Елена Визнер
Значение песочной терапии в развитии эмоциональной-познавательной сферы дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие познавательной активности у детей дошкольного
возраста особенно актуально на современном этапе, так как
именно познавательная активность развивает детскую любозна-
тельность, пытливость ума и формирует на их основе устой-
чивые познавательные интересы через исследовательскую
деятельность. Ежедневно дети познают все новые и новые
предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты
сходства, задумываются над простейшими причинами наблюда-
емых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их
от знакомства с природой к ее пониманию. Когда ребенок сам
действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, по-
этому приоритет в работе с детьми следует отдавать практи -
ческим методам обучения: экспериментам, проектам, опытам.
Дошкольник проявляет свои способности в ходе реальной
деятельности. Если он что-то знает, но может использовать но-
вое знание только в рамках той ситуации, в какой этот новый
опыт был получен, или только в ответ на вопрос, а в реальной
жизни не использует данный опыт, значит, это знание, опыт
не обобщены, не стали достоянием деятельности ребенка. Обу-
чение детей дошкольного возраста наиболее продуктивно, если
оно идет в контексте с практической и игровой деятельностью.
Игры на п е с к е - одна из форм естественной деятельности
ребенка. Именно поэтому она может быть использована в разви-
вающих и обучающих занятиях. В процессе песочной игры
ребёнок имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов и пере-
житое не развивается в психическую травму. Песочница облада-
ет психотерапевтическим эффектом, помогая ребёнку избавиться
от застенчивости, конфликтности в общении и многих других проблем. Песочная терапия - это прежде всего возможность самовыражения. Песок, вода и несколько маленьких фигурок людей, животных или предметов способны помочь человеку раскрыться, выразить свои чувства и эмоции, которые порой так трудно передать с помощью слов. Такого рода игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние ребенка, формируют умение прислушиваться к себе, осознавать и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. При этом создаются благопри- ятные условия для проявления у детей концентрации внимания, любознательности, увлеченности своим делом. Активизируются мыслительные и эмоциональные резервы, что выражается в фи- зических формах, создаваемых руками. Преобразуя ситуацию в песочнице, ребенок получает опыт самостоятельного разреше- ния трудностей как внутреннего, так и внешнего плана. По ос- новным положительным моментом, несомненно, является возможность получать ребенком первый опыт рефлексии (само- анализа). Накопленный опыт самостоятельных конструктивных изменений ребенок переносит в реальную повседневную жизнь. Использование песочницы в педагогической практике дает комплексный образовательно-терапевтический эффект.
В дошкольном возрасте у ребенка закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки не только физи ческого и нравственного, но и умственного развития. И если ребенку, испытывающему трудности в овладении знаниями, умениями, навыками, не помочь развить познавательные способности в раннем детстве, то при переходе его в школу, он столкнется с огромным количеством трудностей при усвоении учебного материала. Учитывая то, что познавательные способности человека связаны, прежде всего, с органами чувств, можно предположить, что песочная терапия - один из эффективных методов их развития.
-Содержание занятий отражает систему работы с применением комплекса различных средств песочной терапии в сочетании с дидактическими играми и направлено на развитие познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста, а также на снятие у них эмоционального напряжения и диском- форта и создание ситуации успеха. К числу наиболее актуальных проблем, решаемых в данной системе занятий, относятся: • создание благоприятных условий для развития познавательной сферы детей младшего дошкольного возраста; • развитие навыков взаимодействия друг с другом, умения работать в коллективе, осознавать себя частью коллектива.
Организационные условия, позволяющие реализовать данную систему занятий, предполагают наличие просторного помещения и соответствующего оборудования:
• водонепроницаемый деревянный ящик (песочница);
• коллекция игрушек,
• магнитофон с кассетами для проведения релаксационных
упражнений, а также для создания фона во время игр.