Папки-передвижки

Педагогическая гостиная «Малые фольклорные формы в работе с детьми раннего дошкольного возраста»

Саглара Горяева
Педагогическая гостиная «Малые фольклорные формы в работе с детьми раннего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Национальный детский сад №16 «Бадм цецг»

Педагогическая гостиная

«Малые фольклорные формы в работе

с детьми раннего дошкольного возраста»

Воспитатель

национальной группы № 4:

Горяева С. С.

2016 г.

План-конспект педагогической гостиной

«Малые фольклорные формы в работе

с детьми раннего дошкольного возраста»

Публикация «Педагогическая гостиная „Малые фольклорные формы в работе с детьми раннего дошкольного возраста“» размещена в разделах

…Человек, не прирученный с пеленок к своей почве, едва ли к ней приживется. А как ему к ней приурочиться, коли он соком её не питался и едва ли её знает?

В. И. Даль

Фольклор – душа народного искусства. Произведение народного фольклора бесценны. В них сама жизнь. Они поучительны чистотой и непосредственностью. С молоком матери ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народного декоративного искусства.

Детство – период расцвета в жизни человека. Это время, когда ребёнок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку. Дети ясельного возраста очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное взрослыми. Поэтому наша задача состоит в том, чтобы привить детям любовь к прекрасному, научить их умениям и навыкам игры в коллективе, развить в малышах такие качества, как доброту, чувство товарищества и благородство. Только в этом случае народное искусство оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес.

Так что же означает слово «фольклор»?

Фольклор (устное народное творчество - от английских слов «Folk» -народ, «Jore» -знание) – народная мудрость, народное знание, выраженные в словесном творчестве. Термин «фольклор» появился в 1846 г. в Англии. Устное народное творчество – это все то, что люди передавали из уст в уста, от одного человека к другому, от поколения к поколению на протяжении веков. Устное – нет письменных источников (тогда не было печатных книг, поэтому существуют варианты разных произведений.

Малые жанры фольклора — это небольшие по размеру фольклорные произведения, которые можно назвать детским фольклором. К ним относятся: колыбельные песни, частушки, песни, прибаутки, сказки, потешки, заклички, былины, предания, легенды.

Детский фольклор – это особая часть народной культуры, которая выполняет важнейшую роль в жизни каждого народа.

Произведения детского фольклора помогают становлению и развитию личности каждого вновь появившегося на свет человека, освоению им культурных богатств, предшествующих поколений, что обеспечивает преемственность и сохранность духовного облика народа.

Фольклорные произведения оказывают благотворное влияние на общение. Доброжелательные подтрунивания, тонкий юмор потешек, дразнилок, считалок – эффективное средство педагогического воздействия, хорошее «лекарство» против лени, трусости, упрямства, капризов, эгоизма.

Что же относится к детскому фольклору?

Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.

Потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).

Заклички – обращение к явлениям природы (солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).

Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

Скороговорки и чистоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.

Дразнилки – веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения.

Прибаутки, шутки, перевертыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.

Народные игры, колыбельные песни, народные сказки.

Для детей раннего возраста самыми главными являются следующие произведения народного фольклора : народные игры, пестушки, потешки, колыбельные песни, сказки.

Хотелось бы немного рассказать о своем применении народного фольклора в общении с детьми.

Вот ребенок приходит ко мне в группу. Тут его жизнь существенным образом меняется: режим дня, отсутствие родителей или других близких взрослых, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит потенциально опасного, другой стиль общения. Все это обрушивается на малыша одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию. Поэтому необходима такая организация жизни ребенка в группе, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям. Чтобы помочь ребенку привыкнуть к новой жизни среди незнакомых людей, использовала народные игры–забавы, например, такие как:

- шууар яман йовла,

Нойхиг бийдн ол авла,

Яман, яман рдхмн, рдхмн,

арарн ташхмн, ташхмн,

Клрн тавшхмн, тавшхмн

Эргд, биилхмн, биилхмн,

Ондин рлхмн, рлхмн

Малыши легко соглашаются поиграть в народные игры, их настроение улучшается и в дальнейшем становится интересным и полезным занятием. Ведь народные игры обеспечивают взаимосвязь воспитательного и обучающего воздействия с учетом возрастных психофизиологических особенностей ребенка. Для народных игр характерно четко выраженное обучающее эмоционально-познавательное содержание, воплощенное в игровой форме, образности, динамичности игровых действий. Содержание игры событийно, то есть отражает какой-либо случай, происшествие, вызывающее определенный эмоциональный отклик у ребенка и обогащающее его социальный опыт.

