Виктория Чернова
Консультация для родителей «Культура поведения у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование культуры поведения у детей дошкольного возраста включает в себя развитие трёх основных компонентов:
Культурно-гигиенические навыки. Дети усваивают навыки туалета, умывания, одевания и раздевания, правила культуры еды (принимать пищу сидя за столом, есть с закрытым ртом, правильно пользоваться столовыми приборами и т. д.).
Культура общения. Устанавливает нормы и правила отношений ребёнка с людьми разного возраста в семье, детском саду, общественных местах (со взрослыми, сверстниками, малышами, знакомыми и незнакомыми). Под культурой общения подразумевается освоение ребёнком культурных норм монологической и диалогической речи, соблюдение требований речевого этикета, грамотности речи.
Культура деятельности. Предполагает соблюдение дошкольниками элементарных правил организации и осуществления индивидуальной и совместной деятельности, пользования инструментами и материалами, соблюдения норм сотрудничества, ответственности, организованности.
Для формирования культуры поведения у детей дошкольного возраста используются различные методы и формы работы:
Приучение. Детям предлагают определённый образец поведения, например, за столом, во время игры, в разговоре с взрослыми или ровесниками. Показывается и контролируется точность выполнения того или иного правила.
Упражнение. Многократное повторение того или иного действия. Например, как правильно взять нож или вилку в руки, разрезать кусок мяса или колбасы.
Воспитывающие ситуации. Специально созданные условия, в которых ребёнок оказывается перед выбором, например, во время еды пользоваться вилкой и ножом или одной вилкой.
Пример для подражания. Взрослый является для ребёнка образцом, поведение которого малыш хочет копировать и быть во всём на него похожим. Таким примером могут быть воспитатели, родители, литературные герои.
Словесные методы. Детям рассказывают реальные или сказочные истории, иллюстрирующие те или иные правила поведения.
Поощрение. Использование различных форм поощрения активизирует дошкольника к обучению и дальнейшему усвоению норм и правил поведения.
Также действенным методом по формированию навыков культурного поведения дошкольников являются занятия по этикету. Содержание занятий позволяет развивать коммуникативные способности дошкольников, способствует формированию умения свободно общаться в типовых ситуациях повседневности.