Щанкина Надежда Николаевна
Наставничество как одно из условий профессионального становления молодого педагога
▼ Скачать + Заказать документы
«Наставничество – как одно из условий профессионального становления молодого педагога»
из опыта работы воспитателя первой квалификационной категории Щанкиной Слайд 1
Я, Щанкина Надежда Николаевна, воспитатель старшей группы, являюсь наставником молодого педагога Перцевой Натальи Владимировны.
Слайд 2
Публикация «Наставничество как одно из условий профессионального становления молодого педагога» размещена в разделах
- Наставничество. Работа наставника
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2023
Моя задача – помочь молодому педагогу адаптироваться в коллективе, сделать так, чтобы он не разочаровался в выбранном пути. Решать эту задачу нужно с учетом того, что в своем профессиональном становлении молодой специалист проходит несколько этапов.
Наталья Владимировна пришла к нам в детский сад в декабре 2017 года, до этого она не имела опыта работы с детьми, также у нее отсутствовало педагогическое образование. Первый год явился сложным для неё в том плане, что ей пришлось многому научиться.
Были выделены основные направления работы:
- ведение документации дошкольного учреждения;
- организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ;
- формы и методы организации совместной деятельности воспитанников с воспитателем;
- механизм использования дидактического, наглядного и других материалов;
- организация совместной образовательной деятельности, задачи и цели;
- использование новых образовательных технологий и разработок, как во время НОД, так и в любом режимном моменте;
- общие вопросы методики организации работы с родителями;
- выбор методической темы для самообразования;
- подготовка к аттестации.
Выбор формы работы с молодым специалистом Перцевой Натальей Владимировной начался с беседы. Я выяснила, что молодой педагог в некоторых вопросах испытывает трудности. Причины этих трудностей, по её мнению, недостаток педагогического опыта. Наталье Владимировне необходимо для работы научиться анализировать и оценивать свою деятельность и поведение, видеть и понимать мотивы поведения ребенка. Она нуждается в методической помощи, а именно: просмотре открытых занятий у опытных воспитателей, в знакомстве с передовым педагогическим опытом, в ознакомлении с новыми образовательными технологиями и применением их на практике.
Мы составили совместный индивидуальный план работы педагога-наставника и молодого педагога.
Была проведена работа по развитию у молодого педагога следующих умений :
Слайд 3
Для развития умений вести документацию дошкольного учреждения: были проведены консультации по перспективному, календарному и комплексно-тематическому планированию; оказана помощь по организации качественной работы с документацией группы. За отчё тныйпериод нами были изучены: образовательная программа детского сада, рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми.
Слайд 4
Для развития умений организовывать воспитательно-образовательный процесс: с Натальей Владимировной мы регулярно обсуждаем вопросы организации воспитательно-образовательного процесса с детьми. Я направляю её деятельность на использование здоровьесберегающих технологий. В своей самостоятельной работе она ищет новые формы, которые использует для организации и проведения утренней гимнастики, «Недели здоровья», спортивных праздников, двигательных оздоровительных игр. Для организации двигательной активности детей Наталья Владимировна пополнила материал группы нетрадиционным спортивным оборудованием.
К каждому ребёнку найден индивидуальный подход. Наталья Владимировна относятся к детям как к личности, а не как к объекту воздействия.
Слайд 5
Для организации совместной деятельность детей и воспитателя я предложила Наталье Владимировне понаблюдать за работой воспитателя в утренние, вечерние часы и на прогулке не только в своей группе, но и в группах других педагогов. Совместно мы проанализировали организацию воспитательно-образовательной работы в режимных моментах и отметили положительные моменты, которые она может использовать в своей деятельности. Этот вопрос я не оставила без внимания. И чтобы понять, как удаётся проведение совместной деятельности молодому педагогу, я сама наблюдала за работой Натальи Владимировныи отметила положительные стороны. Совместно с Натальей Владимировной мы готовили конспекты непосредственной образовательной деятельности, проговаривали каждый этап и элемент занятия. Наиболее удачные варианты НОД это - «В гости к бабушке» по познавательному развитию; «На помощь Речевичку» по речевому развитию.
Слайд 6
Мною рекомендовано при подготовке к непосредственной образовательной деятельности активнее использовать предварительную работу, игровые приемы и электронные ресурсы.