Проведение народных игр требует от взрослого знания и выполнения определенных условий:

• добровольность участия в игре (необходимо добиваться того, чтобы ребенок сам захотел принять участие в предложенной игре);

• непосредственное участие в игре взрослого, который своими действиями, эмоциональным общением с детьми вовлекает их в игровую деятельность, делает ее важной и значимой для них;

• многократное повторение игр (дети по-разному и в разном темпе принимают и усваивают новое);

• наглядный материал (определенные игрушки, различные предметы и т. д.) должен использоваться только в данных развивающих играх (нельзя превращать его в обычный, всегда доступный, так он дольше останется для детей необычным);

• предоставление ребенку возможности проявить, выразить себя, свой взгляд на мир.

Вот для того, что бы вызвать у ребёнка радость, двигательное возбуждение, весёлый лепет, используются пестушки и потешки. Они поются естественно и просто, сохраняя натуральный тембр голоса, его теплоту. Пестушки всегда удовлетворяли потребности ребенка в тактильных движениях – почти все дети любят, когда их поглаживают по головке, ручкам, плечикам, прижимают к себе близкие люди – это язык эмоционального общения.

Малыш приходит в детский сад и для него начинается новый день. Главная задача воспитателя дать ему заряд любви и ласки с самого утра: подойти к нему, погладить его, обнять, приласкать, приговаривая одну из пестушек. Такое приветствие даст малышу заряд радости и бодрости на весь день.

рнд боснав

Дууан дуулнав

Дун амр,

Дун иим…

Ля-ля-ля

Дун иим…

Айса мини,

Бич ууль,

Ав белг –

Аавин тууль.

В раннем детстве ребенок еще не способен к разнообразной деятельности, и поэтому незаменимым средством его развития становятся потешки, сопровождаемые пальчиковыми играми. Потешка – это песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, ручками и ножками ребенка. Потешки сопровождают рост и развитие детей. Самые известные из них — «Коза рогатая», «Чи чигч альд йовлач?»,«Ладушки», «Эн хурн ээ,.», «Сорока».

Пестушки и потешки оказывают благоприятное влияние на общение с ребенком в разные режимные моменты.

Умывая малыша, проговариваем ему:

Усн, усн

Чирим уа

Ндм гилвктх,

Халхм улатха.

Цекр усн Батан чир уах,

Арслана альх уах.

Усн, усн чирим уа,

Усн, усн арм уа,

Мини чир схн болх,

Мини чир цевр болх.

Когда дети собираются на улицу:

Эн мини осм,

Эн – зн, эн – барун,

Хур орхла осан мсхм.

Когда воспитатели начинали петь колыбельные песни, дети, даже не понимая многие слова, слушали, успокаивались и засыпали. Я предполагаю, что ритм колыбельных влияет на проникновение образов песни, слов в психику ребенка. Под колыбельные засыпали даже те дети, которых трудно было уложить в кровать. Из беседы выяснилось, что только 50 % родителей знают, что такое фольклор, с колыбельными знакомы, но поют их очень редко, ссылаются на недостаток времени. Необходимо отметить, что потешки, пестушки, колыбельные – явления семейной педагогики, поэтому, как правило, они обращены к одному ребенку, а воспитателю приходится работать с группой детей, поэтому в некоторые потешки мы ввели обращение к группе. Используя потешки в младших группах, мы обучали детей ритмичному бегу, прыжкам, другим движениям. В игре «Нарн болн хур» (под слова заклички) дети, сначала прятались от дождя, а когда выходило солнышко – играли, бегали и гуляли. Мы сделали вывод: если воспитатель сначала действует вместе с детьми, увлекая их, они включаются в игру. Результаты свидетельствуют использование малых фольклорных форм расширяет словарный запас детей, активизирует их познавательное и умственное развитие, развивает звукопроизношение, позволяет познакомить с домашними и дикими животными («рр эрт», «Бор хулн», «Эр така»).

