Алена Чуткова
Мастер-класс для педагогов «Использование приемов «тестопластики» как средства развития детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов «Использование приемов «тестопластики» как средства развития детей раннего возраста».
Цель: распространить опыт использования технологии «тестопластики»; способствовать формированию представления о виде декоративно-прикладного искусства – «тестопластика»; ознакомить педагогов с техникой «тестопластики».
Задачи:
- познакомить участников мастер-класса с историей возникновения соленого теста, технологическими возможностями этого материала и его использованием в процессе художественного творчества (лепка);
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Использование приемов „тестопластики“ как средства развития детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике приема «тестопластики»;
- создать условия для обретения большинством педагогов своего собственного профессионального стиля, который позволил бы детям реализовать творческие способности при работе с соленым тестом.
Оборудование и инструменты: фотографии с образцами, образцы работы педагога, готовое соленое тесто, гуашь,стеки для лепки, доски для лепки, салфетки, формочки для теста, подставки для готовых поделок, кисточки, вода.
Ход мастер-класса.
В: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Спасибо, что нашли время и пришли на сегодняшний мастер-класс посвященный лепке из соленого теста - «тестопластике».
В: Лепка из соленого теста – старинный русский промысел, уходящий корнями в далекое прошлое. В старину из теста лепили различных птичек, так называемых «жаворонков», с которыми встречали весну, коровок, барашков, козуль. Такие фигурки из теста считались оберегами, которые притягивали в дом счастье, благополучие, здоровье и богатство (Рис. 1). Чтобы сохранить их от насекомых и поедания мышами, в тесто добавляли большое количество соли – так возникло соленое тесто, а фигурки из него стали называть «мукосольками».
В: Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки, так как является экологически чистым. Кроме того, тесто более пластичный и мягкий материал, и в этом безусловный «плюс» в сравнении с пластилином. Дети раннего возраста с большим удовольствием изучают свойства соленого теста и пробуют свои силы в лепке.
В: Лепка из соленого теста – настоящее искусство! Лепка отлично воздействует на развитие ребенка, улучшает настроение. Детям с повышенным или пониженным тонусом рук особенно полезна лепка из соленого теста, так как она способствует нормализации тонуса и активизации мелкой моторики. При лепке задействованы все десять пальцев, а также обе ладони. Происходит мощное воздействие на тактильные рецепторы. Это играет положительную роль на развитие речи детей.
Каждый малыш стремиться к творчеству и движению. Они приносят детям радость, уверенность в себе, помогают узнавать себя и мир вокруг.
Сухомлинский говорил: «Ум маленьких детей находится на кончиках пальцев». Чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. По мере совершенствования мелкой моторики идет развитие речевой функции. Функция руки и речь развиваются параллельно.
Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного усвоения. Чем раньше ребенку дают возможность лепить, тем лучше развиваются его навыки владения собственными ручками. А когда ребенок начинает понимать, что из одного комка он может создать неисчислимое количество образов, каждый раз находить новые варианты и способы — лепка становится любимым занятием на долгие годы.
Искусство создания объемных и рельефных изделий из солёного теста называется тестопластикой. Соленое тесто очень эластично, его легко обрабатывать, изделия из такого материала долговечны, а работа с соленым тестом доставляет удовольствие и радость.
Поделки из теста – очень древняя традиция, но и сегодня соленое тесто весьма популярный материал для лепки.
В: Как вид художественной деятельности, лепка из соленого теста обладает большим развивающим потенциалом.
1. В процессе лепки развивается мелкая моторика;
2. повышается сенсорная чувствительность;
3. развивается общая ручная умелость;
4. синхронизируется работа обеих рук, что влечет за собой укрепление межполушарных связей;
5. развивается внимание, саморегуляция и творческие способности детей.
В: Коллеги, я хочу предложить вам отгадать загадки, которые помогут узнать, какие ингредиенты нужны для приготовления такого теста:
Из меня пекут ватрушки,
И оладьи, и блины.
