Татьяна Маликова
Дидактический синквейн как средство развития монологической речи старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактический синквейн как средство развития монологической речи
Сегодня существует множество технологий, направленных на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений.
К ним относятся хорошо известные технологии:
• логопедическое обследование,
• коррекция звукопроизношения,
Публикация «Дидактический синквейн как средство развития монологической речи старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Синквейн. Сочиняем стихи - синквейны
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Старшая группа
- Темочки
• формирование речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи,
• коррекция голоса при различных нарушениях,
• развитие интонационной стороны речи,
• коррекция темпо-ритмической стороны речи,
• развитие лексико-грамматической стороны речи
Работая с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи, я находилась в поиске таких методов и приемов работы, которые совершенствовали бы мыслительные способности и позволили дошкольникам мыслить более активно. Поэтому я своей работе стала использовать метод дидактического синквейна.
В форме игры я учу составлять детей дидактические синквейны. Эта технология не требует особых условий для использования и органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий, развивает связную речь дошкольников.
Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк». По основной версии в начале двадцатого века этот жанр поэзии придумала американская поэтесса Аделаида Крэпси.
Синквейн – это необычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами.
В каждой строке задается набор слов.
1. Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
2. Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия,они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
3. Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
4. Четвёртая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
5. Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.
Знакомство с этим приёмом можно начинать в старшем дошкольном возрасте! Вначале предлагаю детям для прослушивания готовые синквейны, например:
Осень
Солнечная, тёплая.
Дарит, светится, радует.
В парке осыпаются листья.
Золото, красота, счастье!
Первый этап работы — подготовительный.
На этом этапе вводится понятие «слово-предмет», предъявляется модель существительное, актуализируется номинативная лексика. Далее вводится понятие «слово-признак», предъявляется модель прилагательного–признак предмета.
Следующий этап
—это знакомство с понятием «слово-действие. На данном этапе детям предъявляется модель-глагол, актуализируется предикативная лексика, предъявляется модель действие предмета.
В статье используются примеры синквейнов составлены воспитанниками старшей логопедической группы «Неваляшки"
Кирилл 6 лет
ЗАЙЧИК
В чем же эффективность и значимость метода дидактического синквейна для развития речи дошкольников?
• Во-первых, его простота. Синквейн могут составлять все.
• Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может проявить свои творческие, интеллектуальные возможности.
. • Синквейн является игровым приёмом.
• Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.
• Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.
• Синквейн – это французское пятистишие, похожее на японское стихотворение.
• Синквейн помогает пополнить словарный запас.
• Синквейн учит краткому пересказу.
• Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.
. • Синквейн помогает развивать речь и мышление.
• Синквейн – это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнивать и оценивать их).
Таким образом, использование метода дидактического синквейна в практике показало, что у детей развивается импрессивная речь, обогащается и активизируется лексическая сторона речи, закрепляются навыки словообразования, формируется и совершенствуется умение использовать в речи различные по своему составу предложения, умение описывать предметы, составлять синквейн по предметной картинке (сюжетным) картинкам, по прослушанному рассказу или сказке.
Синквейны к слову ВЕСНА
Тема " Космос "
Синквейн со словом КОСМОНАВТ
Рассматривая качественную характеристику связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи (III уровень) разных авторов, таких как Ткаченко Т. А., Лалаева Р. И., Левина Р. Е., Филичева Т. Б., Воробьева В. К., Шаховская С. Н., Рудакова Н. П., мы выделили ряд особенностей, отмечающихся у данной категории детей при построении ими связных высказываний.
К трем годам дети с общим недоразвитием речи (III уровень) могут иметь словарный запас такого же объема, который характерен и для нормы развития речевой функции, так и значительно отличающийся от возрастной нормы. Несмотря на несовершенство произносительной стороны речи, ограниченность активного словаря, многочисленные грамматические ошибки, понимание обращенной речи переходит на более высокий уровень. Темпы освоения монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень) значительно снижены, по сравнению с темпами этого же процесса у детей с нормально развивающейся речью.
Синквейн является творческим методом, способствующим развитию связной монологической речи детей, их мыслительной деятельности.
1. Дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень) учатся вычленять основную информацию из предложенного материала, при этом получают навык составления краткого пересказа;
2. Более легкое усвоение и воспроизведение детьми материала лексических тем, чему способствует наличие алгоритма ответа в виде синквейна;
3. Возможность использования данного метода при работе с детьми, не владеющими навыками чтения и письма;
4. Развитие творческих способностей и самостоятельности, поскольку дети используют синквейн как опорную схему, алгоритм изложения, но сами регулируют лексическую и смысловую наполняемость связного монологического высказывания.
Синквейн систематически используетсяся на логопедических занятиях по развитию могнологической речи на этапе закрепления лексической темы.
Например, по теме "Домашние животные" дети составили синквейны с названиями домашних животных.
Например,