На начальном этапе обучения и воспитания особенно важен положительный эмоциональный контакт педагога и ребенка, который легче устанавливается с помощью таких жанров фольклора, как колыбельная, потешка, пестушка.

Пестушки, потешки, колыбельные песни, сказки, народные игры играют огромную роль в духовном развитии человека, в его нравственно-эстетическом воспитании. Они трогают сердце, питают любовь к своей земле и своему народу. Маленьким детям ещё не доступно в полном объёме понятие о Родине, но мы знаем, что именно в раннем детстве зарождается любовь к ней. Для ребёнка Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живёт, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями, друзьями. От того, что слышит и видит ребёнок с детства, зависит формирование его сознания и отношения к окружающему.

Жизнь детей – это в первую очередь питание, сон, прогулки, гигиенические процедуры, поэтому для работы с ними мы отобрали потешки, пестушки, колыбельные, которые могут быть использованы в режимных моментах.

Режимные моменты Фольклорный материал

Игры «Шааза хаш чанла», «Чи чигч альд йовлач?».

Самостоятельная деятельность детей Игры «Юн я хкрн? Юн Я йовна?»

Утренняя гимнастика Сопровождение пальчиковыми играми, артикуляционной гимнастикой «Эн хурн ээ», «Божья коровка…»

Умывание Сопровождение потешкой «Усн, усн чирим уа»

Трудовые поручения «Абчн, чибчн»

Подготовка к завтраку.

Завтрак Пение потешек, закличек, народных песенок «Боорцг, боорцг

шимт боорцг», «врт яман аашна».

Подготовка к занятиям. Занятия Использование потешек, закличек, приговорок, считалок

Подготовка к прогулке. Прогулка «Бичкн клмд хаалар йовла»

Возвращение с прогулки «Эн мини осм»

Подготовка к обеду, обед «дмг, дмг бешт суула»

Подготовка ко сну

Подготовка к полднику. Полдник Потешка «Потягушки, потянись…», «Расти, коса до пояса…»

Игры «Нарн болн хур», «Уснтха»

Подготовка к ужину. Ужин «Эн – аа, эн – ухр», «Ноала, аман сек».

В своей работе по ознакомлению детей с малыми жанрами фольклора и их использовании в развитии речи детей младшего возраста, я работаю в тесном сотрудничестве с родителями.

В начале года не все родители моих воспитанников понимали необходимость приобщения детей к малым жанрам фольклора именно с ранних лет жизни. Для достижения цели, я использовала разнообразные формы работы с родителями.

Провела родительское собрание «Роль малых фольклорных жанров в воспитании детей», консультацию на тему «Значение книги в жизни малыша».

Оформила постоянно действующий стенд, который систематически обновляю, например: «Родители - книга - ребенок».

С родителями провели несколько консультаций на тему: «В помощь родителям. Список рекомендованный, родителям по ознакомлению детей 2-3 лет с произведениями художественной литературы», «Колыбельные песенки для детей».

«Баю - баюшки - баю.» (как укладывать спать)

«Пальчиковые развивающие игры и развитие речи детей).

Кроме этого проводились индивидуальные беседы с родителями, например: «Как выбрать полезную сказку для малыша» и др.

Во время индивидуальных консультаций, бесед, я обращаю внимание на достижения

каждого ребенка, на знание фольклора, предлагаю методы и приемы, которые помогут родителям в ознакомлении с малыми жанрами фольклора.

Рекомендую литературу, предлагаю ознакомиться с играми, песнями, отвечаю на вопросы родителей. В беседе подчеркиваю значимость благоприятной эмоциональной семейной атмосферы для ребенка.

В приемной нашей группы есть рубрика «Повторите дома», которая постоянно обновляется новым материалом. Она предназначена для того, чтобы родители знали потешки, песенки, сказки и др. Мы учим с детьми в группе, а также с помощью родителей повторяют дома. Отрадно слышать, когда родители, одевая ребенка вечером домой, повторяют эти произведения с ребенком, используют потешки при одевании. Вся работа проводится, для того чтобы, родители больше знали произведений малых жанров фольклора, с которыми необходимо знакомить малышей. В родительский уголок я поместила «Сборник малых фольклорных жанров устного народного творчества», которые использую в адаптационный период, в организации режимных моментов, в учебной деятельности и др.