Если делаете тесто,
Положить меня должны. (Мука)
Отдельно – я не так вкусна,
Но в пище — каждому нужна. (Соль)
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли –
Жить нельзя нам без (воды)
Разноцветные девицы
Заскучали без водицы.
Дядя длинный и худой
Носит воду бородой. (Краски и кисть)
В: Правильно! Соль, вода, мука и краски – все, что нужно для изготовления соленого теста. Его можно заготовить впрок, хранить в холодильнике несколько дней. Тесто можно сделать цветным, добавляя сок моркови, свеклы, петрушки, пищевой краситель или гуашь при замешивании, а можно раскрасить уже готовое высохшее изделие.
В: Уважаемые коллеги, для проведения мастер-класса мне нужны 3 помощника (вышли 3 участника). Я попрошу вас сегодня на мастер-классе побыть маленькими детьми.
В: Присаживайтесь, пожалуйста, за стол. Давайте мы сейчас превратимся в поварят. Наденьте, пожалуйста, колпаки. (Для каждого участника приготовлено соленое тесто своего цвета: красное, зеленое, желтое, синее – сенсорное развитие, закрепление знаний детей об основных цветах и формах).
В: (Показ готовой поделки). Посмотрите, ребята, какой красивый у меня цветок. Цветок не простой, а удивительный, потому что сделан из теста!
В: Сделать его несложно. Я вас сейчас научу. Но прежде, чем знакомиться с тестом, мы должны размять наши пальчики. Повторяйте за мной:
Пальчиковая гимнастика «Тесто»:
Тесто ручками помнем (сжимаем и разжимаем пальчики).
Сладкий тортик испечем (изображаем, как будто мнем тесто).
Серединку смажем джемом (круговые движения ладошками по плоскости стола).
А верхушку сладким кремом.
И кокосовую крошкой
Мы присыплем торт немножко (сыпем "крошку" пальчиками обеих рук).
А потом заварим чай («мешаем ложкой» чай)
В гости друга приглашай.
В: Молодцы, мои поварята! А сейчас возьмите по кусочку теста в ладошку (раздаю участникам тесто со своей тарелки, потрогайте какое оно мягкое и теплое, помните его. Посмотрите, у всех нас тесто разного цвета. У (Имя) — зеленого цвета, как трава. У (Имя) желтое, как солнышко. А у (Имя) какого цвета тесто? Правильно, красного цвета, как ягода. А у меня тесто синего цвета.
В: Теперь давайте сделаем из кусочка теста плоский блинчик. Для этого сначала нужно скатать шарик. Затем расплющиваем шарик так, чтобы получился блинчик. Посмотрите, как делаю я, и попробуйте сделать сами.
В: Молодцы! Теперь отпечатком нарисуем на тесте цветок. Возьмите формочку (раздаю участникам формочки с тарелки). Прижимаем формочку острым краем к поверхности теста и сильно нажимаем ладонью на формочку. Хорошо. Теперь убираем формочку с теста. У кого не получится, я помогу. Молодцы! Красивые цветы получились!
В: Предлагаю сделать наши цветы еще красивее, украсить их. Посмотрите, что у меня есть — красивые камушки! (Показываю 4 камушка – синий, зеленый, желтый, красный). Такой камушек можно положить в серединку нашего цветка, чтобы он стал еще лучше. Посмотрите, какой камушек по цвету подходит к вашему цветку? Выберите свой камушек, и положите в серединку своего цветка, как сделала я. Замечательно! Очень красивые цветы у нас получились!
В: А теперь нужно протереть наши руки салфетками (раздаю влажные салфетки участникам мастер-класса). Грязные салфетки положите на тарелку.
В: Молодцы, ребята! Но наше тесто еще мягкое, поделки могут сломаться. Чтобы этого не случилось – их нужно высушить. Для это нужно поставить поделку на подоконник на солнышко (или на батарею).
Рефлексия:
В: Уважаемые коллеги! Вот и подошёл наш мастер – класс к концу. Послужило ли выполнение лепки изделия из соленого теста средством пополнения запасов нетрадиционных методов на занятиях с детьми, новых впечатлений, положительных эмоций? Нужны ли такие мастер-классы?