Наталья Харченко
Конспект занятия по совместной деятельности педагога с детьми «Знакомство с народной куклой»
Конспект занятия по совместной деятельности педагога с детьми
«Знакомство с народной куклой»
Цель: Пробудить интерес к народным традициям и духовным ценностям русского народа.
Задачи:
Воспитательные задачи:
Публикация «Конспект занятия по совместной деятельности педагога с детьми „Знакомство с народной куклой“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народная культура, фольклор
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2022
• Воспитывать патриотические качества: прививать интерес к русскому народному творчеству, воспитывать любовь и уважение к культуре народа, развивать у детей национальное самосознание.
• Воспитывать нравственно-эмоциональные качества: воспитание трудолюбия, терпения и аккуратности.
Развивающие задачи:
• Развивать социальные навыки – дети проигрывают роли, так девочка может примерить на себя роль хозяйки, жены, матери, бабушки.
• Развивать художественно-эстетические качества – продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления у детей, развитие чувства пропорции, ощущение композиции, умение подбирать цвета, оттеняющие друг друга.
• Развивать сенсорные навыки: умение использовать обследовательские действия материала (текстиль, синтепон, умение различать лицевую и изнаночную стороны.
• Развивать трудовые навыки: развитие навыков шитья и рукоделия.
• Развивать физические навыки: это развитие глазомера, остроты зрения, мускулатуры кисти руки, координацию рук под контролем глаз. Совершенствование мелкой моторики руки и координации движений. Развивать способность к концентрации внимания.
Образовательные задачи:
• Формировать знания, умения и навыки у детей при использовании различных видов техники в работе.
• Расширить и закрепить знания, и умения по работе с ткань - отработка навыков и умений при работе с тканью.
Оборудование:
- Народные костюмы (сарафан, рубаха, кокошник, порты, косоворотка, колпак, сапоги).
- Лоскуты ткани для изготовления куклы (круги трё х размеров: 5х5см, 7х7см, 10х10см., красная ткань для платка 10х10см.
- Нитки, ножницы.
- Макет куклы «Колокольчик».
- Пословицы про труд.
- Русская народная мелодия и магнитофон.
- Сказка про Алёнушку и Иванушку.
Предварительная работа: занятия по ознакомлению детей с народным творчеством, знакомство с предметами старинного русского быта, занятия по ознакомлению детей с русским народным фольклором, занятия с использованием пословиц, поговорок.
Ход занятия:
Ведущая: Ребята, сегодня пришли к нам гости, давайте поздороваемся.
Приветствие всех гостей.
Ведущая: Веселья вам, да радости.
Удобно ли вам гости дорогие? Всем ли вам видно? Всем ли слышно?
У нас для каждого из вас найдётся местечко и словечко. Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус.
Тихо звучит русская народная музыка, входит Алёнушка.
Сказка про Алёнушку и Иванушку».
Сказочник: Жила-была в одной деревне девица красавица. Красны щёчки, алые губки, волос к волосу, одним словом неописанной красоты девица. Но не было у неё жениха в этой деревне. Много ли времени прошло, не зная, а нашёлся ей жених из далёких краёв, как раз под стать ей, здоровый, красивый. Как увидели они друг друга, так и сели глаз не отведут, наглядеться не могут. Сваты в это время договаривались о свадьбе, а жених взял невесту под локоток и повёл к упряжке с лошадьми, уж больно прокатится ему захотелось, да он и говорит:
Иван: «Да красива ты, а что же ты делать умеешь? Рубашку мне сошьёшь?»
Алё нушка: «Я всё делать умею, только сшить не могу».
Иван: «Ладно, а блины испечёшь?»
Алё нушка: «Я всё делать умею, только блины испечь не могу».
Иван: «Ладно, усмехнулся жених, а мешок сошьёшь?»
Алё нушка: «Я всё делать умею, только мешок сшить не могу».
Иван: «Ну а плясать ты умеешь, да песни петь?»
Алё нушка: «Умею, умею, обрадовалась невеста».
Остановил тут жених лошадей и просит её спеть и сплясать.
Сказочник: Обрадовалась невеста, спрыгнула на землю и пустилась в пляс.
А жених в это время стегнул лошадей и умчался в свои края.
Ведущая: Ребята о чём этот рассказ? Кто такие сваты? Почему так поступил жених? Что не умела делать невеста?
Пригласить одного ребёнка к Алёнушке, давайте рассмотрим её наряд, ребёнок рассказывает, что у неё рубаха вышита узорами, этому она учится с детства, сарафан, тоже расшивает невеста, а на голове может быть повойник, это головной убор из полоски ткани, расшитый по краям.
Пригласить второго ребёнка к Иванушке, теперь рассмотрим костюм жениха, ребёнок рассказывает, что у него на голове может быть картуз, это головной убор с козырьком, или колпак, рубаха-косоворотка, т. к. вырез рубахи находится сбоку, обычно вышит ворот рубахи и манжеты, штаны назывались портами, а на ногах сапоги.
Ребята, а как вы думаете, как может девушка всему научится, и шить, и готовить, и ткать, прясть?
Ей показывает примером мама, а ещё были помощницы куклы, на них девушка оттачивала своё мастерство шить, вышивать.
А в приготовлении пищи, ей помогала кукла «Каша», как вы думаете, почему она так называлась?
Давайте её внимательно рассмотрим, предложить детям по очереди её взять в руки, почувствовать, как в мешочке пересыпается крупа, предложить понюхать и определить какая там крупа.
У неё туловище шьётся мешочком и заполняется крупой, потом пришивали руки и ноги и мастерили сарафан. Кукла была с размер горшка, в котором обычно готовилась каша, потому что крупы насыпали по пояс кукле, воды доливали по шею, а когда кукла была готова, то было по голову. А чтобы узнать, когда можно было ставить горшочек с крупой в печь, то вначале туда помещали куклу, когда она становилась тёплой, то можно было ставить и горшок с крупой. Вот такие помощники были у девочек.
А теперь я предлагаю вам пройти на ковёр и сесть полукругом
А сейчас мы посмотрим, какие пословицы приготовили для нас ребята (пословицы про труд) :
«Без труда не выловишь и рыбку из пруда»,
«Не красна изба углами-красна пирогами»,
«Хочешь калачи, не лежи на печи»,
«Терпение и труд всё перетрут».
Что означают эти пословицы? Нужно трудиться, помогать взрослым и тогда всему можно научиться делать самостоятельно.
Физминутка. А ещё на Руси любили играть, мы встанем в круг и повторяем слова и движения за мной:
У Маланьи у старушки (хлопки в ладоши).
Жили в маленькой избушке
(сложить руки домиком).
Семь сыновей (показать семь пальцев).
Все без бровей, (очертить брови пальцем).
Вот с такими ушами, (растопырить ладони, поднести к ушам).
Вот с такими носами, (показать нос двумя растопыренными руками).
Вот с такими усами, (нарисовать пальцем усы).
Вот с такой головой, (очертить большую голову).
Вот с такой бородой, (показать руками).
Они не пили и не ели (поднести ко рту чашку, другой - ложку).
На Маланью всё глядели, (держа руки у глаз, похлопывая пальцами, как ресницами).
И все делали вот так… (показать любое движение).
А сейчас я вас приглашаю сесть за столы, мы с вами изготовим куклу «Колокольчик», почему она так называется? (маленькая, и по форме похоже на колокольчик). Куколка маленькая, да удаленькая, если сделать её в ярких тонах, то она будет как оберег, повесить перед входной дверью и всякий человек входящий волей неволей обращал внимание на куколку, и считалось, что злые помыслы улетучивались.
Если же сделать несколько таких куколок, на ниточке, то в будущем, когда у замужней женщины появится малыш, можно эти куколки использовать как погремушки.
- Разложите ткань так, чтобы самый большой круг был внизу, потом средний, и маленький.
- Поднять три круга левой рукой, а правой посередине положить кусочек ваты.
- Сформировать голову.
- Поверх головы повязать платок.
Посмотрите, какие они все разные получились, нарядные, каждый что-то новое придумал, кто-то платок кукле повязал вперёд, кто-то назад.
Теперь у вас пополнится ваша коллекция кукол, вы научились вырезать круги из ткани разного размера, выполнять узловую конструкцию, работать нитками.
Итог: А что мы сегодня с вами узнали нового, давайте вспомним?
Смотрели сказку и узнали, что нужно трудиться это поможет в будущем человеку.
Рассматривали костюмы Алёнушки и Иванушки.
Слушали пословицы про труд.
Узнали про куклу «Кашу», которая помогала научиться готовить девочке кашу.
Играли в Маланью.
Изготовили сами куклу.
Молодцы, скоро мы с вами увидимся и узнаем много нового и интересного, до скорой встречи