Её интересует всё новое, она начала осваивать и применять в образовательном процессе информационные технологии: разработала тематические презентации «История возникновения лампочки», «Памятники нашего села» и
Слайд 7
Мы пришли к выводу, что Наталье Владимировне необходимо принимать участие в обогащении развивающей среды группы дидактическим материалом в соответствии с требованиями ФГОС ДО. К изготовлению дидактического материала Наталья Владимировна привлекает детей и родителей. В группе оформлен мини – музей «Станция телефонная», пополнился новыми экспонатами патриотический уголок.
Изучив портфолио педагога-наставника, она заинтересовалась использованием в своей работе проектного метода. Так нами был создан проект «Растим патриотов». В рамках проекта была проведена познавательная программа «Я юный гражданин».
В процессе проектной деятельности дети узнали о том,что обозначают цвета на флаге нашей Родины, о символике РФ, о своих правах. Благодаря проектной деятельности у детей развивается познавательный интерес к истории нашей Родины.
Слайд 8
Для развития умения организовывать и проводить праздничные мероприятия: при подготовке детей к праздникам совместно с Натальей Владимировной обсуждаются сценарии, обговариваются вопросы по расположению атрибутов, рассаживанию детей, все рекомендации, которые были мной даны реализованы. Здесь проявляются инициатива и творчество молодого педагога.
Слайд 9
Для развития умений организовывать работу с родителями: совместно с наставником были проведены родительские собрания «Семь лепестков здоровья», «Воспитание патриотических чувств дошкольника»,осенью 2019 года реализован совместный проект «Каша – польза наша», совместно с наставником зимой 2019 была организована акция «Накормим птиц». Участок детского сада и теперь украшают кормушки, сделанные руками родителей, а по утрам дети насыпают корм для птиц.
Слайд 10
Оказала помощь в выборе темы по самообразованию: в начале учебного года на основе годовых задач ДОУ и с целью расширения знаний детей по краеведению, мы определились с темой по самообразованию «Приобщение детей к здоровому образу жизни посредством туризма». Работа по данному направлению предполагает тесное сотрудничество с родителями и включает в себя совместные выезды на природу. Наталья Владимировна поделилась опытом работы по данному направлению на педагогическом совете в ноябре 2019 года.
Слайд 11
Для решения задачи по подготовке молодого педагога к аттестации на первую квалификационную категорию, используя мои рекомендации, наблюдения за работой педагогов, посещая открытые мероприятия педагогов детского сада и района, организуя работу в соответствии с темой по самообразованию, Наталья Владимировна готовится пройти аттестацию. Для этого она подготовила своё портфолио, овладела необходимыми теоретическими знаниями и практическими навыками работы с детьми.
Слайд 12
Наталья Владимировна с детьми принимает участие в конкурсах разного уровня. В районных конкурсах «Созвездие чудес рукотворных», «Веселый балаганчик», всероссийских «Таланты России» и другие. Таланты ее и детей отмечены призовыми местами. Работы педагога отмечены призовыми местами.
Слайд 13
Проект Казаковой Миланы: «Хлеб всему голова» отправлен на краевой конкурс «Юный исследователь».
Слайд 14
Наталья Владимировна делится опытом работы с коллегами через публикации в газете Степная Новь, на образовательных порталах «MAAM.ru, «Солнечный свет».
Слайд 15
Вывод:
Молодому педагогу оказана помощь :
- в приобретении практических навыков, необходимых для педагогической работы по занимаемой должности;
- в выработке умения применять теоретические знания в практической деятельности;
- в приобретении опыта по освоению разнообразных современных технологий обучения и развития познавательной деятельности дошкольников.
Тема по самообразованию: «Взаимодействие с семьей, как способ развития творческих способностей у детей»
Цель: использование различных форм работы и взаимодействия с семьей для развития творческих способностей у детей дошкольного возраста через технологию «Пластилинография».
Задачи:
1. Повысить свой собственный уровень знаний путем изучения новой литературы по работе с пластилином, литературы о пластилинографии и ее видах, изучение новейших публикаций в интернете.
2. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада;
3. Обогащение знаний родителей о важности развития творческих способностей детей;
4. Оформить в группе уголок для родителей c работами детей и кратким изложением того, что представляет собой пластилинография, ее значение в развитии личности.
