Ольга Сотникова
Использование инновационных здоровьесберегающих технологии в образовательном процессе ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Современная жизнь ставит перед нами много проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья.
Здоровье - это счастье! Это когда ты весел и все у тебя получается. Здоровье нужно всем - и детям, и взрослым.
Здоровье ребенка зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социальных, гигиенических, а также от качественного взаимодействия семьи и ДОУ. Формируя отношение ребенка к здоровому образу жизни немыслимо без активного участия в этом процессе педагогов, всего персонала ДОУ и непосредственного участия родителей. Только с изменением уклада ДОУ и семьи можно ожидать реальных результатов в изменении отношения детей дошкольников и их родителей к собственному здоровью.
Публикация «Использование инновационных здоровьесберегающих технологии в образовательном процессе ДОУ» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
«Береги здоровье смолоду» - этот девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребёнка с первых дней его жизни. Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными - задача каждого дошкольного учреждения.
Невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых, интересных, увлекательных и шумных праздников и соревнований. Одни развивают сообразительность, другие - смекалку, третьи - воображение и творчество, но объединяет их общее - воспитание у ребенка потребности в движениях и эмоциональном восприятии жизни. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем, совершенствуя опыт организации игр, поскольку игра для дошкольника - это не просто воспоминание каких-то действий, сюжетов, а творческая переработка имевших место впечатлений, комбинирование их и построение новой действительности, отвечающей запросам и впечатлениям ребёнка.
Представление педагогического опыта воспитателя
С 2015 года я работаю над темой: «Использование инновационных здоровьесберегающих технологии в образовательном процессе ДОУ».
Охране здоровья детей посвящена отдельная статья Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273- ФЗ, в которой говорится о том, что «организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ организуют и создают условия для охраны здоровья обучающихся, для профилактики заболеваний и оздоровления детей, для занятия ими физической культурой и спортом, пропагандируют и обучают навыкам здорового образа жизни». (глава 4, статья 41)
В Уставе Всемирной организации здравоохранения: здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Обоснование актуальности и перспективности опыта.
Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса
Состояние здоровья детей в настоящее время становится национальной проблемой, а формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста является государственной задачей, решение которой во многом зависит от организации работы по данному направлению в дошкольном учреждении.
На данном этапе введения ФГОС необходима разработка и внедрение познавательно-развивающих педагогических технологий оздоровительной направленности на основе интеграции пяти ключевых направлений: социально-коммуникативного развития; познавательного развития; речевого развития; художественно-эстетического развития и физического развития.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта
Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, пропаганды и обучению здорового образа жизни.
Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования.
Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.
Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и медицинского работника, педагога и родителя.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий – обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
В связи с введением Федеральных государственных образовательных стандартов в дошкольное образование я пришла к выводу, что необходимо отойти от традиционной модели, найти новые формы образовательного процесса и изменить его содержание.
Успешное решение задач по укреплению здоровья ребенка, используя здоровьесберегающие технологии, стало для меня профессиональным интересом. Я уделяю особое внимание обучению дошкольников навыкам здорового образа жизни, применяя на практике инновационные здоровьесберегающие технологии : стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные оздоровительные и народные игры, бодрящая гимнастика, оздоровительный массаж.
Задачи:
Оздоровительные :
Сохранить психофизическое здоровье ребенка;
Формировать основы личной гигиены;
Формировать потребность к поддержанию своего организма в естественном здоровом состоянии;
Углубление воздействия на детей с отклонением в состоянии здоровья.
Образовательные :
Сформировать в сознании ребенка чувство неразрывности с природой;
Включить ребенка в процесс самооздоравливания на уровне знаний, умений, навыков;
Дать элементарные анатомические и физиологические характеристики человека.
Воспитательные:
Воспитывать привычку к здоровому образу жизни в ДОУ и семье;
Воспитание культуры здоровья;
Формирование нравственных качеств: забота об окружающих, родителях, умения во время прийти на помощь и оказать ее.
Основное направление моей работы это:
Формирование здорового образа жизни (ЗОЖ, привитие детям интереса к занятиям по физической культуре, следить за их физическим развитием, закаливать организм ребенка, создавая, тем самым, крепкую базу здоровья;
Повышение педагогической компетентности родителей в воспитании здорового ребенка через вовлечение их в совместную деятельность;
Внедрение современных форм работы с семьей и социумом по формированию потребности воспитанников в здоровом образе жизни.
Ожидаемый результат:
- Сформированность гигиенической культуры.
- Наличие потребностей в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения.
- Индивидуализация физического развития.
- Овладение навыками самообслуживания в соответствующих ситуациях.
- Повышение педагогической компетентности родителей о факторах здорового образа жизни.
Формирование потребности в здоровом образе жизни должно вестись легко и незаметно, ненавязчиво, но всегда с удовольствием и искренней заинтересованностью со стороны, как взрослых, так и детей.
В течение всего времени в дошкольном учреждении с детьми проводятся мероприятия, направленные на укрепление и расширение знаний о собственном теле, представлений о здоровом образе жизни.
- Утренняя гимнастика с музыкальным сопровождением (ежедневно). Цель: Укрепление работы всех органов и систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, систем желез внутренней секреции и других).
- Игровые упражнения с целью профилактики нарушения зрения «В лесу», «Глазки», «Утренние часы», «Качели» (ежедневно).
- Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложно координированных движений пальцев и кистей рук – лепка из пластилина, перекатывание карандаша между ладонями, «движение и речь», игры с рисованием, игры с предметами домашнего обихода.
- Дыхательная гимнастика «Понюхай цветок», «Ежики», «Воздушный шарик», «Водолаз», «Розочка и одуванчик», «Хомячок», «Дракон» - это, прежде всего, укрепление здоровья детей. Основа гимнастики – носовое дыхание, ведь оно стимулирует нервные окончания всех органов, которые находятся в носоглотке.
- Организованная образовательная деятельность по физической культуре (3 раза в неделю).
- Неотъемлемой частью укрепления здоровья детей являются прогулки, проводимые ежедневно с включением подвижных игр.
- Оздоровительный бег (ежедневно).
- Физкультминутки (в малоподвижной ООД).
- Ежедневной гимнастикой после дневного сна укрепляем здоровье детей, создаем условия для систематического закаливания организма, воспитания правильной осанки, гигиенических навыков.
- Психогимнастика.
- Пропаганда ЗОЖ – беседы с детьми на темы:
- «Мы стремимся иметь здоровые глаза». Цель: Раскрыть значение зрения для восприятия окружающего мира. Объяснить значение соблюдения правил гигиены.
- «Дорога к доброму здоровью». Цель: Формировать представление о здоровье, как одной из главных ценностей жизни. Воспитывать интерес к здоровому образу жизни.
- «Когда овощи могут помочь, а когда могут навредить нашему здоровью». Цель: Формировать представление детей о нитратах, рассказать о том, в каких растениях они находятся, какой вред наносят здоровью. Продолжать закреплять знания детей о пользе витаминов для нашего организма.
- «Витамины укрепляют организм». Цель: Сформировать у детей представление о полезных продуктах, в которых содержатся витамины, воспитывать культуру питания.
Уличная акция «Мы за здоровый образ жизни», с целью пропаганды здорового образа жизни среди местного населения.
Экскурсия на центральный стадион «Союз» с. Красногвардейского, где дети выступили в роли болельщиков за районную команду по мини-футболу МКОУ ДО ДЮСШ с. Красногвардейского, участвовавших в краевых соревнованиях по мини-футболу.
С целью формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи проводятся как традиционные, так и нетрадиционные формы работы на повышение педагогической компетентности родителей в воспитании здорового ребенка через вовлечение их в совместную деятельность:
Дни открытых дверей: родители могут присутствовать на любом оздоровительном и физкультурном занятиях, на утренней гимнастике, ознакомиться с формами оздоровительной работы в ДОУ.
- Родительское собрание «Семья – здоровый образ жизни». Цель: Формирование у родителей ответственности за здоровье своих детей и свое здоровье, мотивации на здоровый образ жизни.
- Домашние задания «Игры для здоровья», «Закаливание – шаг к здоровью», «Правила гигиены», «Волшебная еда», «Готовим вместе».
- Папки-передвижки «Здоровый образ жизни в семье», наглядная информация даёт возможность приобщить родителей к вопросам физического воспитания.
- Совместные походы и туристические прогулки на природу.
- Выпуск газеты для любознательных, любящих своих детей - родителей «Здоровый образ жизни дошкольника» с полезными советами по формированию здорового образа жизни у детей.
- Анкетирование родителей.
- Индивидуальные беседы по формированию здорового образа жизни у детей.
- Консультации «Движение основа здоровья», «Здоровый образ жизни в семье», «Мы за здоровый образ жизни», «Здоровье в порядке – спасибо зарядке», «Чтобы олимпийцем стать нужно сердце укреплять».
- Советы родителям в Газете Красногвардейского района Ставропольского края «Сельская новь», от 16 сентября 2017 года, № 70, по проведению совместной утренней гимнастики в выходные дни, чтобы не прерывался процесс укрепления физического здоровья детей.
- Физкультурный праздник, посвященный 23 февраля «Как Баба-Яга внука в армию провожала».
- Спортивный праздник «Здоровым быть здорово!» для детей старшего дошкольного возраста и их родителей, с участием работников ДК «Комсомолец», тренера-преподавателя МКОУ ДО ДЮСШ по футболу Горяйнова Д. И., учеников МКОУ СОШ №11. Цель данного мероприятия - привлечение родителей к активному участию в спортивной жизни детского сада, развитие интереса к спортивно – массовым мероприятиям, приобщение семьи к здоровому образу жизни, формирование у детей, любви и уважения к родителям.
Вовлечение родителей в такие формы досуга, когда они вместе с детьми бегают, прыгают, соревнуются, полезно всем, а особенно детям — это создаёт хороший эмоциональный настрой и дарит огромную радость от взаимного общения. Пройдут годы, дети забудут песни и стихи, которые звучали на празднике, игры в которые играли, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания. Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом.