости. В очередной раз, собираясь, навести своего друга, Маша напекла пирожков и положила их в узелок. Она долго шла через густой лес, случайно зацепилась узелком за куст, он порвался, и пирожки рассыпались. Как Маше донести их до места, где живет медведь?
«Красная Шапочка»
Цель. Учить разрешать проблемные ситуации, анализировать условия, т. е. понять, что мешает достижения цели, и найти способ ее достижения, преобразовав свой прошлый опыт или открыв для себя нечто новое.
Проблемная ситуация. У Красной Шапочки совсем износилась ее шапка. Она попросила бабушку сшить ей новую. Бабушка выполнила просьбу любимой внучки и сшила ей ко дню рождения красивую шапку. Внучка была очень рада. Но бабушка, по рассеянности, подарила внучке такую же шапку на Новый год, на 8 марта и еще семь праздников. Девочка, чтобы не огорчать бабушку, взяла все 10 шапок. Но что ей с ними делать?
«Корзинки для козлят»
Цель. Учить разрешать проблемные ситуации, анализировать условия, т. е. понять, что мешает достижения цели, и найти способ ее достижения, преобразовав свой прошлый опыт или открыв для себя нечто новое.
Проблемная ситуация. Жили-были коза с козлятами. Каждый день коза ходила в лес и приносила оттуда корзинку травы. Корзина была большой и удобной, но старой. И в конце концов она продырявилась, и трава высыпалась Коза попросила козлят сплести ей новую корзину. Козлята дружно принялись за дело, но вскоре начали ссориться: не смогли разделись между собой обязанности. И тогда они решили, что каждый сплетет корзину сам. И вот вскоре коза получила семь корзин. Коза не знала, что с ними делать. Помогите ей.
10. «Старые» сказки с новыми предметами
Нам нужно рассказать, как изменится сказка, если у главных героев появятся новые предметы
Золушке - пластиковую карту (кредитную).
У Буратино (волшебная палочка).
Карлсону - шапку-невидимку.
Красной Шапочке - мобильный телефон.
11. Игры- фантазии
Что было бы, если перестало светить солнце, если бы пропали насекомые, птицы, если не будет идти дождь и т. д.
В процессе работы вы увидите, что дети стали находить выходы из разных ситуаций, анализировать их, делать самый оптимальный выбор, научились размышлять и передавать свои размышления через рассуждения, речь детей стала более образной, интересной.
В заключение я хочу сказать, что преимущества ТРИЗ заключаются в доступности и посильности, в возможности использования в любой системе обучения. В играх с использованием ТРИЗ знания, умения и навыки не транслируются от взрослого к детям, а формируются в результате самостоятельной работы с информацией. Таким образом, ТРИЗ, с одной стороны, — занимательная игра, с другой — развитие умственной активности ребенка через творчество.