МААМ-картинки

Логоритмические занятия в системе преодоления нарушений фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников

Ольга Салтанова
Логоритмические занятия в системе преодоления нарушений фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

. Постоянный рост числа детей с отклоняющимся развитием выдвигает диагностико-коррекционные и профилактические направления деятельности дошкольных образовательных учреждений в ряд наиболее значимых и приоритетных. Самую многочисленную группу – до 80 % (по данным О. А. Степановой, 2004г.) от всех детей дошкольного возраста – сегодня составляют дети с отклонениями в речевом развитии. И всё более актуальным становится поиск путей повышения эффективности логопедической работы.

Публикация «Логоритмические занятия в системе преодоления нарушений фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников» размещена в разделах

Логоритмические занятия — это интегрированная деятельность, в которой объединяются задачи коррекции и развития детской личности.

Коррекционная работа при псевдобульбарной дизартрии с использованием логоритмических занятий способствует понижению возбудимости мышц, коррекции просодических, двигательных, фонетико-фонематических нарушений у детей, создает положительный эмоциональный фон реабилитации (снятие фактора тревожности, возникающего у данного контингента детей вследствие резкого изменения социального и личностного статуса); развитие и коррекция сенсорных процессов; растормаживание речевой функции.

В рамках психолого-педагогической квалификации речевых нарушений Р. Е. Левина выделила группу детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. К этой категории относятся дети с нормальным физическим слухом и интеллектом, у которых нарушены произносительная сторона речи и особый – фонематический – слух.

Профессор Т. Б. Филичева раскрыла три возможных состояния при недоразвитии фонематического слуха :

недостаточное различение и узнавание только тех звуков, произношение которых нарушено;

недостаточное различение значительного количества звуков из разных фонетических групп при относительно сформированном их произношении;

глубокое фонематическое недоразвитие, когда ребенок практически не может выделить из состава слов, определить последовательность звуков в слове.

Анализ теоретической литературы (Хватцев М. Е, Правдина О. В, Мастюкова Е. М, Ипполитова М. В, Винарская Е. Н, Г. В. Чиркина и других) позволил выявить противоречия между значительной распространённостью детей-дизартриков с низким уровнем развития моторики и просодики и недостаточным внедрением приемов логоритмического воздействия, которые являются составной частью комплексного лечебно-педагогического метода преодоления речевого нарушения.

Объект исследования – речевая деятельность, особенности моторной сферы, система логоритмических занятий, способствующая коррекции звукопроизношения у детей с псевдобульбарной дизартрией

Предмет исследования – процесс создания, апробирования и совершенствования системы логоритмических занятий, способствующей коррекции звукопроизношения у детей с псевдобульбарной дизартрией.

Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и апробировать технологию логоритмического воздействия, направленную на преодоление фонетического недоразвития речи у детей с псевдобульбарной дизартрией.

Гипотеза исследования: эффективность коррекционной работы по коррекции звукопроизношения у детей с псевдобульбарной дизартрией повышается, если в систему работы включены занятия по логоритмике

В ходе констатирующего эксперимента было проведено комплексное логопедическое обследование дошкольников 5-летнего возраста

Были выделены следующие принципы построения системы экспериментального обучения, определяющие специфику коррекционно-логопедического воздействия (Р. Е. Левина) :

1. Принцип системности.

2. Принцип развития.

3. Принцип связи речи с другими сторонами психического развития ребенка;

4. Принцип учета личности и социальной природы человека.

При составлении этапов логопедического обследования старших дошкольников мы руководствовались методами обследования детей с нарушением речи, предложенными Р. Е. Левиной, и методическими рекомендациями, предложенными Н. М. Трубниковой (речевая карта).

При изучении анамнестических данных было установлено, что у всех детей анамнез отягощен.

По представленной бальной системе количество детей, выполнивших двигательные задания на высоком уровне, составило 0 человек, на среднем уровне – 10 человек, на низком – 0 человек.

Испытуемые имели низкие показатели выполнения заданий, требующих зрительного анализа пространственного поля, согласованной деятельности различных мышечных групп, а также мышечной силы.

При обследовании фонетической стороны речи у всех обследуемых детей было выявлено: наблюдаются различные виды сигматизма у всех детей, особенно часто межзубный и боковой. У 5 детей наблюдались полиморфные нарушения звукопроизношения, у остальных мономорфное нарушение звукопроизношения.

Обследование состояния фонематического слуха показало, что функции фонематического слуха у всех детей сформированы недостаточно. Для всех обследуемых детей оказалось затруднительным опознание фонем, выделение звука среди слогов. Анализ результатов проведенного обследования позволил выявить соотношение частично сохранных и нарушенных функций в развитии детей. Это соотношение показало, что трудности развития речи у детей с псевдобульбарной дизартрией обусловлены недоразвитием фонетико-фонематической стороны речи и моторной сферы.

После проведения констатирующего эксперимента обследуемая группа детей была поделена на две группы по 5 человек.

Исходя из фоновых результатов диагностирования каждой исследуе-мой группы (констатирующая часть эксперимента) определялся алгоритм коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с дефектами произношения, обусловленными псевдобульбарной дизартрией.

Логоритмические занятия для детей с дизартрией строились на ос-нове общих положений коррекционно-педагогической работы с дошкольниками, имеющими отклонения в речевом развитии, и тео-ретической концепции о структуре дефекта (наличии первичных и вторичных отклонений).

Мы определили основные направления логоритмических занятий при работе с детьми с псевдобульбарной дизартрией:

1. Повышение эмоционального тонуса, снижение неуверенности, зажатости у ребенка с речевым дефектом или личностными комплексами.

