Ольга Крашенинникова
Синдром профессионального выгорания педагога
▼ Скачать + Заказать документы
Синдром профессионального выгорания относится к числу феноменов личностной деформации и является неблагоприятной реакцией на рабочие стрессы, включающий в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты.
Деятельность педагога буквально насыщена факторами, которые вызывают профессиональное выгорание :
большое количество социальных контактов за рабочий день,
предельно высокая ответственность,
недооцененность коллегами и руководством профессиональной значимости,
необходимость быть все время в форме.
Публикация «Синдром профессионального выгорания педагога» размещена в разделах
Сейчас обществом декларируется образ успешного человека – т. е. уверенного в себе, самостоятельного и решительного человека. И многие люди стараются соответствовать такому образу, чтобы быть востребованным. Но для поддержания соответствующего имиджа педагог должен иметь внутренние ресурсы. Кроме того, профессия педагога относится к альтруистическому типу, что повышает вероятность возникновения выгорания.
В 1981 г. А. Морроу предложил яркий эмоциональный образ, отражающий, по его мнению, внутреннее состояние работника, испытывающего дистресс профессионального выгорания : «Запах горящей психологической проводки». Морроу считает, что профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них.
Синдром профессионального выгорания развивается постепенно. Он проходит три стадии - «три лестничных пролета в глубины профессиональной непригодности» (Кристина Маслач 1982 г.)
ПЕРВАЯ СТАДИЯ Снижение самооценки.
исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;
возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»
Как следствие, такие «сгоревшие» работники чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние.
ВТОРАЯ СТАДИЯ Одиночество.
• возникают недоразумения с воспитанниками и родителями, педагог в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;
• неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии воспитанников — вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения.
Люди, страдающие от эмоционального сгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с людьми.
ТРЕТЬЯ СТАДИЯ Эмоциональное истощение, соматизация.
• притупляются представления о ценностях жизни, человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;
• глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.
Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное сгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям — гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости и т. д.
У человека, подверженного выгоранию первой степени, проявляются умеренные, недолгие и случайные признаки. В этом случае он может помочь себе сам (путем расслабления, организации перерывов в работе).
На второй стадии выгорания симптомы проявляются более регулярно, носят более затяжной характер и труднее поддаются коррекции. Обычные способы лечения здесь неэффективны, для заботы о себе требуются дополнительные усилия.
Признаки и симптомы третьей стадии выгорания являются хроническими. Попытки позаботиться о себе не приносят результата, а профессиональная помощь может не дать быстрого облегчения.
На первых двух стадиях выгорания человек может восстановиться, но чтобы «вернуться» ему необходимо либо научиться жить с тем, что есть, либо изменить ситуацию. По мнению Кристины Маслач, полностью выгоревший человек, вероятно, не измениться.
ТЕСТ "Профессиональное (эмоциональное) выгорание (Методика К. Маслач и С. Джексон, адаптация Водопьянова Н. Е.)
1. Я хорошо понимаю каждого моего воспитанника и нахожу к каждому свой подход.
2. Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях с моими воспитанниками
3. Я могу позитивно влиять на продуктивность работы моих воспитанников и коллег.
4. У меня много профессиональных планов на будущее, и я верю в их
осуществление.
5. Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудни-чества при общении с моими воспитанниками и коллегами.
6. Я легко общаюсь с воспитанниками и их родителями независимо от их социального положения и поведения.
7. Я многое успеваю сделать на работе и дома.
8. Я многого смогу еще достичь в своей жизни. Ответы испытуемого оцениваются следующим образом:
• 0 баллов — «Никогда»;
• 1 балл — «Очень редко»;
• 2 балла — «Редко»
• 3 балла — «Иногда»;
• 4 балла — «Часто»;
• 5 баллов — «Очень часто»;
• 6 баллов — «Каждый день».
Субшкала
Низкий уровень - 37 и больше
Средний уровень - 31-36
Высокий уровень - 30 и меньше
Профилактика профессионального выгорания
«Каким же образом мы можем помочь себе избежать выгорания? Наиболее доступным в качестве профилактических мер является использование способов саморегуляции и восстановления себя. Это своего рода техника безопасности для специалистов, имеющих многочисленные и интенсивные контакты с людьми в ходе своей профессиональной деятельности.»
Упражнение «Что мне доставляет удовольствие»
Педагогам предлагается записать 10 приятных для них дел, доставляющих им удовольствие (т. е. ответить на вопрос «Что мне доставляет удовольствие?»). Далее данный список необходимо проранжировать по степени удовольствия, доступности и частоте использования, что позволит выбрать наиболее приятные и доступные занятия. Участники по очереди называют самый оптимальный способ восстановления психоэмоционального состояния.
В результате обсуждения можно сделать вывод, что педагоги имеют возможность к саморегуляции, но, по разным причинам этого не делают.
Примерный перечень способов эффективной саморегуляции:
• смех, улыбка, юмор;
• размышления о хорошем, приятном;
• различные движения типа потягивания, расслабления мышц;
• рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном;
• вдыхание свежего воздуха;
• чтение стихов;
• высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так;
• прослушивание спокойной, тихой музыки;
• общение с супругом (гой, детьми, внуками;
• рукоделие;
• общение с искусством.
Учитесь управлять собой.
Во всем ищите добрые начала.
И, споря с трудною судьбой,
Умейте начинать сначала,
Споткнувшись, самому вставать,
В себе самом искать опору
При быстром продвиженье в гору
Друзей в пути не растерять…
Не злобствуйте, не исходите ядом,
Не радуйтесь чужой беде,
Ищите лишь добро везде,
Особенно упорно в тех, кто рядом.
Не умирайте, пока живы!
Поверьте, беды все уйдут:
Несчастья тоже устают,
И завтра будет день счастливый!