Дарья Шумакова
Лэпбук для музыкального развития детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«В МИРЕ МУЗЫКИ»
Лэпбук для музыкального развития детей
старшего дошкольного возраста
ШУМАКОВА ДАРЬЯ ГЕННАДЬЕВНА,
высшая квалификационная категория
МАОУ Овсянковская СОШ
Зейского района
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Лэпбук по музыке. Музыкальные лэпбуки
- Лэпбук. Лэпбуки на ВСЕ темы
- Музыка. Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший лэпбук» февраль 2023
Одной из главных задач ФГОС ДО является сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, развитию его способностей и творческого потенциала. Самостоятельная творческая деятельность воспитанников возможна при условии создания специальной предметно-развивающей среды. Исходя из этого, было создано дидактическое пособие - лэпбук «В мире музыки».
Следует отметить полифункциональный характер лэпбука «В мире музыки», который можно рассматривать как одну из игровых форм обучения, как самостоятельную музыкально-игровую деятельность, как средство музыкального общения ребенка и взрослого.
Цель: обеспечение активности ребёнка и разнообразия практической деятельности в процессе реализации музыкального развития дошкольника.
Задачи:
- Содействовать лучшему пониманию и запоминанию изучаемого материала и применению полученного опыта в новых жизненных ситуациях.
- Поддерживать познавательную активность, инициативу и самостоятельность детей в музыкальной деятельности.
- Создать условия для совместной музыкальной деятельности детей и взрослых.
- Активизировать словарь детей.
Составляющие лэпбука.
Музыкально-дидактическое пособие лэпбук «Музыкальный клондайк» создан для детей старшего дошкольного возраста. Представляет собой картонную папку формата А4 в сложенном виде, состоящую из четырех страниц.
На страницах папки имеются различные кармашки и карточки, в которых размещены дидактические игры и задания, направленные на развитие музыкальных способностей детей.
• Карточки с ритмическим рисунком и иллюстрации к ним;
• Музыкально-дидактическая игра «Три кита»;
• Музыкальное лото «Песня, Танец, Марш»;
• Уголок настроения: смайлики с изображением эмоций;
• Дидактическая игры: «Определи настроение», «Найди личико»;
• Портреты композиторов;
• Музыкально-дидактическая игра «Назови инструмент».
При работе с ритмическими рисунками ребенку предоставляется возможность выбора карточки с изображением ритмического рисунка. Дошкольник самостоятельно играет на металлофоне или деревянных палочках, либо прохлопывает ритмический рисунок в ладоши. Данное задание может выполнять как один ребенок, так и несколько детей, поделив карточки между собой. Ритмические рисунки развивают координацию голоса и движения.
На центральной странице расположены «Три кита музыки» и слева от них конверт «Три кита» с набором карточек с изображением различных музыкальных жанров: танец, песня, марш.
Ребенок может самостоятельно раскладывает в пустые кармашки карточки, соответствующие жанрам музыки, при этом называет жанр. Или взрослый предлагает послушать отрывок музыкального произведения, а ребёнок выбирает соответствующую картинку.
Ребенок с помощью взрослого слушает произведения различного характера и дает характеристику каждому прослушанному отрывку произведений, выбирая при этом соответствующую карточку с эмоцией (смайлик на палочке) из кармашка «Уголок настроения». Ребенок называет произведение, находит соответствующую ему картинку и композитора, написавшего эту музыку.
Можно играть и с группой детей: перед каждым ребенком лежит карточка. Музыкальный руководитель исполняет произведение, и дети, чьи карточки соответствуют или жанру, или характеру музыкального произведения поднимают их.
В игре «Найди личико» дошкольнику предлагаются различные жизненные ситуации в картинках, но лицо не прорисовано. Ребёнок должен выбрать подходящее личико (эмоцию) и подставить к картинке. Можно играть как самостоятельно, так и со взрослым.
В игре «Музыкальное лото» можно играть как одному ребёнку, так и подгруппой. Взрослый показывает по очереди карточки из кармашка «Песня, танец, марш». Дошкольник должен узнать свою и забрать к себе на поле. Выигрывает тот, у кого поле из мелких карточек закроется первым.
В игре «Назови инструмент» ребёнок может как самостоятельно узнавать и называть музыкальные инструмент. Так и с помощью взрослого угадывать звучание инструмента и выбирать соответствующую карточку с инструментом. Можно поиграть с помощью взрослого в игру «Вопрос, ответ», которая учит определять инструмент и название музыкантов, которые на них играют.
Результативность использования лэпбука.
У детей значительно повысился интерес к музыкальной деятельности в результате использования новой формы организации учебного материала. Дети проявляют инициативу и самостоятельность в музыкальной деятельности.
Перспектива.
Использование дидактического пособия «В мире музыки» в диагностике уровня развития музыкальных способностей детей.
Познакомить и привлечь воспитателей к созданию дидактического пособия для пополнения предметно-развивающей среды в группах ДОУ.
Таким образом, использование лэпбука открывает новые возможности в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста, перед ребенком открывается путь применения полученных знаний в практике.