Панкова Е Ю
Конспект занятия «Макет фабрики «Передовая текстильщица». Путешествие в прошлое»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание макета ткацкой фабрики Сапожниковых по архивным документам.
Программные задачи:
Обучающие:
- продолжать знакомить детей с основными зданиями ткацкой фабрики, какими они были в прошлом : основные корпуса, переходы, паровая, здание для размотки коконов, спальни работниц фабрики с часами, выделяя основные особенности зданий: этажи, пристройки, цвет, размер, форма;
Публикация «Конспект занятия „Макет фабрики „Передовая текстильщица“, Путешествие в прошлое“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Макеты. Изготовление наглядных пособий для детей
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Темочки
- учить детей сооружать здания, передавая их характерные особенности;
- формировать представления детей о технологии промышленного производства ткани;
- совершенствовать умение планировать свою деятельность и в соответствии с заданием отбирать нужные детали конструкторов;
- формировать устойчивый интерес к конструированию.
Развивающие:
- развивать умение читать схемы и чертежи;
- развивать наблюдательность, воображение, учить замечать особенности зданий;
- совершенствовать и активизировать речевую деятельность детей, умение вести диалог в ходе совместной деятельности, отвечать на вопросы распространенными предложениями. Обогащать предметный словарь новыми словами: кокон, размотка, сырье, паровая, ткачиха, ткань, работница, переход и т. д.
- развивать моторику пальцев рук, согласованность в работе рук и глаз, коммуникативные умения высказывать просьбы, предложения.
- развивать интерес к коллективному конструированию общего макета.
Воспитывающие:
- воспитывать в детях чувство коллективизма;
- воспитывать чувство уважения и гордости к российскому производству и работницам тяжелого труда.
- воспитывать умение договариваться, кто какую часть работы будет выполнять.
Материалы и оборудование: фотографии некоторых зданий фабрики «Передовая текстильщица» : ткацкие первый и второй корпуса, переходы между зданиями, здание для намотки коконов (см. план фабрики, спальни работниц фабрики, паровая, картинки с техникой безопасности, инженерные книги, инновационный конструктор : «Кликс», «Фанкластик».
Методы и приемы:
- наглядные: показ иллюстраций по теме, фотоматериалов; использование ТСО;
- словесные: рассказ, беседа, чтение;
Практические: конструктивно-модельная деятельность.
Виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.
Словарная работа: ткачиха, ткацкая, первый и второй корпуса, переходы между корпусами, здание для намотки коконов, паровая, проходная завода «Передовая текстильщица».
*Нити утка (поперечные) и продольные составляют основу плетения и ковров, и тканей. *Станок – приспособление для изготовления тканей или ковров.
*Челнок – дощечка с отверстием для того, чтобы продевать сквозь продольные нити другие – нити утка.
*Ткачиха – человек, который умеет ткать материю, ковры или половики.
Предварительная работа: чтение художественной литературы о труде на ткацком производстве: К. Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла», мультфильм «Откуда берется одежда».
Показ презентации по теме: «Путешествие в прошлое фабрики «Передовая текстильщица»».
Разучивание физминутки: Нина Агошкова «Я теперь – ткачиха!»
https://stihi.ru/2020/05/17/3526,
Ход занятия:
Этапы технологии.
Деятельность воспитателя и детей.
Логическая взаимосвязь и введение нового понятия (слова). Вступительная беседа о историческом прошлом КШФ «Передовая текстильщица».
Воспитатель предлагает детям отправиться в прошлое фабрики Передовая текстильщица и посмотреть какой были раньше здания фабрики.
Педагог просит рассмотреть фотографии зданий фабрики, план на слайдовой презентации.
Затем воспитатель говорит, что к сожалению некоторые здания фабрики, построенной братьями Сапожниковыми, не сохранились и предлагает детям воссоздать из конструкторов макет фабрики братьев Сапожниковых образца 1875 года.
Схемы, карты, условные обозначения.
Дети рассматривают схемы, планы построек на ткацком производстве, их особенности и место расположения.
Инженерная книга.
Дети зарисовывают в книгах схему постройки и этапы постройки, выделяют нужные картинки с правилами техники безопасности, подбирая соответствующие цвета конструкторов.
Стимулирование инициативы детей (поддержка детских идей).
Воспитатель предлагает детям сконструировать на выбор понравившееся здание. Дошкольники вместе с воспитателем обсуждают, из какого предложенного конструктора можно сконструировать первый и второй ткацкие корпуса, переходы между ними, спальни для работниц фабрики, здание для наматывания коконов, паровую, забор для ограждения фабрики, ворота у проходной.
Педагог предлагает детям разделиться на малые подгруппы по 2 человека и выбрать, что они будут конструировать.
Техника безопасности.
Воспитатель предлагает вспомнить правила безопасности. Помогает детям сформулировать правила техники безопасности на ткацком производстве.
Стимулирование проговаривания мыслей вслух (объяснение детьми хода своих рассуждений).
Дети договариваются, кто что будет делать, выбирают нужные материалы, обсуждают, как лучше крепить детали, где им разместиться, чтобы было удобно работать.
Дети конструируют части здания, обсуждая друг с другом свои действия, идеи, ход работы, промежуточные результаты. При необходимости обращаются за помощью друг к другу или к воспитателю.
Экспериментальная деятельность/Конструирование + стимулирование общения детей между собой.
Воспитатель предлагает все готовые постройки разместить на макете «Фабрика Сапожниковых», добавить переходы между первым и вторым корпусами, объединить здания фабрики забором с воротами.
Обсуждение построек. Оценка деятельности (что хотели сделать - что получилось) Воспитатель просит рассмотреть общий макет ткацкой фабрики, обсудить, что получилось лучше всего, в чем испытывали затруднение, рассказать, как выполняли свою часть работы. Затем предлагает рассказать, каких зданий нет сейчас на фабрике и почему.
Фотографирование деятельности и объектов.
Воспитатель фотографирует самостоятельную игровую деятельность детей и получившийся макет.
Обыгрывание моделей (+ стимуляция активизации словаря).
Педагог предлагает поиграть с готовым макетом «Фабрика Сапожниковых» : дети распределяют роли в зависимости от выполняемых на фабрике функций - охранник на проходной, коконы шелкопряда привозят в здание размотки коконов и паровую, ткачихи идут со смены в свои спальни, водитель на грузовой машине.
Размещение моделей в предметно-пространственной среде группы.
Дети высказывают предложения о том, где в группе можно разместить «Макет фабрики». Воспитатель предлагает разместить его в специальном уголке по конструктивно-модельной деятельности.