светлана кравцова
Консультация «Особенности проведения ОД совместно с родителями в дошкольном возрасте, как часть проектной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Работа с родителями является одним из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Дошкольное образовательное учреждение ориентировано на помощь семье в формировании социально компетентной личности дошкольника, способной решать проблемные задачи (адекватные его возможностям) и активно взаимодействовать с окружающими людьми.
Обеспечить равноправное взаимодействие с родителями нам помогают следующие принципы:
сотрудничество;
открытости;
дифференциации и индивидуализации;
Публикация «Консультация „Особенности проведения ОД совместно с родителями в дошкольном возрасте, как часть проектной деятельности“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
диалогичности; стимулирование активности в организуемой деятельности;
интеграции и координации внутренних и внешних условий развития.
Анализируя различные формы взаимодействия детей и родителей, родителей и педагогов, мы искали такие формы, которые позволили бы развивать у детей самостоятельность в решении проблем, умение организовывать свою деятельность и в то же время помочь родителям выстраивать свои отношения с детьми. Формы, которые бы не оставляли родителей равнодушными слушателями, а делали бы их равноправными, заинтересованными участниками.
И именно поэтому мы решили использовать во взаимодействии с родителями инновационное направление – проектную деятельность, которая как раз и позволяет решить все поставленные задачи. Использование проектного метода предполагает развитие свободной творческой личности ребенка. Ребенок при помощи взрослых (педагогов, родителей) познает мир, учится взаимодействовать с ним.
Мы считаем, что проектный метод наиболее эффективен в работе с семьей, так как он позволяет родителям, детям, педагогам не только принять участие в совместной деятельности, но и увидеть результат совместного труда, способствует эмоциональному сближению детей, педагогов, родителей в процессе совместной деятельности, формированию целостного чувственного опыта.
В заключение хочется сказать об эффективности проводимых мероприятий, так как мы видим, как у родителей проявляется искренний интерес к жизни своих детей, желание принять в ней участие, стать близким другом своему ребенку.
Наша задача: увлечь родителей жизнью детей в детском саду, их интересами и заботами; «перестроить» родителей из пассивных наблюдателей в активных участников педагогического процесса; развитие у детей самостоятельности в решении проблем; умение организовать свою деятельность; помочь родителям выстраивать свои отношения с детьми (к активному продуктивному партнерству).
Использование проектного метода предполагает :
• развитие свободной творческой личности ребенка;
• полноценное интеллектуальное развитие;
• ребенок при помощи взрослых познает мир, учится взаимодействовать с ним;
• развитие познавательной активности;
• формирование коммуникативных навыков.
Во взаимодействии с социальными партнёрами, родители приняли участие в разработке и презентации творческо-познавательного проекта «Лекарственные растения моего края». Идея возникла в летний оздоровительный период, при создании грядки с лекарственными растениями, которые растут у нас в городе Ейске и в Ейском районе. Мы поняли, что для эффективности реализации этапов проекта, важно постоянное изучение родительских запросов на образовательные услуги с последующей коррекцией плана работы с семьей. Увидев положительный результат совместного проекта, разработали этапы реализации проектной деятельности в группе. Началом проектной деятельности стало мероприятие «Чтоб здоровье раздобыть, не надо далеко ходить», где участниками были родители и их дети. Дети в игровой форме узнали о правильном питании, о пользе занятий физкультурой и гимнастикой, а родители продемонстрировали свои умения и спортивные достижения.
Цель проекта «Лекарственные растения моего края» : привлечь каждого родителя в активный творческий процесс.
Проблема – детям не хватало знаний, которые можно добыть на экскурсиях и прогулках. И работу с родителями построили таким образом:
1 подготовительный этап.
-Беседа с родителями и разработка плана действий.
-Подбор с родителями (по выбору родителей) тех растений, которые есть у них дома или у бабушки с дедушкой.
-Помощь, уточнение, расширение теоретических знаний родителей в виде бесед, консультаций и буклетов («Как сделать гербарий красивым», «Лекарственные травы», «Развиваемся играя», «Проект в детском саду»).
-Выбор и обсуждение семейных прогулок и экскурсий.
-Приобретение семян.
2 практический этап.
- Создание интернет альбома и обмен семейными фотографиями.
- Развивающие игры дома с детьми («Завари вкусный фито чай», «Определи по запаху», «Вершки-корешки», «Четвёртый лишний», «Что сначала, что потом», «Найди, о чём расскажу», «Чудесный мешочек»).
- Создание вместе с детьми гербария (Сбор растений, сушка).
-Семейные экскурсии на луг или прогулки.
- Он-лайн общение с родителями посредством интернет сайта
3. Результат проекта.
Презентация проекта
Бесспорно, такая работа усиливает семейные воспитательные позиции и обязывает родителей к чему-то большему, нежели просто отдать ребёнка утром в детский сад, а вечером забрать из детского сада. Подводя итоги своей работы, можно сделать вывод, что творческие проекты расширяют кругозор детей и взрослых, наполняет их творческой энергией, способствуют позитивным изменениям в семье, помогают выстраивать взаимодействие и сотрудничество семьи и детского сада.
Родители начинают понимать :
- в чем состоят образовательные задачи детского сада;
- что его делает «образовательным учреждением;
- детский сад – особое образовательное учреждение, в котором ребенок проживает особый отрезок своей жизни, и чем должен быть наполнен этот отрезок;
-понимают свою миссию в совместном воспитании ребёнка, расширение спектра возможностей семейного воспитания, взаимодействия с педагогическим коллективом детского сада.
В свою очередь, в профессиональной деятельности педагога ДОУ происходит установка на достижение больших целей в организации процесса взаимодействия с семьями воспитанников, появляется возможность фиксировать достижения реализации задач воспитательно-образовательного процесса.
Рекомендации педагогам по организации сотрудничества с семьёй воспитанников.
1. Педагогу дошкольного учреждения необходимо продумать мероприятия, побуждающие родителей включиться в жизнь дошкольного учреждения. Совместное групповое обсуждение родителями и педагогами участия родителей в организационных мероприятиях в разных формах, может быть наиболее эффективной формой убеждения родителей занимать активную позицию и находить положительные стороны их участия в жизни ДОУ, самостоятельно принимать решения. Педагогу желательно на данном этапе показать родителям конкретные положительные результаты (следствия для детей) их включения в жизнь дошкольного учреждения.
2. Педагогам дошкольного учреждения необходимо уметь грамотно оценивать важность семьи в воспитании и обучении детей, зачастую она более низкая, чем оценка семьёй собственной важности.
3. Для повышения эффективности и продуктивности взаимодействия необходима программа работы с родителями и педагогическим коллективом, с целью её разработки необходимо выявить наиболее эффективные формы организации для родителей, в каких формах возможно более активное включение родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения.
Диаграмма уровня активности родителей с использованием проектного метода
В результате проектной деятельности уровень активности родителей с 2013 г. по 2015 г. повысился на 27%.
вывод: проектный метод работы является достаточно эффективной формой работы ДОУ с семьей, способствующей повышению педагогической осведомленности родителей.