Ольга Салтанова
Логоритмические занятия в системе преодоления нарушений фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников
▼ Скачать
. Постоянный рост числа детей с отклоняющимся развитием выдвигает диагностико-коррекционные и профилактические направления деятельности дошкольных образовательных учреждений в ряд наиболее значимых и приоритетных. Самую многочисленную группу – до 80 % (по данным О. А. Степановой, 2004г.) от всех детей дошкольного возраста – сегодня составляют дети с отклонениями в речевом развитии. И всё более актуальным становится поиск путей повышения эффективности логопедической работы.
Публикация «Логоритмические занятия в системе преодоления нарушений фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Логопедические занятия
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
Логоритмические занятия — это интегрированная деятельность, в которой объединяются задачи коррекции и развития детской личности.
Коррекционная работа при псевдобульбарной дизартрии с использованием логоритмических занятий способствует понижению возбудимости мышц, коррекции просодических, двигательных, фонетико-фонематических нарушений у детей, создает положительный эмоциональный фон реабилитации (снятие фактора тревожности, возникающего у данного контингента детей вследствие резкого изменения социального и личностного статуса); развитие и коррекция сенсорных процессов; растормаживание речевой функции.
В рамках психолого-педагогической квалификации речевых нарушений Р. Е. Левина выделила группу детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. К этой категории относятся дети с нормальным физическим слухом и интеллектом, у которых нарушены произносительная сторона речи и особый – фонематический – слух.
Профессор Т. Б. Филичева раскрыла три возможных состояния при недоразвитии фонематического слуха :
недостаточное различение и узнавание только тех звуков, произношение которых нарушено;
недостаточное различение значительного количества звуков из разных фонетических групп при относительно сформированном их произношении;
глубокое фонематическое недоразвитие, когда ребенок практически не может выделить из состава слов, определить последовательность звуков в слове.
Анализ теоретической литературы (Хватцев М. Е, Правдина О. В, Мастюкова Е. М, Ипполитова М. В, Винарская Е. Н, Г. В. Чиркина и других) позволил выявить противоречия между значительной распространённостью детей-дизартриков с низким уровнем развития моторики и просодики и недостаточным внедрением приемов логоритмического воздействия, которые являются составной частью комплексного лечебно-педагогического метода преодоления речевого нарушения.
Объект исследования – речевая деятельность, особенности моторной сферы, система логоритмических занятий, способствующая коррекции звукопроизношения у детей с псевдобульбарной дизартрией
Предмет исследования – процесс создания, апробирования и совершенствования системы логоритмических занятий, способствующей коррекции звукопроизношения у детей с псевдобульбарной дизартрией.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и апробировать технологию логоритмического воздействия, направленную на преодоление фонетического недоразвития речи у детей с псевдобульбарной дизартрией.
Гипотеза исследования: эффективность коррекционной работы по коррекции звукопроизношения у детей с псевдобульбарной дизартрией повышается, если в систему работы включены занятия по логоритмике
В ходе констатирующего эксперимента было проведено комплексное логопедическое обследование дошкольников 5-летнего возраста
Были выделены следующие принципы построения системы экспериментального обучения, определяющие специфику коррекционно-логопедического воздействия (Р. Е. Левина) :
1. Принцип системности.
2. Принцип развития.
3. Принцип связи речи с другими сторонами психического развития ребенка;
4. Принцип учета личности и социальной природы человека.
При составлении этапов логопедического обследования старших дошкольников мы руководствовались методами обследования детей с нарушением речи, предложенными Р. Е. Левиной, и методическими рекомендациями, предложенными Н. М. Трубниковой (речевая карта).
При изучении анамнестических данных было установлено, что у всех детей анамнез отягощен.
По представленной бальной системе количество детей, выполнивших двигательные задания на высоком уровне, составило 0 человек, на среднем уровне – 10 человек, на низком – 0 человек.
Испытуемые имели низкие показатели выполнения заданий, требующих зрительного анализа пространственного поля, согласованной деятельности различных мышечных групп, а также мышечной силы.
При обследовании фонетической стороны речи у всех обследуемых детей было выявлено: наблюдаются различные виды сигматизма у всех детей, особенно часто межзубный и боковой. У 5 детей наблюдались полиморфные нарушения звукопроизношения, у остальных мономорфное нарушение звукопроизношения.
Обследование состояния фонематического слуха показало, что функции фонематического слуха у всех детей сформированы недостаточно. Для всех обследуемых детей оказалось затруднительным опознание фонем, выделение звука среди слогов. Анализ результатов проведенного обследования позволил выявить соотношение частично сохранных и нарушенных функций в развитии детей. Это соотношение показало, что трудности развития речи у детей с псевдобульбарной дизартрией обусловлены недоразвитием фонетико-фонематической стороны речи и моторной сферы.
