Лилия Николаевна Шокорова
Мастер-класс для педагогов ДОУ «ТРИЗ в процессе обучения составлению творческих рассказов по картине детей старшей группы»
▼ Скачать + Заказать документы
Филиал №1 Муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения детского сада комбинированного вида
№52 г. Пензы
Шокорова Лилия Николаевна, учитель – логопед
Тема: «ТРИЗ в процессе обучения составлению творческих рассказов по
картине детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
третьего уровня»
Цель: повышение компетентности педагогов в обучении детей старшего
Публикация «Мастер-класс для педагогов ДОУ „ТРИЗ в процессе обучения составлению творческих рассказов по картине детей старшей группы“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
дошкольного возраста с ОНР составлению творческих рассказов по картине
на основе ТРИЗ.
Задачи:
1. Способствовать освоению приемов ТРИЗ - педагогики при
составлении творческих рассказов по картине.
2. Cформировать у участников мастер – класса мотивацию на
использование в коррекционно– развивающем процессе приемов
развития связной речи дошкольников в рамках технологии ТРИЗ.
Оборудование: 2 стола, стулья по количеству участников (5 ,
мультимедийное оборудование, листы белой бумаги, карточки с заданием,
макет, магнитная доска.
Ход мастер – класса:
1. Разминка. Игровое упражнение «Ассоциация»
Цель: создание благоприятной атмосферы, организация коммуникации
между педагогами (умение прислушиваться друг к другу, оперативно
включаться в деятельность).
Если педагог – это цвет, то какой?
Если педагог – это геометрическая фигура, то какая?
Если время года, то какое?
Если педагог – это цветок, то это…
Если педагог – игра, то какая?
Выводы по итогам игры.
2. Актуальность проблемы
К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками,
имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование у них
связной монологической речи. Эта задача решается через различные виды
речевой деятельности (предложить педагогам перечислить): пересказ
литературных произведений, составление описательных рассказов о
предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих
рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речьдоказательство, а также сочинение рассказов по картине.
Особый интерес вызывает составление рассказа по сюжетной картине, т. к.
его подготовка и проведение является одним из самых трудных как для
детей, так и для логопеда.
Дети с ОНР имеют низкий уровень сформированности навыков,
необходимых при составлении рассказа по картине:
У детей наблюдаются затруднения в установлении причинно-следственных
связей, допускаются искажение ситуации.
Все дети составляют рассказ только по наводящим вопросам, составление
рассказа самостоятельно им недоступно.
Дети не могут создать несколько вариантов рассказа по сюжетной картине.
Услышав готовый вариант рассказа, не могут отвлечься и придумать свой
авторский рассказ.
Как правило, процесс обучения детей составлению рассказа строится с
минимальным использованием резервных возможностей ребенка: педагог
предлагает детям четкий план рассказа, а ребенок только воспроизводит его.
Дети заранее настроены только на репродукцию, а не на поиск и
самостоятельное создание рассказа. Обучение в данном случае не носит
развивающего характера. На занятиях наблюдается низкая речевая
активность детей, а ведь чем активнее ребёнок, чем больше он вовлечён в
интересную для себя деятельность, тем лучше результат.
Многолетний опыт показывает, что традиционная методика обучения
рассказыванию по картине оказывается малоэффективной.
В основе опыта работы лежит технология ТРИЗ – Теория Решения
Изобретательских Задач (автор Г. С. Альтшулер) и адаптированная методика
Т. А. Сидорчук, С. В. Лелюх. Основополагающим моментом в предлагаемой
технологии является то, что обучение детей составлению рассказов по
картине основывается на алгоритмах мышления.
Кредо ТРИЗовцев: «Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален,
но его надо научить ориентироваться в современном мире».
3. Описание приемов ТРИЗ, используемых при составлении творческих
рассказов по картине.
В процессе обучения детей составлению рассказа по картине с
использованием приемов ТРИЗ решаются следующие задачи:
1. Сформировать у детей алгоритм мыслительных действий, необходимых
для составления рассказа по картине:
а) детализирование содержания картины с заданной степенью подробности;
б) установление логических взаимосвязей между выделенными объектами;
в) распределение установленных связей во времени.
2. Научить детей переносить данный алгоритм на новый материал.
3. Обучить детей способам создания нескольких вариантов рассказа по одной
картине.
4. Сформировать у детей устойчивое позитивное отношение к данному виду
деятельности.
В работе с детьми можно выделить несколько приемов, в каждом из них
представлена какая-либо мыслительная операция, в результате освоения
которой у ребенка развивается способность самостоятельно делать речевые
зарисовки по картине.
4. Практическая деятельность.
Педагогам предлагается картина «Богатыри» В. М. Васнецов
1 прием "Определение состава картины"
Для побуждения слушателей к выделению и называнию объектов на картине
используется прием "Подзорная труба".
Правило: навести глазок «подзорной трубы» (лист бумаги) на один объект, и
назвать его.
Формулирование задачи участниками мастер - класса: обучить
мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображений на
картине.
Окончательным итогом данной игры является рефлексия: осознание
слушателями производимой мыслительной операции и вывод правила -
"когда смотришь на картину, надо сначала обозначить объекты, на ней
изображенные".
2 прием "Установление взаимосвязей между объектами на картине
Для того, что бы обучить слушателей установлению взаимосвязей между
объектами, изображенными на картине, предлагаются творческие задания:
«Ищу друзей", «Волшебник "Объединяй".
Выбираются любые два объекта и объясняется, почему их можно соединить.
Вопрос к участникам: чему способствует данный прием?
Педагоги самостоятельно формулируют вывод: "Объекты на картине
связаны, важно доказать это".
Задача: упражнять в объяснении взаимосвязей объектов, изображенных на
картине.
3 прием "Описание на основе возможного восприятия объектов картины
разными органами чувств"
Участникам мастер - класса на выбор предлагаются карточки с именами
Волшебников.
Задание: описать свои ощущения от лица любого героя картины или
стороннего наблюдателя, начиная речевую зарисовку с фразы: «Я слышу,
как…», «Я чувствую запах…» и т. д. Карточки с надписями:
"Я слушаю"
«Я вижу»
«Я чувствую запах»
«Я трогаю руками»
«Я чувствую вкус».
Вопрос к педагогам: как можно назвать данный прием?
Формулирование задачи участниками мастер-класса: обобщить знания о
признаках объектов, которые могут воспринимать определенные органы
чувств; учить составлять рассказы-описания на основе восприятия картины
через разные органы чувств.
4 прием «Составление рассказов от лица разных объектов»
Игра «Превращение»
Задачи: обобщить знания о разных поведенческих реакциях в зависимости от
черт характера объекта; упражнять в умении перевоплощаться, составлять,
связный творческий рассказ от первого лица.
Участникам мастер – класса предлагается разработать алгоритм действий в
данной игре.
Алгоритм:
1. Выбрать объект (героя) на картине.
2. Определить его эмоциональное состояние, настроение или черту характера.
3. Войти в образ героя. Описать восприятие изображенного на картине от
лица выбранного объекта с заданной эмоциональной характеристикой.
Используя данный алгоритм совместно составить небольшой рассказ.
5. Рефлексия
Каждый из участников оценивает мастер – класс: на макете сказочного
камня предлагается выложить символы:
Меч - отлично. Сразу смогу применить.
Щит - плохо. Никогда не смогу применить.
Лук со стрелами - хорошо, интересно. Попробую применить.
Мастер раздает участникам мастер – класса буклеты – памятки по теме.
Список литературы
1. Алексеева ММ., Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников. — М. :
Академ А, 1998.
2. Алътшуллер Г. С. Найти идею. — Новосибирск: Наука, 1986.
3. Веселая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками:
Пособие для педагогов дошк. Учреждений /А. В. Корзун. – 2-е изд. – Мн. :
Университетское, 2001.
4. Выготский Л. С. Мышление и речь. — М., 1934.
5. ЖуковаН., Мастюкова Е., Филичева Т. Преодоление общего недоразвития
речи у дошкольников. – М., 1990.
6. Занятия по развитию речи в детском саду: Кн. для воспитателя детского
сада / Ф. А. Сохин, О. С. Ушакова, А. Г. Арушанова и др. / Под ред. О. С.
Ушаковой. — М. : Просвещение, 2003.
7. Короткова Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию:
Пособие для воспитателя детского сада. — 2-е изд., испр. и доп. — М. :
Просвещение, 2002.
Мурашковска И. Н., ВалюмсН. П. Картинка без запинки (Методика рассказа по
картине). - СПб. : ТОО «ТРИЗ-ШАНС», 2005.
8. Сидорчук Т. А., Лелюх С. В. Составление детьми творческих рассказов по сюжетной
картине (технология ТРИЗ). –М. : изд-во Аркти, 2009.
9. Удивительные истории. Конспекты занятий по развитию речи с
использованием элементов ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста /
Под редакцией Б. Б. Финкельштейн. – СПб. : «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2003.
Для продолжения развития своего творческого потенциала, для успешного решения проблем советую воспользоваться следующим законом творческого мышления.
1. Каждую задачу старайтесь представлять с разных позиций. Именно представлять. Ваш творческий потенциал – это не логический анализ. Запомните, что творческое мышление, в первую очередь, это мышление образами.
2. Возьмите себе за правило находить не одно, а сразу несколько решений, встающих перед Вами задач.
3. Сконцентрируйте своё внимание на развитие. Чем больше Вы будете практиковаться, тем больше толковых идей Вы будете находить.
4. Развивайте свой творческий потенциал. Не ограничивайте себя тем, что у Вас уже имеется в голове. Всегда ищите свежую и актуальную информацию, которая будет способствовать Вашему дальнейшему движению. И в заключении еще один секрет! Вы уже творческая личность!
Художники и прочие творческие личности не являются отдельным подвидом человеческого рода. Каждый из нас рождается творцом и нестандартным мыслителем! Но есть одно действительное различие между творческими натурами и обычными людьми. Творческие люди считают, что они творческие, а обычные люди думают, что они не творческие. В этом и вся разница. Когда вы считаете себя творческой натурой, то постоянно ищите способ чтобы выразить себя, бросаете себе вызов, ищите способы проявиться. Когда вы считаете себя серой мышкой, то и не ставите себе задач проявить себя, а, следовательно и отпадает способность к творчеству.
«Каждый из нас - человек с неограниченными возможностями. А другие люди и внешние обстоятельства не ограничивают нас, а только испытывает на прочность. Так, что единственный человек, кто может нас ограничить – мы с вами». Александр Камин