Елена Маркелова
Проект «Родственные слова»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Родственные слова» совершенствуя устную речь будущих школьников, способствует улучшению грамотности письменной речи.
Участники проекта:
- дети подготовительной к школе группе;
- воспитатель;
- родители;
- учитель-логопед.
Срок реализации:
2 месяца.
Цель:
Формировать предпосылки к успешному обучению в школе старших дошкольников, совершенствуя их устную речь.
Задачи:
*Познакомить детей с понятием «родственные слова»;
*Продолжать расширять словарный запас детей, систематизировать его по группам родственных слов;
Публикация «Проект „Родственные слова“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
*Закреплять словообразовательные навыки;
*Развивать память, внимание, мышление, творческие
способности, связную речь в процессе составления предложений и текстов с родственными словами.
*Привлечь родителей к совместной с детьми деятельности;
*Воспитывать инициативность, интерес к родному языку.
Пояснительная записка
Данный проект направлен на совершенствование устной речи будущих школьников; способствует улучшению грамотности речи дошкольников.
Работа по формированию словообразовательных навыков способствует: первоначальному ознакомлению ребёнка с морфологическим составом слова, учит более точному и глубокому пониманию смыслового значения слов. Дошкольники овладевают навыком подбора однокоренных родственных слов, активно обогащается словарный запас. Большой словарный запас, и правильное понимание смыслового значения слов помогает дошкольнику быстро и безошибочно подбирать однокоренные проверочные слова и научиться применять на практике грамматические правила.
Новизна проекта: через использование игровых, инновационных технологий (ИКТ технологий, создание педагогических условий для развития речи в целом, создание книги «Слова-родственники», формировать у дошкольников умение применять полученные знания в повседневной жизни.
Принципы, положенные в основу проекта:
• Принцип занимательности и игры необходим для вовлечения детей в целенаправленную речевую деятельность, сохранение интереса к родному языку.
• Принцип новизны позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к речевой деятельности, максимально активизируя речевую активность
• Принцип комплексного подхода позволяет разносторонне воздействовать на ребенка, способствует формированию словообразовательных навыков и вовлечение его, в речевое общение.
• Принцип интеграции знаний в единое поле деятельности и дальнейшему обучению в школе.
• Принцип сотрудничества позволяет создать атмосферу доброжелательной, речевой обстановки как в детском саду, так и в домашних условиях, с родителями.
Гипотеза:
Представленный проект с элементами игровых технологий, использования ИКТ технологий, разработан с учётом возрастных и речевых особенностей детей дошкольного возраста, позволяет формировать у них навыки самостоятельной речевой деятельности по подбору родственных слов, закрепляется умение подбирать родственные слова при составлении предложений и короткого рассказа.
Этапы работы над проектом.
I этап - организационный
- Исследование уровня речевых знаний по словообразованию.
- Выявление проблемы.
- Формулировка задач проекта.
- Составление плана совместных мероприятий.
- Подбор и изучение методической, художественной литературы.
- Создание презентации.
- Изготовление методических пособий, разработка дидактических игр и речевых упражнений, памяток, книжек-раскрасок
«Слова-родственники»
II этап – практический:
-организация совместной деятельности учителя-логопеда,
детей, воспитателя, родителей.
- Организация развивающей, познавательной, предметной среды.
III этап – заключительный:
- Проведение презентации для педагогов ДОУ;
- Игра-соревнование «Раз словечко,два словечко»
- Изготовление и презентация книжек-малышек; книги «Слова-родственники»
Осуществление практической части проекта
Развивающая среда
1. Подборка заданий и упражнений для игровой деятельности детей.
2. Подборка предметных картинок для самостоятельного образования детьми родственных слов.
3. Книга «Слова-родственники» для совместной деятельности детей и педагогов.
4. Книжки-малышки с иллюстрациями к набору родственных слов, использующиеся для лучшего запоминания этих слов, придумывания предложений и рассказов под руководством педагогов и в самостоятельной деятельности детей.
5. Книжки-раскраски «Слова-родственники»
Работа с детьми
1. Использование игровых заданий в процессе индивидуальной и подгрупповой коррекционной образовательной деятельности.
2. Игра-соревнование «Раз словечко, два словечко».
4. Игровая деятельность детей с воспитателем в режимные моменты.
Самостоятельная деятельность детей
1. Рассматривание книжек-малышек по теме «Слова-родственники».
2. Подбор родственных слов к названиям предметных картинок.
Работа с родителями
1. Памятка «Слова-родственники» с играми и упражнениями.
2. Изготовление родителями с детьми книжки-малышки.
Работа с педагогами
1. Консультация для воспитателей ДОУ «Родственные слова».
2. Ознакомление с подборкой игровых заданий для совместной деятельности воспитателей и детей.
Таким образом, наша гипотеза нашла свое подтверждение и работа по данному проекту позволяет формировать у детей навыки самостоятельной речевой деятельности по подбору родственных слов, закрепляет умение подбирать родственные слова при составлении предложений и короткого рассказа.