Анастасия Кужанкуй
Конспект НОД по развитию речи. ЗКР «Дифференциация звуков [з]-[ж]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи
Тема «Звуковая культура речи: дифференциация звуков З - Ж»
Цель: формирование слухового восприятия детей с помощью упражнений на различение звуков з-ж
Задачи:
- упражнять в четком, внятном произнесении слогов, слов со звуками З и Ж
- развивать фонематический слух; логическое мышление и внимание.
- воспитывать доброжелательность, взаимовыручку, отзывчивость.
Ход занятия:
Звучит запись жужжания пчелы и комара.
Ребята, а кто это издает такие звуки? Правильно – это пчела и комар. А вы так умеете? (Да). Хорошо, сегодня у нас в гостях пчелка Жужа и комарик Звонарик. Они очень хотят знать, различаете ли вы звуки, которые они издают и предлагают выполнить задания. Выполним их?
Но сначала давайте сделаем зарядку для языка. Выполняем артикуляционную гимнастику для языка: улыбка, трубочка, качели, лошадка.
А теперь попробуем произнести их. Сначала вы слушаете меня внимательно, потом выполняете:
— песенка комарика З-З-З (повесить карточку звука З рядом с комаром) – губы в улыбке, зубы заборчиком, кончик языка у нижних зубов, по языку проходит воздух — (ЗЗЗЗ….)
— Кирилл, повтори как поет комарик? Лена: ЗЗЗЗЗ…
— песенка пчелки Ж-Ж- Ж (поветик картинку звука Ж рядом с пчелой) - губы бубликом, зубы слегка разомкнуты, язык чашечкой, по языку проходит воздух — (ЖЖЖ….)
— Арина, как жужжит пчелка? Арина: (ЖЖЖ….)
— Ребята, молодцы! А теперь задание от наших гостей.
Задание «Слоговая песенка». Повторяйте за мной слоговую песенку:
за-жо- за, жы-зу- жы, зу-жа-зу, жа-зи-жа, зы-жу-зы, за-жо- за, жы-зу- жы, зу-жа-зу, жа-зи-жа, зы-жу-зы, за-жо- за, жы-зу- жы, зу-жа-зу, жа-зи-жа, зы-жу-зы
- Молодцы, ребята. Но наши гости не разобрались, можете ли вы различать звуки. Поэтому вот еще одно вам задание. Посмотрите, они приготовили для вас карточки, в которых зашифрованы их звуки, но что-то напутали. Давайте разберемся, где они сделали ошибку.
Новое задание «Четвертый лишний» - внимательно рассматриваем карточки и отвечаем, какое слово лишнее на карточке и почему, внимание уделяем звучанию слова. Первую карточку делаем вместе «Жираф, ежик, жилет, береза» — береза
—«Лыжи, зонт, зубы, ваза» - лыжи
— «Жаба, жук, заяц, лужа» - заяц
А теперь давайте проверим. Лена, подойди к доске, вычеркни лишнюю картинку и скажи, почему она лишняя.
— Ребята, все молодцы. Наши гости очень довольны результатами и они предлагают отдохнуть.
Физминутка «По дорожке»
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп. Немного отдохнем
И домой пешком пойдем.
—Молодцы, Жужа и Звонарик приготовили вам загадки: (после того, как дети назовут правильный ответ, воспитатель выставляет картинки отгадок)
—У косого нет берлоги, не нужна ему нора. От врагов спасают ноги, а от голода – кора. — Зайчик
—Под соснами, под елками ползет мешок с иголками. — Ежик
—Шурша травой, проползает кнут живой. Вот он встал и зашипел: подходи, кто очень смел. — Змея
—У этой лошадки одёжка в полоску. Похожа одёжка её на матроску. — Зебра
—Без пути и без дороги Ходит самый длинноногий. — Жираф
—Шесть ног без копыт, летит – жужжит. — Жук
—А сейчас для вас самое ответственное задание.
Задание «Помоги животным найти свой домик». (парная работа)
Наши гости предлагают расселить лесных жителей по домикам: со звуком З в зеленый домик, с Ж- в желтый (заяц, жираф, ежик, зебра, жук, змея)
Проверка задания у доски. Один из детей селит в зеленый домик животных, другой в желтый. Объясняют, почему так сделали.
Наши гости очень любят играть, и хотят поиграть с вами в игру, которая называется «Назови звук»
Игра «Назови звук». Игра с мячом. Ребенок ловит мяч и произносит, какой звук есть в слове З или Ж: лужа, ножниц ы, заяц, живот, зебра, зонт, коза, животное, змея, жук, звезда, журнал.
Молодцы, ребята. Жужжа и Звонарик убедились, что вы различаете звуки З и Ж.
— Ребята, а давайте превратимся в лягушек и будем ловить комара.
Игра «Поймай комара».
Играющие – лягушата садятся на корточки по кругу друг от друга на расстоянии, лицом к центру. Воспитатель берет в руки прут с привязанным на конце шнуром комаром и встает в середину круга. Для зачина читает отрывок из стихотворения Б. Заходера:
Поют лягушки хором.
Какой прекрасный хор!
Вот есть же хор, в котором
Не нужен дирижер!
Эй, лягушки! Не зевайте –
Комара скорей поймайте.
С этими словами взрослый начинает медленно вращать прут немного выше головы играющих. Когда комар летит над головой, дети подпрыгивают стараясь его поймать. Тот, кто схватит комара, говорит «ЗЗЗЗЗ». Затем воспитатель снова обводит прутом круг. Игра повторяется 2-3 раза.
Ну, теперь нам пора прощаться с нашими гостями. До свидания, Жужа и Звонарик, приходите еще к нам, поиграем. Нам с вами очень весело было.
—Рефлексия.
— Как звали пчелку и комарика?
— Какие звуки учились различать?
— Что запомнили?
— Что понравилось?
— Что было трудно?
— До свидания, Ребята!
— До свидания.