2. Коррекция просодической стороны речи :

- нормализация речевого дыхания;

- нормализация ритмико-интонационной стороны речи;

- восстановление голосовой функции

3. Коррекция и развитие моторной функции:

- нормализация артикуляторной, мимической, общей и тонкой ручной моторики;

- развитие координации движений и речи.

4. Коррекция и развитие общих речевых навыков:

- развитие слухового и речевого внимания;

- автоматизация звукопроизношения;

- расширение лексического запаса.

Основным принципом построения занятий является тесная связь слова, движения и музыки. Используемые виды музыкальной деятельности традиционны - это слушание музыки, исполнительство (включающее пение, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах, творчество, но имеют свои особенности в работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями.

Возраст детей-дизартриков (дошкольники) определил подбор музыкальных произведений, инструментов и формы работы (подгрупповая). Психофизические особенности дошкольников требуют от логопеда ориентации на,Программу обучения и воспитания в детском саду, (М. А. Васильева) и ведущую деятельность данного возраста – игровую

I этап коррекционной работы (подготовительный)

• активизация ребёнка на преодоление речевого и голосового нарушения, стимуляция его мотивационной сферы, формирование потребностей в данной деятельности;

• активизация артикуляционной моторики;

• снятие напряжения с мышц артикуляционного аппарата;

• формирование навыка направленного ротового выдоха, дифференциацию носового и ротового дыхания;

• торможение навыка патологической артикуляции, голосоведения.

II этап коррекционной работы (основной) методики Основной этап включает направления работы, описанные в традиционных методиках, а также игровые формы упражнений с музыкальным сопровождением, подобранные нами, направленные на:

• нормализацию деятельности артикуляционного аппарата;

• формирование артикуляции звуков;

• устранение назального оттенка голоса;

• дифференциацию звуков;

• нормализацию просодической стороны речи;

• автоматизацию приобретённых навыков в свободном речевом общении;

• коррекцию фонематических процессов.

Система коррекционной работы по развитию фонетически правильной речи включает следующие разделы:

• развитие движений мягкого нёба;

• устранение назального оттенка речи;

• постановка звуков;

• автоматизация звуков;

• дифференциация звуков.

Воспитание правильного звукопроизношения проводим обычными коррекционными методами. Специфичным является постоянный контроль за направлением воздушной струи и порядок постановки звуков.

Система логоритмической работы, предлагаемая нами, предполагает деление всех занятий (длительность каждого 20-30 мин.) на серии по принципу актуальности тех или иных упражнений на данный момент.

Мы предлагаем следующую последовательность постановки звуков на логопедическом занятии и автоматизации их произношения на логоритмических занятиях :

в I серии занятий — гласные звуки;

во II серии —[л], [ф], [в], [п], [т], [х], [л], [ф], [в], [й], [т], [х],

в III серии —[б], [д], [к], [г], [м], [н], [б], [д], [к], [г], [м], [н],

в IV серии —[ц], [ш], [ж], [ч], [с], [з], [р], [с], [з], [р].

Анализируя проведенную работу, мы подсчитали средний балл, набранный каждым ребенком при обследовании, для представления и обоснования полученных результатов всех видов исследования.

В результате коррекционно-развивающей работы по традиционной методике и экспериментальной методике были получены значимые различия в показателях развития моторной сферы и речи.

Сравнительный анализ показателей развития в контрольной и экспериментальной группе говорит о том, что использование методики логоритмического воздействия в комплексе коррекционных мер по преодолению у детей псевдобульбарной дизартрии является более эффективной в плане развития моторной сферы, звукопроизношения, фонематического слуха и восприятия – что подтверждает выдвинутую нами гипотезу.

Публикации по теме:

Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологийКоррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий «Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий» Актуальность выбора темы работы. В последние.

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в средней группе «Звук [М]»Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в средней группе «Звук [М]» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Закреплять, уточнять произношение звука [м] изолированно, в слогах, словах, предложениях. • Развивать.

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в средней группе «Звуки [У]-[А]»Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в средней группе «Звуки [У]-[А]» Тема: «Звуки [У]-[А]. Совушка и клоун Алик в гостях у детей». Задачи: Коррекционно-образовательные: • Закреплять, уточнять произношение.

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в старшей группе «Звук [К’]. Утёнок Кеша»Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в старшей группе «Звук [К’]. Утёнок Кеша» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Закреплять, уточнять произношение звука [к’] изолированно, в слогах, словах, предложениях. • Развивать.

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в старшей группе «Звуки [Д] и [Д’]»Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в старшей группе «Звуки [Д] и [Д’]» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Закреплять, уточнять произношение звуков [Д] и [Д’] изолированно, в слогах, словах, предложениях.

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в старшей группе «Звуки [В] и [В’]»Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в старшей группе «Звуки [В] и [В’]» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Закреплять, уточнять произношение звуков [В] и [В’] изолированно, в слогах, словах, предложениях.

Конспект по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей группе «Звуки [У], [А], [О]» ЦЕЛЬ: Формирование умения различать звуки на примере гласных звуков А, У, О. ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности.

Логопедическая работа по преодолению нарушений произносительной стороны речи у детей с дизартрией Из года в год отмечается рост числа детей, имеющих различные расстройства языка и речи у детей. В логопедической литературе они описываются.

О небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возрастаО небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста Консультация для педагогов и родителей В последнее время значительно увеличилось количество детей, имеющих различные отклонения как в физическом,.

Взаимодействие учителя-логопеда и семьи по формированию звукопроизносительной стороны речи у дошкольников с ОНР Одним из важных условий для всестороннего и полноценного развития ребенка является его взаимодействие и общение со взрослыми посредством.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логоритмические занятия в системе преодоления нарушений фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников
Опубликовано: 15 апреля 2023 в 05:55
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Логоритмические занятия в системе преодоления нарушений фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Салтанова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД