Дарья Шумакова
Лэпбук для музыкального развития детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
«В МИРЕ МУЗЫКИ»
Лэпбук для музыкального развития детей
старшего дошкольного возраста
ШУМАКОВА ДАРЬЯ ГЕННАДЬЕВНА,
высшая квалификационная категория
МАОУ Овсянковская СОШ
Зейского района
Публикация «Лэпбук для музыкального развития детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Лэпбук по теме «Музыка». Музыкальные лэпбуки
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший лэпбук» февраль 2023
Одной из главных задач ФГОС ДО является сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, развитию его способностей и творческого потенциала. Самостоятельная творческая деятельность воспитанников возможна при условии создания специальной предметно-развивающей среды. Исходя из этого, было создано дидактическое пособие - лэпбук «В мире музыки».
Следует отметить полифункциональный характер лэпбука «В мире музыки», который можно рассматривать как одну из игровых форм обучения, как самостоятельную музыкально-игровую деятельность, как средство музыкального общения ребенка и взрослого.
Цель: обеспечение активности ребёнка и разнообразия практической деятельности в процессе реализации музыкального развития дошкольника.
Задачи:
- Содействовать лучшему пониманию и запоминанию изучаемого материала и применению полученного опыта в новых жизненных ситуациях.
- Поддерживать познавательную активность, инициативу и самостоятельность детей в музыкальной деятельности.
- Создать условия для совместной музыкальной деятельности детей и взрослых.
- Активизировать словарь детей.
Составляющие лэпбука.
Музыкально-дидактическое пособие лэпбук «Музыкальный клондайк» создан для детей старшего дошкольного возраста. Представляет собой картонную папку формата А4 в сложенном виде, состоящую из четырех страниц.
На страницах папки имеются различные кармашки и карточки, в которых размещены дидактические игры и задания, направленные на развитие музыкальных способностей детей.
• Карточки с ритмическим рисунком и иллюстрации к ним;
• Музыкально-дидактическая игра «Три кита»;
• Музыкальное лото «Песня, Танец, Марш»;
• Уголок настроения: смайлики с изображением эмоций;
• Дидактическая игры: «Определи настроение», «Найди личико»;
• Портреты композиторов;
• Музыкально-дидактическая игра «Назови инструмент».
При работе с ритмическими рисунками ребенку предоставляется возможность выбора карточки с изображением ритмического рисунка. Дошкольник самостоятельно играет на металлофоне или деревянных палочках, либо прохлопывает ритмический рисунок в ладоши. Данное задание может выполнять как один ребенок, так и несколько детей, поделив карточки между собой. Ритмические рисунки развивают координацию голоса и движения.
На центральной странице расположены «Три кита музыки» и слева от них конверт «Три кита» с набором карточек с изображением различных музыкальных жанров: танец, песня, марш.
Ребенок может самостоятельно раскладывает в пустые кармашки карточки, соответствующие жанрам музыки, при этом называет жанр. Или взрослый предлагает послушать отрывок музыкального произведения, а ребёнок выбирает соответствующую картинку.
Ребенок с помощью взрослого слушает произведения различного характера и дает характеристику каждому прослушанному отрывку произведений, выбирая при этом соответствующую карточку с эмоцией (смайлик на палочке) из кармашка «Уголок настроения». Ребенок называет произведение, находит соответствующую ему картинку и композитора, написавшего эту музыку.
Можно играть и с группой детей: перед каждым ребенком лежит карточка. Музыкальный руководитель исполняет произведение, и дети, чьи карточки соответствуют или жанру, или характеру музыкального произведения поднимают их.
В игре «Найди личико» дошкольнику предлагаются различные жизненные ситуации в картинках, но лицо не прорисовано. Ребёнок должен выбрать подходящее личико (эмоцию) и подставить к картинке. Можно играть как самостоятельно, так и со взрослым.
В игре «Музыкальное лото» можно играть как одному ребёнку, так и подгруппой. Взрослый показывает по очереди карточки из кармашка «Песня, танец, марш». Дошкольник должен узнать свою и забрать к себе на поле. Выигрывает тот, у кого поле из мелких карточек закроется первым.
В игре «Назови инструмент» ребёнок может как самостоятельно узнавать и называть музыкальные инструмент. Так и с помощью взрослого угадывать звучание инструмента и выбирать соответствующую карточку с инструментом. Можно поиграть с помощью взрослого в игру «Вопрос, ответ», которая учит определять инструмент и название музыкантов, которые на них играют.
Результативность использования лэпбука.
У детей значительно повысился интерес к музыкальной деятельности в результате использования новой формы организации учебного материала. Дети проявляют инициативу и самостоятельность в музыкальной деятельности.
Перспектива.
Использование дидактического пособия «В мире музыки» в диагностике уровня развития музыкальных способностей детей.
Познакомить и привлечь воспитателей к созданию дидактического пособия для пополнения предметно-развивающей среды в группах ДОУ.
Таким образом, использование лэпбука открывает новые возможности в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста, перед ребенком открывается путь применения полученных знаний в практике.