Работа с родителями на 1-ый год обучения.

Месяц Вид работы

Сентябрь Привлечение родителей к созданию библиотеки красочных книг с потешками и сказками.

Октябрь Консультация «Развитие речи детей раннего возраста»

Ноябрь Выпуск папки-передвижки «Роль фольклора в развитии детей»

Декабрь Педагогическая гостиная

«Малые фольклорные формы в работе

с детьми раннего дошкольного возраста»

Январь Консультация «Значение книги в жизни малыша»

Февраль Папка-передвижка «Родители - книга - ребенок»

Калмыцкие сказки.

Март Консультация «Пальчиковые развивающие игры и развитие речи детей» («Эн хурн аав»)

Апрель Родительское собрание «Роль малых фольклорных жанров в воспитании детей».

Май Консультация: «В помощь родителям. Список,

рекомендованный родителям по ознакомлению детей 2-3 лет с произведениями художественной литературы»

План работы с родителями на 2-ой год обучения

Месяц Вид работы

Сентябрь Индивидуальные беседы с родителями «Как выбрать полезную сказку для малыша»

Октябрь Консультация «Колыбельные песенки для детей»

Ноябрь Папка-передвижка «Приобщение малышей к фольклору»

Декабрь Консультация «Потешки к режимным моментам для детей младшего возраста»

Январь Папка-передвижка «Зимние потешки».

Февраль Беседы с родителями «Чтение сказок перед сном».

Март Папка-передвижка «Потешки, используемые на прогулке»

Апрель Консультация «Сказки для малышей».

Май Консультация: «В помощь родителям. Список,

рекомендованный родителям по ознакомлению детей 3 лет с произведениями художественной литературы»

Исходя из выше изложенного, считаю, что результатом нашей работы являются :

• положительные эмоции

• веселое, бодрое настроение детей

• овладение родным языком

• развитие памяти, воображения, мышления

• расширение словарного запаса

• возможность свободно побегать, попрыгать…

• всестороннее развитие ребенка.

Публикации по теме:

Использование ЦОР в работе с детьми раннего дошкольного возраста Мы работаем в век технологий и поэтому внедрение компьютерных технологий в дошкольное образование открывает нам новые возможности для внедрения.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые.

Конспект итогового мероприятия во второй младшей группе «Знакомство с народной культурой через малые фольклорные формы» Конспект итогового мероприятия во 2 ой младшей группе «Знакомство с народной культурой через малые фольклорные формы».[/b] Цель: Развитие.

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой «Малые фольклорные формы» Цели: познакомить детей с малыми фольклорными формами, пословицами, поговорками, загадками; учить детей понимать смысл пословиц и поговорок;.

Малые фольклорные формы Цели: Ознакомить с малыми формами фольклора. Задачи: воспитывать любовь к устному народному творчеству, учить детей отгадывать загадки,.

Малые фольклорные жанры как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной.

Малые фольклорные жанры как средство развития звуковой культуры речи Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать.

Педагогическая гостиная «Малые формы фольклора в работе с детьми раннего дошкольного возраста» План-конспект педагогической гостиной «Малые фольклорные формы в работе с детьми раннего дошкольного возраста» Цель: Расширение знаний.

Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми раннего возраста На протяжении 3-го года жизни в организме ребенка происходят значительные изменения и в физическом, и в умственном развитии. Наиболее характерной.

Возможности использования техники «батик» в работе с работе с детьми дошкольного возраста В разделе «Изобразительное иcкуccтво и художеcтвенная деятельноcть детей» в оcновном внимание уделяетcя развитию необходимых для cюжетного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогическая гостиная «Малые фольклорные формы в работе с детьми раннего дошкольного возраста»
Опубликовано: 23 сентября 2016 в 20:29
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогическая гостиная «Малые фольклорные формы в работе с детьми раннего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Саглара Горяева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД