Елена Блудова
Использование инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс «Использование инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в рамках ФГОС ДО»
Цель мастер-класса:
- Повышение профессионального уровня педагогов;
- формирования опыта по использованию инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в рамках ФГОС ДО.
Задачи:
Публикация «Использование инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
1. Демонстрация опыта работы по использованию инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в рамках ФГОС ДО
2. Стимуляция познавательного интереса, отработка условий по планированию, самоорганизации и самоконтролю в области педагогической деятельности с дошкольниками.
3. Осуществление индивидуального похода по отношению к каждому участнику мастер-класса, отслеживание позитивных результатов деятельности каждого педагога.
Материал и оборудование:
1. Ноутбук и проектор.
2. Презентация по теме.
3. Фото игр и образовательной деятельности.
4. Атрибуты к сюжетно-ролевым играм.
5. Брошюры.
Ход мастер-класса:
СЛАЙД 1
Тема: «Использование инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в рамках ФГОС ДО»
Вступительное слово:
Добрый день, уважаемые коллеги!
Начать свое выступление я хотела бы со слов Е. И. Тихеевой: "Мы должны вводить детей в сокровищницу нашего богатейшего языка, но для этого
мы сами должны уметь пользоваться ее сокровищами".
Вы, скорее всего, согласитесь со мной в том, что наиболее оптимальным условием развития речевых коммуникаций детей, выступает культуросообразная среда, несущая в себе знаки, символы и образцы речи как средства и формы общения. Не случайно считается, что речь человека – это его визитная карточка, а речь педагога – это его лицо. Педагог, грамотно владеющий речью и правильно использующий методы и приемы развития речи дошкольников, в настоящее время – редкость. Именно речевое развитие рассматривается сегодня и исследователями, и авторами различных программ как доминанта становления коммуникативной культуры на ступени дошкольного образования.
Сегодня я хочу показать вам несколько инновационных технологий в развитии речи детей дошкольного возраста в условиях внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования и то, как я использую их на практике.
В связи с этим, хочу задать вам вопрос: что согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) включает «речевое развитие»?
СЛАЙД
(педагоги думают, обсуждают)
Совершенно верно, это:
• владение речью как средством общения и культуры;
• обогащение активного словаря;
• развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
• развитие речевого творчества;
• развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
• знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
• формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
СЛАЙД
Теперь давайте вместе определим, что же влияет на речевое развитие дошкольников?
Гипотеза исследования состоит в том, что целенаправленная разнообразная работа воспитателя с детьми с помощью различных инновационных и развивающих технологий в процессе ОД, использование разнообразных форм работы с родителями и педагогами приведет к положительной динамике показателей развития речи дошкольников.
Нам педагогам дошкольного образования необходимо уметь не только свободно ориентироваться в широком спектре современных технологий, но и эффективно их внедрять.
На основе анализа педагогических технологий, проведенного Г. Н. Селевко, можно выделить основные технологии, применяемые в системе дошкольного образования, Вы видите их на слайде.
СЛАЙД
- технологии развивающего обучения,
- технологии проблемного обучения,
- игровые технологии,
- компьютерные технологии,
- здоровьесберегающие технологии
- альтернативные технологии.
СЛАЙД
Игровые педагогические технологии
Что является основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности? Конечно же - это игра. Если игра является основным видом деятельности ребенка, то педагогу необходимо построить свою деятельность на ее основе. Особенность педагогической игры в том, что она познавательно направлена и имеет цель, задачи и результат.
К игровым технологиям относят :
- игры на развитие мелкой моторики;
- театрализованные игры;
- дидактические игры;
- сюжетно-ролевые игры.
Инновационные игровые технологии – это технологии, появившиеся сравнительно недавно. В своей практике я использую следующие инновационные игровые приемы : игры «Поезд», «Салат из сказок». С ними я вас сейчас познакомлю.
Цель игры «Поезд» (по-другому она называется «Голова – туловище - хвост») – определение места звука в слове. На доску прикрепляется нарисованный поезд: голова и 2 вагона, в каждом из которых имеются кармашки. Я раздаю ребятам картинки и даю задание: определить место звука А (например) в словах. В соответствии с местом звука картинка помещается в нужный вагон. Данная игра полезна при подготовке детей к обучению грамоте.
Игра «Салат из сказок» помогает развивать не только речь ребенка, но и память, мышление, фантазию. Смысл игры состоит в том, что можно сочинить собственную сказку, смешав героев разных сказок. Давайте попробуем (на экране картинки с изображением сказок, педагоги пробуют составить новую сказку).
СЛАЙД
Реализация игровых приемов и ситуаций проходит по таким основным направлениям:
• дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;
• образовательная деятельность подчиняется правилам игры;
• развивающий материал используется в качестве ее средства;
• в образовательную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую.
СЛАЙД
Технология проблемного обучения основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Д. Дьюи.
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация образовательной деятельности, которая предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность воспитанников, в результате чего и происходит речевое развитие.
В своей работе я использую игру «Что делать если…»
А сейчас предлагаю Вам поиграть со мной.
Я буду называть слова, если в слове есть звук Б, встаньте, если П – присядьте: поезд, бабочка, капуста, поле, булка, вагон, сахар, книга…
Конечно, возникает вопрос, а что делать, если заданного звука нет в слове? Таким образом мы не только развиваем внимание, но и побуждаем детей к речевой активности. Данную игру можно использовать на занятии вместо физминутки.
Здоровьесберегающие технологии
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить возможность сохранения здоровья за период обучения и воспитания, сформировать необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. К здоровьесберегающим технологиям можно отнести :
- артикуляционную гимнастику;
- пальчиковую гимнастику;
- су –Джок –терапию;
- дыхательную гимнастику;
- гимнастику для глаз;
Ритмопластику и т. д.
В своей работе я, помимо основных методов, использую игру «Кричалки – шепталки - молчалки». По сигналу дети выполняют определенные задания: если я показываю карточку зеленого цвета – детям разрешается подвигаться, побегать, громко разговаривать и т. д., если карточку желтого цвета – то бегать уже нельзя, можно ходить спокойно, говорить можно только шепотом, если карточка красного цвета, то дети должны присесть и молча слушать необходимую информацию. Такую игру можно провести и в качестве физминутки.
Альтернативные технологии
В широком смысле под альтернативными технологиями принято рассматривать те, которые противостоят традиционной системе обучения какой-либо своей стороной, будь то цели, содержание, формы, методы, отношения, позиции участников педагогического процесса. С этой точки зрения всякая инновация может претендовать на статус альтернативной технологии.
Технологию ТРИЗ — теорию решения изобретательных задач – я начала использовать совсем недавно.
Цель ТРИЗ — не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т. е. в какой – то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления.
Девиз тризовцев – «Можно говорить все!»
Данную работу я провожу поэтапно:
На 1 ЭТАПЕ. Научить находить и разрешать противоречия в объектах и явлениях, которые его окружают, развить системное мышление, т. е. умение видеть окружающее во взаимосвязи всех компонентов.
На 2 ЭТАПЕ. Научить детей изобретать предметы с новыми свойствами и качествами: например, новую игрушку.
На 3 ЭТАПЕ. Решаем сказочные задачи и придумываем новые сказки.
На 4 ЭТАПЕ. Обучаю детей находить выход из любой сложной ситуации.
СЛАЙД
Можно поиграть с детьми в ставшую уже популярной игру «Ответ на лбу». Цель ее – угадать предмет по описанию товарищей. Давайте попробуем! (играем с педагогами)
Еще одна игра по технологии ТРИЗ – «Сказки от живых капель и клякс».
Сначала надо научить детей делать кляксы (черные, разноцветные). Затем даже трехлетний ребенок, глядя на них, может увидеть образы, предметы или их отдельные детали и ответить на вопросы: «на что похожа твоя или моя клякса?» «Кого или что напоминает?», далее можно прейти к следующему этапу – обведение или дорисовка клякс. Образы “живых” капель, клякс помогают сочинить сказку. Эта игра развивает не только речь, мышление, но и само выдувание клякс является своеобразной дыхательной гимнастикой.
Технологии развивающего обучения.
В основе технологии развивающего обучения лежит теория, которая берет свое начало в работах И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинского и др., продолжателем которой стал Л. С. Выготский, он писал: «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития», т. е. на существенный признак развивающего обучения.
А что может являться существенным признаком развивающего обучения? Что создает зону ближайшего развития, вызывает, побуждает, приводит в движение внутренние процессы психических новообразований у дошкольников? Конечно же снова игра!
Я хочу познакомить вас с несколькими необычными, инновационными играми, которые я использую в своей работе.
«Волшебные колечки» - эта игра построена на методе мнемотехники. Она помогает запоминать небольшие стихотворения с помощью колечек с изображение определенных предметов. Так же эту игру можно использовать в качестве пальчиковой гимнастики.
Кто в деревне живет?
Лежебока – рыжий кот.
Маленький теленок,
Желтенький цыпленок,
Белая овечка,
Мышка под крылечком!
Раз, два, три, четыре, пять,
Их не трудно сосчитать!
Кто в лесочке живет?
Под корягой - старый крот,
За горой лисенок,
В ельнике - лосенок.
Под кустом – лисичка,
На сосне – синичка!
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальцы загибать
Еще одна техника - «Друдлы». Эта техника позволяет развивать мышление, воображение, фантазию, итог работы – коллективный просмотр и обсуждение рисунков – развивает речь детей.
Друдлы – картинки с изображением разных форм, иногда кажущиеся довольно абстрактными. Каждая картинка является маленькой игрой, в которой вам надо придумать что изображено на картинке. Вы можете предложить несколько разных интерпретаций к изображениям. Если у вас получится увидеть в картинке-друдле то, чего не видят другие – поздравляем – вы обладатель оригинального творческого мышления! Сейчас я раздам вам друдлы, ваша задача – дорисовать их. (педагоги работают)
Инновационная технология «Скрайбинг»– процесс визуализации сложного содержания простым и доступным способом, во время которого зарисовка образов происходит прямо во время передачи информации. Скрайбинг можно выполнять не только в виде рисунка, но и в виде аппликации, лепки, пластилинографии и т. д.
Таким образом, использование скрайбинга в формировании связной речи детей существенно увеличивает эффективность процесса запоминания, повышает его объём, обогащает словарный запас, развивает связную речь, способствует передаче детьми текста в соответствии с его содержанием и развивает творческое воображение дошкольников.
«Благодарный медведь». Гуляет девочка по лесу, а навстречу медведь, на двух ногах идёт, как человек. Испугалась девочка, хотела убежать, да с места тронуться от страха не может. А медведь подошёл и лапу протягивает. Смотрит девочка, а в лапе заноза. Вытащила она занозу, медведь поклонился и в лес ушёл.
Никто в деревне ей не поверил, и пошла она снова в лес. Подняла глаза, а перед ней медведь. В лапах большой улей с мёдом держит. Положил он перед девочкой улей, опять поклонился и в лес ушёл.
Всей деревней этот мёд ели.
СЛАЙД
На этом мой мастер-класс подошел к концу. Надеюсь, он был для вас полезен. В связи с этим я попрошу вас отметить свое место на лестнице успеха
Всем участникам мастер-класса вручаются сертификаты.