5. Подготовить и провести открытое занятие в старшей группе по художественно – эстетическому развитию – лепке с использованием технологии «пластилинография».
Актуальность темы:
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации. Их воспитательные функции различны, но для развития творческих способностей ребенка необходимо их взаимодействие.
В дошкольном учреждении ребёнок приобретает художественные навыки, учится организовывать творческую деятельность. Но и роль семьи в воспитании и развитии творческих способностей ребенка нельзя недооценивать. Благодаря особому, семейному эмоциональному микроклимату у ребенка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности. Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания, а также взаимной ответственности педагогов, родителей и общественности нашла свое отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», «Положении о дошкольном образовательном учреждении», законе «Об образовании». Так, в Законе «Об образовании» записано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте.
Творчество- это универсальное средство развития индивидуальности, которое обеспечивает устойчивую адаптацию к новым условиям жизни.
Все больше внимания уделяется изобразительной деятельности, как средству развития талантливой, творческой личности. Опыт показывает, что в детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять большое внимание нетрадиционной изобразительной деятельности.
Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам, но учитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения, для развития творческих способностей недостаточно стандартного набора изобразительных материалов и традиционных способов передачи полученной информации. Изначально всякое детское художество сводится не к тому, что рисовать, а на чем и чем.
В нашей группе рисование пластилином - именно то, что позволит полностью раскрыть потенциал ребенка. Более ясному, точному выражению своих внутренних переживаний, проблем с одной стороны, а также творческому самовыражению с другой. В процессе творчества ребенок гораздо ярче и нагляднее может проявить себя.
Это особенно важно для детей, которые не могут выговориться потому, что выразить свои чувства, фантазии в рисунке легче, чем о них рассказать.
Пластилинография - это один из сравнительно недавнего появления нового вида в изобразительной деятельности. Основной материал- пластилин, а основным инструментом является рука, вернее обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми. Положительный результат, может быть, достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства.
Перспективное планирование взаимодействия с родителями по теме «Пластилинография»
Месяц Педагогическая деятельность.
Самореализация по теме. Работа с родителями Способы оформления материала для использования в практической работе
Сентябрь
Изучение методической литературы
1. Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика – М. : АСТ: Астрель, 2006.
2.T. Н. Давыдова "Пластилинография" Издательство "Скрипторий, 2003"
3. Давыдова Г. Н. "Детский дизайн. Пластилинография. - М. : Издательство "Скрипторий 2003", 2015.-80 стр
4. Давыдова Г. Н. Пластилинография. Цветочные мотивы. 2007. – 72 с.
5. Иванова М. Лепим из пластилина. Издательство АСТ-ПРЕСС КНИГА. 2007. - 111 с.
6. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев. – Издательство: Аст; Сова, 2006. – 94 с.
7. Орен Р. Лепка из пластилина: развиваем моторику рук. Издательство Махаон. 2010. – 96 с.
Сентябрь
октябрь Разработка мероприятий по теме самообразования (перспективного плана работы) взаимодействия ДОУ и родителей в развитии творческих способностей у детей. Родительское собрание. Познакомить родителей с особенностями художественно-эстетического воспитания и его значением в развитии личности ребенка. Беседа: «Путешествие в Пластилинию» Анкетирование родителей: «Как вы развиваете творчество детей дома»
Ноябрь Творческая мастерская.
«Корзина с цветами»
Консультация для родителей:«Волшебный пластилин»
Декабрь
Творческая мастерская. «Новогодняя игрушка»
Январь Творческая мастерская.
«Белая снежинка мне на ладошку села». Картотека развивающих игр по развитию творческих способностей у детей
Февраль Творческая мастерская. «Кораблик для папы».
Март Творческая мастерская. «Весенний букет». «Пластилинография для детей –творчество и развитие»
Апрель Творческая мастерская. «Космос»
Май Творческая мастерская. «Загадочная мандала» Выставка совместных работ «Мастерская пластилина».
Показ занятия.
Ожидаемый результат:
1. Благодаря взаимодействию с педагогами ДОУ и участию в жизни детского сада родители приобретают опыт педагогического сотрудничества со своим ребенком.
2. Активное участие родителей в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста.
3. Личностные достижения каждого ребенка, как результат совместной работы и сотрудничества ДОУ и семьи.