Ирина Гурова
Культура речи педагога как условие профессионального мастерства
▼ Скачать + Заказать документы
Культура речи педагога – одно из слагаемых его профессионального мастерства. Педагог, владеющий культурой речи, всегда будет более успешным при наличии других равных условий (методической грамотности, кругозора).
«От культуры речи педагога зависит культура речи детей» (Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада / В. И. Логинова, А. И. Максаков, М. И. Попова и др. ; Под ред. Ф. А. Сохина. – М. : Просвещение, 1984.)
Публикация «Культура речи педагога как условие профессионального мастерства» размещена в разделах
Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают особенности их речи, и это не только правильное произношение, употребление слов, построение фраз, но также и те несовершенства речи, которые встречаются у взрослых.
Речь взрослых детского сада, которые находятся постоянно в поле зрения воспитанников, в общении с ними, является одним из основных источников, из которого дети получают образец родного языка, культурной речи. Поэтому она должна быть правильной, с ясным и отчётливым произнесением всех звуков родного языка, выдержанной в определённом темпе, громкости, быть интонационно выразительной. Также она должна быть грамматически правильно оформленной, связной, доступной для понимания с точным использованием лексических средств. Важное значение имеет уместное использование этикетных слов и выражений.
Авторы отмечают, что педагог должен самокритично относиться к собственной речи и при наличии недочётов в ней стремиться к их устранению.
Однако установить и выявить недостатки своей речи не всегда легко, так как в процессе общения внимание говорящего обращено прежде всего не на форму речи (как сказать, а на её содержание (что сказать). Кроме того, многие недочёты речи являются очень стойкими, так как они уже прочно закрепились в течение жизни и уже не замечаются. Например, не замечаются такие недостатки, как торопливость, монотонность речи, повышенная громкость голоса, неправильная постановка ударения в словах, грамматические ошибки.
Чтобы знать о несовершенствах своей речи, стоит прислушаться к замечаниям своих коллег. Можно также сделать видеозаписи своих занятий, аудиозаписи выступлений, и затем провести анализ всех сторон своей речи. Но надо учесть, что при записи речь улучшается за счёт усиленного самоконтроля. Обнаруженные недостатки речи нужно зафиксировать и обязательно устранить.
Требования к речи педагога
- Разговаривать вежливо. Не допускать в разговоре с детьми, коллегами, родителями повышенного тона, грубых выражений.
- Стремиться правильно использовать интонационные средства выразительности с учётом содержания высказывания.
Рассказ, прочитанный детям с использованием средств выразительности, вызовет у детей интерес, заставит их сопереживать, почувствовать силу слова, позволит надолго запомнить содержание. Но тот же рассказ, прочитанный сухо, в быстром темпе, без эмоций, вызовет только скуку и безразличие к художественному произведению. Важно правильно ставить логическое ударение, т. е. выделять из фразы главные по смыслу слова или словосочетания путём повышения или понижения голоса.
В общении с воспитанниками тон речи педагога должен быть спокойным, уверенным. Однако для этого необходимо, чтобы сам взрослый был спокойным, убежденным в правильности отдаваемых распоряжений, своих поступков, оценок действий и поступков детей. Крайне нежелателен назидательный, менторский тон (менторский тон – (от имени гомеровского персонажа Ментора) высокомерно-поучительный тон речи, является признаком преувеличенного чувства собственной значимости, он обычно отталкивает, так как чем старше ребёнок, тем в большей степени у него выражено стремление к самоутверждению, к признанию себя личностью.
В общении с детьми и со взрослыми (сотрудниками, родителями воспитанников) важно использовать вежливую интонацию.
- В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью, высотой голоса.
Торопливость речи недопустима в общении с детьми. Речь воспринимается намного лучше, если она протекает в слегка замедленном темпе. Такой темп повышает отчётливость речи, и, наоборот, ускоренный темп делает её нечёткой, смазанной, трудной для восприятия. Сказки, рассказы, стихи детям мастера художественного слова читают, как правило, в более медленном темпе, чем тот, который характерен для разговорной речи. Замедленную речь детям легче воспринимать, легче следить за её содержанием, запоминать текст.
Нужно, однако, помнить, что это правило не всеобъемлющее. При чтении художественных произведений ускорение или замедление речи должно быть оправдано передаваемым в данный момент содержанием, являться средством художественной выразительности.
Голос – это профессиональный инструмент педагога, и им необходимо правильно пользоваться, беречь от перегрузок. Неправильное использование голоса может проявляться в чрезмерном повышении его громкости. Если всё-таки ситуация общения требует значительного усиления громкости речи, это не значит, что нужно доводить его до крика. Следует, несколько увеличив громкость, более чётко произносить слова, замедлив при этом темп речи.
Если голос тихий и слабый, то его необходимо развивать до более громкого и укреплять специальными упражнениями. Может быть также устранена и неблагозвучность голоса (сиплость, хрипота, гнусавость).
- Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся нарушения.
Своевременно не исправленные недостатки произношения звуков могут остаться на всю жизнь, и они нередко встречаются и у взрослых. Некоторые считают, что в зрелом возрасте их исправить уже нельзя. На самом деле это не совсем так. При большом желании, при систематической и целенаправленной работе это возможно.
- Иметь хорошую дикцию.
Дикция – это чёткое, внятное и отчётливое произношение всех звуков родного языка с правильной их артикуляцией, в словах и фразах. Иногда речь педагога страдает небрежным, неряшливым произношением, например, когда звуки и слова произносятся при недостаточно открытом рте (как бы сквозь зубы, не договариваются окончания слов, «проглатываются» отдельные звуки, невнятно произносятся согласные.
Чтобы выработать хорошую дикцию, необходимо прежде всего укрепить артикуляционный аппарат (устранить вялость губ, малоподвижность языка, скованность в движениях нижней челюсти, наладить правильное речевое дыхание. Для этого можно использовать специальные упражнения, направленные на развитие подвижности мышц нижней челюсти, языка, губ.
- Использовать в своей речи литературное произношение, т. е. придерживаться орфоэпических норм.
Педагог должен придерживаться литературных норм произношения, устранять в своей речи различные акценты, влияние местных говоров, правильно ставить ударения в словах.
Сложность усвоения правильного литературного произношения заключается в том, что оно не всегда совпадает с правописанием.
Например, к нелитературному относится побуквенное произнесение слов, когда слова произносятся так, как они написаны: что (вместо што, его (вместо ево, счастье (вместо щастье) и др.
В разговорной речи при произнесении отчеств, при сочетании имён и отчеств иногда могут выпадать некоторые звуки и окончания: Михал Палыч (Михаил Павлович, Марь Иванна (Мария Ивановна).
Важно не сокращать этикетные слова и выражения: (здрасьте – здравствуйте, пожалста – пожалуйста) и пр.
Также следует обратить внимание на постановку ударений в словах (не килОметр, а киломЕтр, не повтОрим, а повторИм, не понЯли, а пОняли, не пОняла, а понялА, не нАчала, а началА, не зАнята, а занятА) (более подробно - в презентации).
Для того, чтобы запомнить, как ставить ударение, можно воспользоваться «мнемоническими рифмовками». Вот некоторые из них.
Мы у тёти Фёклы ели борщ из свЁклы.
Прилетел мохнатый шмель и уселся на щавЕль.
Вырвали за целый день весь щавЕль, и весь ревЕнь.
А у нашей Марфы вес в полоску шАрфы.
Не будем улыбаться, хватит баловАться.
Девочки надели бАнты и играют дружно в фанты.
В музее – натюрморты, на них – цветы и тОрты.
Что за странный носорог – ел и твОрог, и творОг.
Несу в корзинке Ивовой пирог с начинкой слИвовой.
Красит здания маляр, мебель делает столЯр.
Есть при всех конфеты стыдно! Поделись, ведь нам завИдно!
У того, кто знаменит телефон весь день звонИт.
Поскорее привези для окошек жалюзИ!
Слово тУфля я прочту с ударением на «ту».
Внучка музыку включИт – сразу бабушка ворчит.
Мы прошли немало – целых два квартАла!
Чем человек счастливее, тем выглядит красИвее.
Непросто ударенья заучить – стихи задачу могут облегчИть!
Другого рода ошибки встречаются при применении слов и выражений, возникших под влиянием местных диалектов. Говорят, например, «слазь» вместо «слезай»; «ложи» вместо «положи», «клади»; «ложить» вместо «положить», «класть»; «жгет» вместо «жжет»; «пекёт» вместо «печёт». Недопустимы для употребления и глагольные формы «заберите» вместо «возьмите»; «обождите» вместо «подождите»; «бежи» вместо «беги»; «лазать» вместо «лазить»; «подымать» вместо «поднимать».
Если возникают сомнения в правильности произнесения слов и постановки ударения, нужно воспользоваться справочной информацией.
- Точно использовать слова и грамматические конструкции при передаче информации взрослым и детям, чтении и рассказывании.
К сожалению, некоторые педагоги допускают лексико-грамматические ошибки.
Нарушения лексики
Лексические нормы речи – это правила употребления слов в речи, т. е. точность выбора слова соответственно смыслу высказывания и уместность применения его в общественном значении и общепринятых сочетаниях.
-Многословие. Например, использование лишних слов (лишних потому, что они просто не нужны в данном тексте); тавтология (от греч. tauto- то же самое logos - слово) – повторение однокоренных слов или одинаковых морфем; слова-паразиты, которые засоряют речь, особенно устную (это разнообразные частицы и отдельные слова, которыми говорящий заполняет вынужденные паузы, не оправданные содержанием и структурой высказывания,
-Лексическая неполнота высказывания. Эта ошибка по смыслу противоположна многословию. Неполнота высказывания заключается в пропуске необходимого в предложении слова.
Типичные нарушения лексики в речи педагога: «спросить вопрос», «поставить роспись», «распланировать планы», «повысить кругозор», «играть значение»; плеонастические сочетания (обороты речи, в которых происходит дублирование некоторого элемента смысла): «в мае – месяце», «вступительная преамбула», «первый дебют», «крупные гиганты», «отступать назад» и др. Неточное употребление слов «кружка» - «чашка», «платье» - «сарафан» и мн. др.
Встречаются и грамматические ошибки, указывающие на незнание морфологических и синтаксических норм.
Например, «согласно приказа», «в двухтысячноседьмом году» и др. Встречаются ошибки в употреблении предлогов, например, «приехать с Москвы», «пришли с другого детского сада», «достали с коробки». Во всех этих примерах нужно употреблять предлог «из».
Предлог «между» нужно употреблять с существительными в творительном падеже (не «между облаков», а «между облаками», не «между стульев», а «между стульями»).
Нередко встречаются ошибки в согласовании числительных с существительными: «три синих чашки», (три синие чашки, «две столовых ложки масла» (две столовые ложки масла, «найди четыре дельфина» (четырёх дельфинов) и т. п.
Словообразовательные ошибки – «платишко», «платьишко» вместо «платьице», «длиньше» вместо «длиннее», «красивЕе» вместо «красИвее», «кольнули» вместо «укололи», «взади» вместо «сзади».
Для того, чтобы устранить в речи ошибки, нужно обогащать свой словарный запас, работать над точностью использования грамматических средств. Специалисты предлагают с этой целью систематическое чтение художественной, научно-популярной, специальной и другой литературы. Однако это даст результат только в том случае, если читающий вдумчиво относится к слову, следит не только за содержанием, но и за его языковой, речевой формой.
Серьёзное отношение к чтению, постоянная работа с книгой помогут глубже усвоить богатство и разнообразие родного языка.
Большую помощь в работе над словом, над правильным использование грамматических средств оказывают различные словари, справочники (толковые, фразеологические и т. п.).
Словари помогут уточнить значение малопонятных слов, выяснить значение незнакомых и дадут возможность предупреждать ошибки и неточности их употребления. В словарях указаны нормы постановки ударения в словах, имеются данные об образовании некоторых грамматических форм и конструкций, указаны нормы литературного произношения.
Обогащению речи педагога способствует заучивание пословиц, поговорок, фразеологических оборотов, крылатых выражений.
Часто встречающиеся лексико-грамматические ошибки педагогов.
Таким образом, культура речи — широкое и емкое многокомпонентное понятие. Каждому педагогу важно ею обладать для того, чтобы успешно решать многочисленные профессиональные задачи. Считая культуру речи чем-то второстепенным, педагог автоматически «переводит себя» в разряд некомпетентных людей, а значит, не владеющих в полной мере своей профессией.
Материалы по теме:
- Ильин Е. П. Психология для педагогов. – СПб. : Питер, 2012. – 640 с. : ил. – (Серия «Мастера психологии).
- Культура речи педагога. https://studopedia.ru/6_63072_kultura-rechi-pedagoga.html
- Львов М. Р. Основы теории речи : учебное пособие (М., 2000).
- Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада / В. И. Логинова, А. И. Максаков, М. И. Попова и др. ; Под ред. Ф. А. Сохина. – М. : Просвещение, 1984.
- Риторика. Вводный курс : [электронный ресурс] учеб. пособие / В. И. Аннушкин. - 5-е издание.
- Соколова С. А. Коммуникативная культура педагога. https://infourok.ru/user/sokolova-sveltana-aleksandrovna/blog/kommunikativnaya-kultura-pedagoga-rechevie-oshibki-117337.html