Елена Олеговна
Мастер-класс для педагогов «Нейроигры как средство развития речевых навыков у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов
Тема: «Нейроигры как средство развития речевых навыков у детей дошкольного возраста»
Цель: познакомить участников мастер-класса с нейропсихологическими играми и упражнениями, способствующими развитию дошкольников.
Задачи:
- вовлечь педагогов в совместную игровую деятельность
- активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного
Оснащение: раздаточный материал, презентация
Время проведения: 20 минут
Введение:
Современные исследования показывают что, появляется всё больше детей с речевыми проблемами, значительно увеличивается количество детей с нервно-психическими расстройствами, с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). В отечественном образовании наряду с сохранением лучших российских традиций идет поиск новых форм и методов работы. Это в полной мере относится и к системе дошкольного воспитания. Сегодня все чаще в работе с детьми используется нейропсихологический подход, теоретическая основа которого была разработана Александром Романовичем Лурия, который является учеником Л. С. Выготского.
Нейропсихология – это научное направление, лежащее на стыке психологии и нейронауки.
Развитие головного мозга ребенка начинается внутриутробно и активно продолжается после рождения. Главная задача – введение нейрпсихологических техник именно на периоде дошкольного детства, поскольку все системы мозга и организма ещё очень пластичны.
Итак, что же такое нейроигры?
Нейроигры – это различные телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют через тело воздействовать на мозговые структуры.
Вклад в развитие этой технологии внесла нейропсихологАнна Владимировна Семенович.
Универсальность метода в том, что заниматься по этой технологии в детском саду сможет не только специалист- психолог или логопед, но и воспитатель группы, а в семье такие занятия можно начинать гораздо раньше трёх лет.
Цель нейропсихологических игр: активизация различных отделов коры головного мозга, ее больших полушарий, что позволяет развивать высшие психические функции.
Применение нейроигр позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мыслительную деятельность, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Позволяет активизировать межполушарное взаимодействие, обладает оздоравливающим и антистрессовым эффектом. Каждое упражненение способствует возбуждению определенного участка мозга, включает механизм обьединения мысли и движения. Идет взаимодеиствие определенного движения с развитием участка головного мозга, туловище или нога-память, счетом и чтением; действие руки-воспроизведение звука,письмом и речью; последовательность движений ведет к тактильному мышлению.
Сейчас я вам предлагаю пройти 4 легких теста, для которых вам понадобиться только ваша память, чтобы запомнить последовательность букв.
1) Для начала предлагают вам сцепить (сплетем) руки в замок, посмотреть большой палец какой из рук оказался сверху. Если сверху оказался палец левой руки, то следует запомнить букву Л, если правой, то П;
2) Давайте представим себя, что мы целимся в мишень. Прицелились? Какой глаз вы закрыли? И соответственно, если при закрытом левом глазе запоминаем букву Л, если при закрытом правом глазе, то букву П;
3) Теперь предлагаю вам сложить руки на груди, так называемой позе «Наполеона». Какая же рука оказалась сверху? Запоминаем!
4) И предлагаю Вам поаплодировать друг другу. Вы молодцы. Но какая, же рука была активнее? Запоминаем для себя соответствующую букву.
По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга отвечает за творческое мышление. Эти люди более чувствительны, а также склонны полагаться на свою интуицию в принятии решений.
Левое полушарие отвечает за логическое мышление. Ведущая его роль означает наличия у человека более сильных аналитических способностей, а также лингвистических наклонностей.
И, что же в итоги у нас получилось? Если больше букв П, то правое, если Л, то левое.
Ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. А нейроигры являются доступным средством позволяющим создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта.
Я бы хотела поделиться некоторыми нейропсихологическими играми и упражнениями, которые можно использую в работе с детьмидошкольниками.
Практическая часть
1. Дыхательная гимнастика. Способствуют воспитанию правильного речевого дыхания,что влияет на звукопроизношение,артикуляцию и развитие голоса.
«Снеговик». Цель: тренировка сильного выдоха.
«Собери снежинки»Цель: тренировка сильного вдоха.
2. Перекрестные движения (кинезиологические упражнения).
Цель: Развитие межполушарного взаимодействия через согласование разнотипных движений рук.
«Ладушки»
«Червячок в яблочке»
«Зайчик и капуста»
«Колено-локоть»
«Игра со спинером» Цель:Развитие пальцевого гнозиса и проксиса (узнавание и способность выполнять ряд движений в определенной последовательности).
3. Межполушарное развитие. Цель: Развитие межполушарных связей, мелкой моторики рук, пространственной ориентации, способствование развитию речи.
«Проведи дорожки двумя руками»
«Классики для пальцев»
«Краски»
Задание выполняется сначала правой рукой,затем левой. Руку кладем на круг таким образом, чтобы каждый палец соответствовал одному из цветов палитры. Повторяем нужным пальчиком заданную последовательность цветов, указанных на прямоугольниках.
При применение нейропсихологических игр и упражнений на занятиях у детей улучшается память, самоконтроль поведения, повышается концентрация внимания, происходит формирование пространственных ориентаций, повышается уверенность в своих силах. А это, в свою очередь, является одним из главных критериев психологического здоровья дошкольников.
Рефлексия