После проведения констатирующего эксперимента обследуемая группа детей была поделена на две группы по 5 человек.
Исходя из фоновых результатов диагностирования каждой исследуе-мой группы (констатирующая часть эксперимента) определялся алгоритм коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с дефектами произношения, обусловленными псевдобульбарной дизартрией.
Логоритмические занятия для детей с дизартрией строились на ос-нове общих положений коррекционно-педагогической работы с дошкольниками, имеющими отклонения в речевом развитии, и тео-ретической концепции о структуре дефекта (наличии первичных и вторичных отклонений).
Мы определили основные направления логоритмических занятий при работе с детьми с псевдобульбарной дизартрией:
1. Повышение эмоционального тонуса, снижение неуверенности, зажатости у ребенка с речевым дефектом или личностными комплексами.
2. Коррекция просодической стороны речи :
- нормализация речевого дыхания;
- нормализация ритмико-интонационной стороны речи;
- восстановление голосовой функции
3. Коррекция и развитие моторной функции:
- нормализация артикуляторной, мимической, общей и тонкой ручной моторики;
- развитие координации движений и речи.
4. Коррекция и развитие общих речевых навыков:
- развитие слухового и речевого внимания;
- автоматизация звукопроизношения;
- расширение лексического запаса.
Основным принципом построения занятий является тесная связь слова, движения и музыки. Используемые виды музыкальной деятельности традиционны - это слушание музыки, исполнительство (включающее пение, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах, творчество, но имеют свои особенности в работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями.
Возраст детей-дизартриков (дошкольники) определил подбор музыкальных произведений, инструментов и формы работы (подгрупповая). Психофизические особенности дошкольников требуют от логопеда ориентации на,Программу обучения и воспитания в детском саду, (М. А. Васильева) и ведущую деятельность данного возраста – игровую
I этап коррекционной работы (подготовительный)
• активизация ребёнка на преодоление речевого и голосового нарушения, стимуляция его мотивационной сферы, формирование потребностей в данной деятельности;
• активизация артикуляционной моторики;
• снятие напряжения с мышц артикуляционного аппарата;
• формирование навыка направленного ротового выдоха, дифференциацию носового и ротового дыхания;
• торможение навыка патологической артикуляции, голосоведения.
II этап коррекционной работы (основной) методики Основной этап включает направления работы, описанные в традиционных методиках, а также игровые формы упражнений с музыкальным сопровождением, подобранные нами, направленные на:
• нормализацию деятельности артикуляционного аппарата;
• формирование артикуляции звуков;
• устранение назального оттенка голоса;
• дифференциацию звуков;
• нормализацию просодической стороны речи;
• автоматизацию приобретённых навыков в свободном речевом общении;
• коррекцию фонематических процессов.
Система коррекционной работы по развитию фонетически правильной речи включает следующие разделы:
• развитие движений мягкого нёба;
• устранение назального оттенка речи;
• постановка звуков;
• автоматизация звуков;
• дифференциация звуков.
Воспитание правильного звукопроизношения проводим обычными коррекционными методами. Специфичным является постоянный контроль за направлением воздушной струи и порядок постановки звуков.
Система логоритмической работы, предлагаемая нами, предполагает деление всех занятий (длительность каждого 20-30 мин.) на серии по принципу актуальности тех или иных упражнений на данный момент.
Мы предлагаем следующую последовательность постановки звуков на логопедическом занятии и автоматизации их произношения на логоритмических занятиях :
в I серии занятий — гласные звуки;
во II серии —[л], [ф], [в], [п], [т], [х], [л], [ф], [в], [й], [т], [х],
в III серии —[б], [д], [к], [г], [м], [н], [б], [д], [к], [г], [м], [н],
в IV серии —[ц], [ш], [ж], [ч], [с], [з], [р], [с], [з], [р].
Анализируя проведенную работу, мы подсчитали средний балл, набранный каждым ребенком при обследовании, для представления и обоснования полученных результатов всех видов исследования.
В результате коррекционно-развивающей работы по традиционной методике и экспериментальной методике были получены значимые различия в показателях развития моторной сферы и речи.
Сравнительный анализ показателей развития в контрольной и экспериментальной группе говорит о том, что использование методики логоритмического воздействия в комплексе коррекционных мер по преодолению у детей псевдобульбарной дизартрии является более эффективной в плане развития моторной сферы, звукопроизношения, фонематического слуха и восприятия – что подтверждает выдвинутую нами гипотезу.