татьяна шумилина
Фольклорные праздники как средство духовного развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Фольклорные праздники как средство духовного развития детей дошкольного возраста
Будущее нашей страны ходит сейчас в детский сад и сидит за партами в школах. Оно ещё по-детски наивно и простодушно, доверчиво и беззащитно. И что очень важно, всецело находится в наших взрослых руках. От того, как мы их воспитаем зависит в каком обществе мы будем жить через 20-30 лет.
Публикация «Фольклорные праздники как средство духовного развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Фольклор. Сценарии фольклорных развлечений
- Темочки
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, которая подстерегает сегодня нас – это не развал экономики и не смена политической системы, а разрушение личности. К большому сожалению, в настоящее время материальные ценности стоят выше духовных, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Дошкольный возраст - это время развития душевных и телесных сил человека, приобретение знаний об окружающем мире, накопление нравственного и духовного опыта. Спутниками и советчиками первых лет жизни многих поколений наших предков были сказки, колыбельные песни. потешки. Применимы ли они в современной жизни? Сегодня, к большому сожалению, родителям проще включить аудиозапись или телевизор, чем рассказывать ребенку сказку или петь колыбельные песни. Но разве современные средства массовой информации заменят живое человеческое общение с ребенком. Тем более, что содержание потока информации идет весьма сомнительного качества.
Можно вполне определенно сказать, что большинство родителей, чьи дети приходят в наш детский сад, очень поверхностно знакомы с историей, культурой, бытом нашего народа. А ведь только, опираясь на прошлое, можно понять настоящее и предвидеть будущее. Народ, не передающий всё самое ценное из поколения в поколение, народ без будущего. Поэтому, необходимо доносить до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры. Для этого следует обратиться к истокам русской народной культуры, знакомству детей с традициями русских народных праздников. Праздники, связанные с историей страны, с её вековыми традициями, обрядами, обычаями позволяют человеку осознать своё единство со всем народом.
Праздник всегда выполняет важные общественные функции, имеет глубокий смысл, в нем ребенок ощущает себя личностью, членом коллектива. Очевидно, что каждый праздник несё т в себе функциональную нагрузку: воспитательную; информационную; развивающую; эстетическую; межличностную [1, с. 147].
Детский праздник – очень важная часть жизни ребенка, это радостное событие, которое позволяет отдохнуть, развлечься. Праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его знания об окружающем мире, помогают восстанавливать старые и добрые традиции, объединяют и побуждают к творчеству. Само слово «праздник» заимствованно из старославянского языка и в словаре С. И. Ожегова и означает «день радости и торжества по поводу чего-нибудь, день игр». К. Д. Ушинский отмечал, что праздник для ребенка совсем не то, что для нас, взрослых. Ребенок считает свои дни от праздника до праздника, как мы считаем свои года от одного важного события нашей жизни до другого. Каким тусклым и серым было бы детство без праздника!
Одним из любимых фольклорных праздников-развлечений в нашем детском саду является «Масленница или проводы русской зимы». Подготовка к празднику проводится совместно с воспитателями групп. Главным критерием подбора материала является яркость и зрелищность. На своих занятиях воспитатели подробно и красочно рассказывают о предстоящем празднике, используя наглядный материал. Для того чтобы глубже окунуться в атмосферу народного быта детям предлагается отправиться в музей русского быта, где собраны предметы старины, кухонная утварь, фотографии. Дети с огромным интересом погружаются в новый мир, где знакомятся с экспонатами. Таким образом, расширяется представление детей о традициях и обычаях русского народа, побуждается интерес к предметам русского быта, знакомству с народным костюмом. Видя знакомые вещи, дети вспоминают, в каких сказках они упоминаются (корыто, горшок, кувшин, прялка, печка, сундук, короб, ступа, лапти и т. д.). Идет работа по обогащению словаря детей новыми словами, терминами.
На музыкальных занятиях знания детей обогащаются изучением народных песен, игр, плясок. Закрепляется умение петь дружно, слушать друг друга, передавать при исполнении характер песни. Дети с большим удовольствием поют песни о весне, о празднике. Репертуар проводов зимы обширен и интересен. Очень пришлась по душе шутливая, задорная песня «Блины», которую воспитанники инсценируют с элементами пляски. Пение не только хором, но и с солистами воспитывает уважительное отношение к друг другу.
Использование на празднике народных игр с пением носит живой непосредственный характер. Дети с удовольствием играют в хороводные игры, которые отличаются большой выразительностью. Хороводы подчинены ритму текста и сопровождающей его мелодии. Все это будит детское воображение, развивает музыкальные способности и художественный вкус. Движения, которые выполняют дети в хороводах на празднике отличаются большим разнообразием. Ребенок может погрозить шутливо пальцем, помахать рукой, попрыгать, покружиться, поклониться, похлопать в ладоши и т. д. При этом дети не прочь сопровождать движение звуками или возгласами.
Воспитанник, который выполняет главную роль в центре хоровода, становится лидером в глазах других детей и образцом для подражания. Это не только повышает его ответственность при выполнении движений, но и доставляет особое удовольствие. Остальные дети, подражая своему сверстнику, приобретают новый опыт игрового сотрудничества, когда достигается не только согласованность в движениях, но и единство в создании образа. Эта игра предоставляет ребенку полную свободу в выражении эмоций, дает выход веселью и непосредственности.
Познакомив на музыкальном занятии детей с русскими народными инструментами, можно разучить веселую песню или пляску с деревянными ложками.
Сам праздник «Масленица или проводы зимы» проходит в яркой театрализованной форме, с применением сюрпризных моментов. Колоритная актерская игра действующих персонажей захватывает детей и погружает в мир веселья и удовольствия. А личное участие детей в сценарии праздника повышает самооценку и мотивацию. «Ситуация успеха», которую они испытали на празднике, стимулирует их на активную деятельность в дальнейшем творчестве.
Подводя итог вышеизложенному, следует сказать, что фольклор является действенным средством духовного воспитания детей дошкольного возраста. Еще известный педагог В. А. Сухомлинским в своей книге «Сердце отдаю детям» сказал, что «Родина начинается для ребенка с куска хлеба и нивы пшеницы, с лесной опушки и голубого неба над маленьким прудом, с песен и сказок матери». Познакомившись с традицией праздника русского народа, у детей будут сформированы представления о доброте, милосердии, справедливости. Будущее поколение станет духовными наследниками людей, заложивших основу великой культуры и будет всячески её сохранять, развивать и передавать своим детям.
Список литературы:
1. Поддьяков, И. И. Новый подход к развитию творчества у дошкольников / И. И. Поддьяков // Вопросы психологии. - 2010. - № 1.
2. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям. – М. ,1969.
3. Князева, О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры / О. Л. Князева, М. Д. Маханева. СП6. детство-Пресс. - 2011. - 56 с.